Судья Коротаева О.А.
Дело № 33-12485
г.Пермь 01 ноября 2017 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Фомина В.И.
Судей Треногиной Н.Г., Симоновой Т.В.
при секретаре Араслановой О.Р. рассмотрела в отрытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Перми от 15.08.2017, которым постановлено:
"Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей П1., Б1., Б2., к Управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании распоряжения № ** от 15.11.2016 об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшение жилищных условий, распоряжения № ** от 30.06.2017 об отказе в принятии семьи на учет в качестве участников программы 1 «Государственная поддержка семей и детей» государственной подпрограммы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы « Жилище» на 2011-2015 годы, о возложении обязанности признать молодую семью ФИО1 в составе четырех человек, нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязанности включить молодую семью ФИО1 в составе четырех человек состав участников подпрограммы 1 «Государственная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы « Жилища» на 2011-2015 годы с 30.06.2017 оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Н.Г. Треногиной, объяснения ФИО1, ее представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, проверив дело, судебная коллегия,
установила:
ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей П1., Б1., Б2. обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, с учетом уточненных исковых требований, о признании распоряжения № ** от 15.11.2016 об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, распоряжения № ** от 30.06.2017 об отказе в принятии семьи на учет в качеств участников подпрограммы 1 «Государственная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, о возложении обязанности признать молодую семью ФИО1 в составе четырех человек, нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязанности включить молодую семью ФИО1 в составе четырех человек в состав участников подпрограммы 1 «Государственная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с 30.06.2017 (л.д. 4-8,31).
Требования мотивированы тем, что в ноябре 2016 года истец обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми ( далее Управление) с заявлением о признании ее семьи в составе 4-х человек нуждающейся в улучшении жилищных условий для дальнейшего участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края».
15.11.2016 начальником Управления вынесено распоряжение № ** об отказе в признании молодой семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий, который мотивирован тем, что представлен не полный пакет предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов, указано на отсутствие справка ЦТИ о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности Б3., копии технического паспорта на квартиру по адресу: ****, а также на то, что по представленным документам обеспеченность общей площадью членов молодой семьи более учетной нормы. Полагает данные мотивы отказа необоснованны, в период с 2010 г. по февраль 2014 г. совместно с сыном П1. истец была зарегистрирована в квартире по адресу: ****, которое принадлежало на праве собственности лицу, не являющемуся членом ее семьи, правом пользования как члены семьи собственника истец и ее сын не обладали. С мая 2015 года по настоящее время истец с тремя несовершеннолетними детьми зарегистрированы по адресу: ****, собственником которой является Б3., и которая так же не является членом ее семьи, истец и дети не обладают в указанном помещении правом пользования, иных жилых помещений на праве собственности или на ином праве у истцов нет. В связи с изданием оспариваемого распоряжения, истец лишена возможности подать заявление и стать потенциальными участником Программы. В случае признания семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, истец имела бы право 16.11.2016 подать заявление о вступлении в Программу и быть принятой в состав участников по истечению 10 дней. 30.06.2017 распоряжением начальника Управления № ** ей отказано в постановке молодой семьи в очередь для участия в Подпрограмме.
В судебном заседании ФИО1, ее представитель на удовлетворении требований настаивали. Представители Управления жилищных отношений администрации г. Перми, Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, направили письменный отзыв, в которых требования истца считают необоснованными.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФИО1 и указывает, что представленным доказательствам дана неверная оценка, неправильно применены и истолкованы нормы материального права. Суд не дал оценку действиям ответчика по включению в расчет нуждаемости семьи истца жилой площади, принадлежащей Б3., которая не является членом семьи истца.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.
Судом установлено, что ФИО1 является матерью троих несовершеннолетних сыновей – П1.дата рождения, Б1.дата рождения, Б2.дата рождения.
В период с 2010г. по февраль 2014г. ФИО1 и П1. проживали и были зарегистрированы в квартире по адресу ****, находящейся в собственности П2., брак с которым ФИО1 расторгнут 20.03.2012.
Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 26.04.2016 установлен факт постоянного проживания ФИО1, П1., Б1. на территории г.Перми в период с 05.02.2014 по 27.05.2015.
ФИО1, П1. и Б1. с 27.05.2015, Б2. с 21.01.2016 проживают и зарегистрированы в квартире общей площадью 53,1 кв.м по адресу ****. совместно с Б3., Б4.. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Б3. 1\2 доля в праве собственности, Б5. 1\4 доля в праве собственности, Б6. 1\4 доля в праве собственности.
Б4. является отцом несовершеннолетних детей Б1., Б2., что сторонами не оспаривалось и подтверждается материалами дела.
Распоряжением начальником Управления № ** от 15.11.2016 ФИО1 с составом семьи из 4-х человек отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказ мотивирован тем, что представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как обеспеченность общей площадью жилых помещений превышает учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи, а также ввиду непредоставления документов- справки ГУП ЦТИ о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности Б3., копии технического паспорта жилого помещения по адресу ****.
Распоряжением начальника Управления № ** от 30.06.2017 ФИО1 отказано во включении семьи в список молодых семей состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «жилище» на 2015-2020 годы в связи с несоответствием молодой семьи требованиям определенным подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался положениями федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», Государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1322-п, в рамках которой принята Подпрограмма 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей», нормами ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса РФ и пришел к выводу, что распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № ** от 15.11.2016 является законным и обоснованным, принято на основании заявления и представленных истцом документов которые не подтверждают право ФИО1 состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в связи с непредоставлением обязательных документов, предусмотренных ч.4 ст. 52 ЖК РФ. Поскольку семья ФИО1 не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, она не отвечает необходимым условиям признания семьи в качестве молодой семьи для целей реализации жилищных прав предусмотренных подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище, поэтому ФИО1 правомерно отказано во включении семьи в список молодых семей состоящих на таком учете.
С данными выводами судебная коллегия соглашается и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010 утверждена целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Участие Пермского края в реализации указанной выше подпрограммы осуществляется посредством Государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1322-п, в рамках которой принята Подпрограмма 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей».
Целью указанной подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В настоящее время реализация названной Программы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, которым утвержден Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края" ( далее Порядок)
Согласно пункту 6 Порядка одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Порядка)
Исходя из содержания ч.1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Установив указанные выше фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции на основе анализа в совокупности представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку семья ФИО1 на момент обращения за признанием нуждающимися в улучшении жилищных условий 15.11.2016, по представленным документам не могла быть признана таковой ввиду обеспеченности общей площадью на каждого члена молодой семьи более учетной нормы г. Перми, а также по причине представления не полного пакет документов, указанных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, а именно отсутствие справки из ГУП ЦТИ о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности Б3., копии технического паспорта на жилое помещение, расположенное по адресу: ****.
Определяя обеспеченность семьи истцов жилой площадью, Управление жилищных отношений правомерно учитывало как жилое помещение по адресу: ****, площадью 53,1 кв.м., в котором семья истца проживает, а Б3. принадлежит 1\2доля в праве собственности, а также площадь иного находящегося в собственности Б3. жилого помещения по адресу ****, общей площадью 16-2, площадью 45,7 кв.м.
Вопреки доводам жалобы, истец не представила доказательств об условиях и порядке пользования совместно с детьми жилым помещением по месту регистрации и жительства - ****, с учетом его принадлежности этого жилого помещения по праву собственности отцу детей истицы Б5. и его матери Б3., договор, соглашение или иной документ, составленный в установленном законодательством порядке, отсутствует. С учетом данного обстоятельства, а также того факта, что Б3. дано письменное согласие на обработку персональных данных и предоставлена копия паспорта в рамках реализации мероприятий Программы, которое предоставляется всеми совершеннолетними членами семьи потенциального участника Программы в орган местного самоуправления, судебная коллегия полагает, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи ФИО1 произведено с учетом площади жилых помещений, принадлежащей Б3. правомерно.
Определяя законность действий Управления жилищных отношений администрации г.Перми при принятии решения об отказе во включении семьи ФИО1 с составом из четырех человек в список молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, определенным подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», суд обоснованно исходил из того, что для включения в названный список, молодая семья обязана предоставить все необходимые предусмотренные законодательством документы, в том числе решение о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, выданное органом местного самоуправления. Такое решение у истца отсутствует, и ответчику такое решение ФИО1 не представила.
Таким образом доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного следования и оценки суда первой инстанции и выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в связи с чем не могут быть приняты судебной коллегией.
Решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199,328 ГПК РФ, судебная коллегиям,
Определила:
Апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Перми от 15 августа 2017г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: