ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12480/18 от 13.09.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Суденко О.В. дело № 33-12480/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Волгоград 13 сентября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самойловой Н.Г.,

судей Петровой Т.П., Нагиной О.Ю.,

при секретаре Улюмжеевой Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой Валентины Константиновны к администрации городского округа г. Волжский о замене электропроводки,

по апелляционной жалобе истца Казаковой Валентины Константиновны,

на решение Волжского городского суда г. Волгограда от 08 июня 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении искового заявления Казаковой Валентины Константиновны к администрации городского округа г. Волжский о замене электропроводки - отказать.

Заслушав доклад судьи Петровой Т.П., выслушав объяснения истца Казаковой В.К. и представителя ГУ МЧС России по Волгоградской области Малахова А.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика – администрации городского округа г. Волжский Волгогардской области Андреевой С.А., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,

установила:

Казакова В.К. обратилась в суд с иском к администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области о замене электропроводки.

В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира <адрес>

На основании решения Волжского городского суда, администрацией городского округа г. Волжский был проведен капительный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения и отопления на лестничных клетках.

Для освещения коридоров и лестничных клеток в подъезде № 2 открыто проложены электрические кабели и провода, что не соответствует требованиям пожарной безопасности.

Просила обязать администрацию городского округа г. Волжский в срок до 01 августа 2018 года, заменить открытую электропроводку на скрытую электропроводку на лестничных клетках в подъезде № 2 дома <адрес>

Судом постановлено указанное выше решение.

Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, в апелляционной жалобе Казакова В.К., просит решение отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на неверное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального законодательства.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда данным требованиям закона не отвечает в силу следующих обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Судом апелляционной инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что Казакова В.К. является собственником квартиры № 95, расположенной в многоквартирном доме <адрес>

Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 18 ноября 2011 года, администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области обязана произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме <адрес>, в срок до 31 декабря 2012 года, а именно, в том числе, произвести капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения.

По сообщению КЖД администрации городского округа г. Волжский, работы по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № <...> выполнены ООО «ГАЗСТРОЙПРОЕКТ» на основании контракта от 05 октября 2015 года № 294529 и дополнительного соглашения от 29 декабря 2015 года № 48 по проектно- сметной документации, разработанной ООО «ДАКСОН-ЭКОЛОГИЯ» на основании договора от 21 мая 2015 года № 27.

Работы по техническому надзору за выполнением капитального ремонта общего имущества выполнены ООО «Технадзор-Сервис» на основании контракта от 20 мая 2015 года № 303791.

Выполненные работы по капитальному ремонту системы электроснабжения соответствуют правилам устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2012 года № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, ссылался на акт обследования (проверки) зданий сооружений, помещений от 01 июня 2018 года, составленный комиссией в составе заместителя председателя КЖД, начальника ООРОЖКХ, государственным инспектором ОНД и ПР, энергетика ООО «Лада Дом»», инженера ООО «Стройтехнадзор», согласно которому в результате произведенного обследования внутридомовых инженерных систем электроснабжения МКД № <адрес> установлено: работы по капитальному ремонту системы электроснабжения выполнены в соответствии с ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», правилами устройства электроустановок, утвержденными приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), сводом правил «СА 1.13130.2009 свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», «СП 256.1325800,2016. СП31-110-2003. Свод правил. Электроустановки жилых и общественных зданий. Правил проектирования и монтажа».

Комиссия пришла в выводу, что замена существующей электропроводки на новую, технически невозможно, по причине несоответствия габаритов существующих этажных щитков и вновь монтируемого электрооборудования.

При замене электропроводок в существующих зданиях допускается прокладка линий питания освещения лестничных клеток и коридоров, а также линий питания квартир в стальных трубах, обладающих локализационной способностью, если выполнение скрытой проводки невозможно (требует штробления основных несущих элементов строительных конструкций: капитальных стен, железобетонных ригелей и перекрытий) (п. 15.11 «СП 256.1325800,2016. СП31-110-2003. Свод правил. Электроустановки жилых и общественных зданий. Правил проектирования и монтажа»).

Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требовании пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

П. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ устанавливает, что его положения обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Строительные нормы и правила закрепляют юридически обязательные конкретные минимальные требования технического характера к объектам защиты -зданиям, сооружениям, которые выступают критерием пожарной безопасности на всех стадиях их жизненного цикла, в том числе эксплуатации.

В соответствии с п. 4.4.4 Свода правила «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 171 в лестничных клетках не допускается размещать открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток.

Согласно п. 2.1.4 Правил устройства электроустановок. Шестое издание, утвержденное Главтехуправлением, Госэнергонадзором минэнерго СССР 05 октября 1979 года (в ред. От 20 июня 2003 года). электропроводки разделяются на следующие виды: открытая электропроводка - проложенная по поверхности стен, потолков, по фермам и другим строительным элементам зданий и сооружений, по опорам и т.п. и скрытая электропроводка - проложенная внутри конструктивных элементов зданий и сооружений (в стенах, полах, фундаментах, перекрытиях), а также по перекрытиям в подготовке пола, непосредственно под съемным полом и т.п.

В соответствии с п. 14.11 СП 31-110-2003. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (одобрен и рекомендован к применению Постановлением Госстроя РФ от 26 октября 2003 года № 194) (далее СП 2003) в лестничных клетках открытая прокладка кабелей и проводов не допускается. Разрешается прокладка линий питания освещения лестничных клеток и коридоров, а также линий питания квартир в зданиях высотой до 5 этажей в стальных трубах и коробах.

Согласно п. 15.10 СП 256.1325800.2016. Свод правил. Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» (утв. Приказом Минстроя России от 29 августа 2016 года № 602/пр) (далее СП 2016) стояки питающих линий квартир, групповых линий лестничного освещения в жилых зданиях должны, как правило, прокладываться скрыто, в каналах строительных конструкций (электроблоков), а также в устройствах этажных распределительных прислонного типа. В этих же конструкциях рекомендуется размещать совмещенные этажные электрошкафы (щитки) и ящики для соединений и разветвлений проводников. Разрешается для выполнения стояков применять шинопроводы (комплектные токопроводы) и трубы. Прокладка стояков в квартирах, а также через помещения других собственников не допускается. Шинопроводы должны соответствовать требованиям ГОСТ 6815, ГОСТ 28668, ГОСТ Р 51321.1, ГОСТ Р 51321.2.

П. 15.11 СП 2016 предусматривает, что в лестничных клетках открытая прокладка кабелей и проводов не допускается за исключением электропроводки для слаботочных устройств.

При замене электропроводок в существующих зданиях допускается прокладка линий питания освещения лестничных клеток и коридоров, а также линий питания квартир в стальных трубах, обладающих локализационной способностью, если выполнение скрытой проводки невозможно (требует штробления основных несущих элементов строительных конструкций: капитальных стен, железобетонных ригелей и перекрытий).

В соответствии с техническим паспортом дома № <адрес>, проводка электроосвещения до капитального ремонта дома была скрытая, что самим ответчиком не оспаривается.

Довод ответчика о том, что СП 2003 разрешается прокладка линий питания квартир в зданиях высотой до 5 этажей стальных трубах и коробах, а на 9-ти этажные здания эти ограничения не распространяются, основаны на неверном толковании норм права, в соответствии с которыми в лестничных клетках открытая прокладка кабелей и проводов не допускается.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что электропроводка проведена с нарушением п. 14.11 СП 2003 и п. 15.10 СП 2016. Дальнейшая эксплуатация указанной линии электропроводки, может привести к угрозе жизни или здоровью истца, проживающих в указанном доме людей, угрозе для их имущества вследствие возможного возникновения пожара.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; на получение информации по вопросам пожарной безопасности; на участие в обеспечении пожарной безопасности. Граждане обязаны: соблюдать требования противопожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного противопожарного надзора.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку по смыслу приведенных выше норм права юридически значимым обстоятельством по названной категории дел является установление факта нарушения норм пожарной и иной безопасности. При этом установление наступления конкретных вредных последствий либо угрозы их наступления вследствие несоблюдения обязательных правил и норм правового значения не имеет.

Довод ответчика о том, что замена существующей проводки на новую, технически невозможна, по причине несоответствия габаритов существующих этажных щитков и вновь монтируемого оборудования, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, поскольку Строительные нормы и правила, устанавливающие общие требования пожарной защиты помещений, зданий и других сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, являются обязательными.

На основании изложенного обжалуемое судебное решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом, судебная коллегия приходит к выводу об установлении администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области срока для исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления его в законную силу, то есть с момента вынесения настоящего определения, что является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Волжского городского суда г. Волгограда от 08 июня 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Казаковой Валентины Константиновны к администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области об обязании заменить электропроводку, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа г. Волжский Волгоградской области заменить открытую электрическую проводку в лестничных клетках дома <адрес> на скрытую, в течение 6 месяцев.

Председательствующий:

Судьи: