ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33 - 12493 /2016
28 июня 2016 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.
судей: Ткачевой А.А.
ФИО1
при секретаре Хусаиновой Л.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ткачевой А.А. дело по апелляционной жалобе представителя С.О.М. – В.Т.В. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 26 апреля 2016 года,
У С Т А Н О В И Л А:
С.О.М. обратилась в суд с иском к Башкирскому отделению №... ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей, указав в обоснование иска следующее. дата между истицей и Башкирским отделением ОАО «Сбербанк России» №... в дополнительном офисе по адресу: адрес был заключен договор банковского обслуживания №.... дата года в рамках указанного договора банковского обслуживания истице ответчиком были открыты следующие счета: «сберегательный счет» №..., согласно которому ответчик, принявший поступившую от истца денежную сумму в размере ... руб., принял на себя обязательство возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее в соответствии с условиями, предусмотренными договором; счет №... (карта ...№...), на котором находилась денежная сумма в размере ... руб.; счет №... (карта ...), на котором находилась денежная сумма в размере ... руб. дата истице стало известно следующее: со счета №... (карта ...) была снята денежная сумма в размере ... руб. и перечислена на счет №... (карта ...), на котором находилась денежная сумма в размере ... руб., и в дальнейшем со счета №... (карта ...), на котором находилась денежная сумма в размере ... руб., денежная сумма в размере ... руб. была перечислена на счет ...; со сберегательного счета №... была снята денежная сумма в размере ... руб. и перечислена на счет .... Денежные средства в указанном размере (в общей сумме ... руб.) были сняты с названных счетов, открытых на имя С.О.М. в данной кредитной организации, неправомерно, без ее согласия на это и по настоящее время не возвращены ей. дата истицей направлена ответчику претензия с требованием добровольно возместить причиненный ей ущерб, перечислив на ее счет денежную сумму в размере ... руб., однако претензия оставлена ответчиком без удовлетворения. В связи с этим истица, полагая, что в результате незаконных действий ответчика ей причинен ущерб в размере ... руб., просит взыскать с ответчика в свою пользу: денежную сумму в размере ... руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ...... руб., компенсацию морального вреда в размере ... руб., штраф за неудовлетворение в добровольном порядке законных требований потребителя в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в ее пользу, в возмещение расходов по оплате юридических услуг - ... руб., в возмещение расходов по оплате услуг нотариуса - ... руб.
Обжалуемым решением суда исковые требования С.О.М. к ПАО Сбербанк России о защите прав потребителей оставлены без удовлетворения (л.д. 118 – 125).
В апелляционной жалобе представитель С.О.М. – В.Т.В. ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности, указав в обоснование жалобы те же доводы, что и при подаче в суд иска к ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителей (л.д. 127 – 1128).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя С.О.М. – В.Т.В., поддержавшего жалобу по доводам, в ней изложенным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно руководствовался п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", положениями Федерального закона "О национальной платежной системе", ст. ст. 15, 845, 847, 848, 854 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что дата между ОАО "Сбербанк России" и С.О.М. был заключен договор банковского обслуживания №..., являющийся договором присоединения, условия которого определены ОАО "Сбербанк России" в стандартной форме, соответствующей нормам гражданского права Российской Федерации, и рассматриваются как соответствующее предложение ОАО "Сбербанк России", при этом С.О.М., подписав стандартной формы заявление о предоставлении кредита, таким образом акцептовала сделанное ей ОАО "Сбербанк России" предложение.
«Условия банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России", действующие с октября 2011 г. (как следует из их пункта 1.1) и заявление на банковское обслуживание, надлежащим образом заполненное и подписанное клиентом, в совокупности являются заключенным между клиентом и ОАО «Сбербанк России» договором банковского обслуживания (л.д. 77).
Как следует из пункта 1.5 «Условий банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России", в рамках данного договора клиентам ПАО «Сбербанк России» предоставляются услуги: по открытию и обслуживанию банковских счетов; по открытию и обслуживанию вкладов; по проведению операций по счетам и вкладам через удаленные каналы обслуживания, а именно, с использованием устройств самообслуживания ПАО «Сбербанк России», систем «Сбербанк ОнЛ@йн», «Мобильный банк», «Контактный Центр Банка».
При этом, в рамках данного договора клиент ПАО «Сбербанк России» в обязательном порядке открывает счет карты в рублях, к которому выпускается карта, и с использованием карты получает возможность совершения определенных договором операций по всем своим счетам, вкладам, счетам карт, открытым в ПАО «Сбербанк России», через удаленные каналы обслуживания (пункт 1.9 договора), действие данного договора распространяется на счета карт, открытые как до, так и после заключения договора, а также на вклады, обезличенные металлические счета, услуги предоставления в аренду индивидуального банковского сейфа и иные услуги, предусмотренные договором, открываемые (предоставляемые) клиенту в рамках договора.
Из материалов дела следует, что у С.О.М. имелись: дебетовая карта №... (номер счета карты – ...), выданная истице ОАО «Сбербанк России» на основании ее заявления от дата; карта ...№... (номер счета карты – ...), выданная истице ОАО «Сбербанк России» на основании ее заявления от дата
Порядок предоставления ОАО (ПАО) «Сбербанк России» услуг по проведению банковских операций по счетам и вкладам через удаленные каналы обслуживания, а именно, с использованием устройств самообслуживания ПАО «Сбербанк России», систем «Сбербанк ОнЛ@йн», «Мобильный банк», «Контактный Центр Банка», определен в приложении №... к указанным «Условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России", из пункта 1.3 которого следует, что основанием для предоставления клиенту услуг по проведению банковских операций через удаленные каналы обслуживания является: для проведения операций по счетам, вкладам, обезличенным металлическим счетам, кредитам клиента в системе «Сбербанк ОнЛ@йн» - подключение клиента к системе «Сбербанк ОнЛ@йн» путем получения идентификатора пользователя (через устройство самообслуживания ОАО "Сбербанк России" с использованием карты и вводом ПИН-кода или с использованием системы «Контактный Центр Банка») и постоянного пароля (через устройство самообслуживания ОАО "Сбербанк России" с использованием карты и вводом ПИН-кода или мобильный телефон клиента, подключенный к системе «Мобильный банк» по картам) (пункт 1.3.1); при отсутствии технической возможности подключения клиента для проведения операций по вкладам в системе «Сбербанк ОнЛ@йн» в соответствии с пунктом 1.3.1 - подключение клиента в системе «Сбербанк ОнЛ@йн» по вкладам путем оформления заявления установленной ОАО "Сбербанк России" формы в подразделении ОАО "Сбербанк России" и получения идентификатора пользователя (через устройство самообслуживания ОАО "Сбербанк России" с использованием карты и вводом ПИН-кода или с использованием системы «Контактный Центр Банка») и постоянного пароля (через устройство самообслуживания ОАО "Сбербанк России" с использованием карты и вводом ПИН-кода или мобильный телефон клиента, подключенный к системе «Мобильный банк» по картам) (пункт 1.3.2); для проведения операций по счетам карт в системе «Мобильный банк» - подключение клиента к системе «Мобильный банк» в порядке, определенном в разделе втором данного приложения к указанным «Условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России" (пункт 1.3.3); для проведения операций по вкладам в системе «Мобильный банк» - подключение клиента к системе «Мобильный банк» по вкладам на основании заявления клиента установленной ОАО "Сбербанк России" формы, оформляемого в подразделении ОАО "Сбербанк России" (пункт 1.3.4); для получения информационных услуг посредством использования системы «Контактный Центр Банка» - обращение клиента по телефонам контактного центра ОАО "Сбербанк России".
При этом, из перечисленных пунктов данного приложения к указанным «Условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России" следует, что все названные услуги по проведению банковских операций через удаленные каналы обслуживания предоставляются клиенту лишь при условии положительной его идентификации и аутентификации в системе «Сбербанк ОнЛ@йн».
Как уже отмечено, подключение клиента к системе «Мобильный банк» осуществляется в порядке, определенном в разделе втором упомянутого приложения к указанным «Условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России". В соответствии с пунктом 2.4 данного раздела приложения 4 к «Условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России" подключение клиента к услуге «Мобильный банк» по картам осуществляется: на основании заявления на получение карты либо заявления на подключение к системе «Мобильный банк» установленной ОАО "Сбербанк России" формы, подписанного клиентом, оформленного в подразделении ОАО "Сбербанк России", либо через устройство самообслуживания ОАО "Сбербанк России" при наличии такой технической возможности (операция проводится с использованием банковской карты и вводом ПИН – кода), либо посредством использования системы «Контактный Центр Банка» при условии сообщения корректной контрольной информации по банковской карте и идентификационных данных клиента.
Как следует из материалов дела, услуга "Мобильный банк" была подключена истице на номер телефона ... посредством использования устройства самообслуживания ОАО "Сбербанк России", то есть, операция по подключению данной услуги была совершена с использованием банковской карты и вводом ПИН-кода, то есть, с использованием соответствующей технической возможности, предусмотренной пунктом 2.4. приложения 4 к «Условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России".
Дата подключения услуги "Мобильный банк" к карте №... – дата, к карте №... – дата (дата в ... час. через устройство-банкомат N ..., с использованием карты №... и вводом ПИН-кода, и дата в ... час. через устройство-банкомат N ... с использованием карты №... и вводом ПИН-кода, были получены идентификатор пользователя и постоянный пароль, а также одноразовые пароли, дающие возможность подключения к системе «Сбербанк ОнЛ@йн». Кроме того, была подключена услуга "Мобильный банк" для банковских карт №... и №... на номер телефона ....
дата через систему "Сбербанк ОнЛайн" с использованием идентификатора и постоянного пароля был осуществлен вход в систему с подтверждением одноразовыми паролями и совершены следующие операции по счёту ...: 13:53 зачисление со сберегательного счета клиента № ... - ... руб.; 13:56 - перечисление на карту ... - ... руб.; 13:58 - перечисление на карту ... - ... руб.; 14:10 - зачисление с карты клиента №... - ... руб.; 14:10 - перечисление на карту ... - ... руб.; 14:11 - зачисление с карты клиента №... - ... руб.; 14:17 - покупка QIWI KOSHELEK ... руб.; 14:24 - покупка BEELINE SOTOVAYA SVY- ... руб.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных С.О.М. исковых требований к ответчику.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что истица денежными средствами, имеющимися на открытых на ее имя счетах карт, распорядилась самостоятельно, посредством подключения на принадлежащий ей номер телефона услуги «Мобильный банк» и последующего совершения операций по списанию денежных средств с ее счетов через систему «Сбербанк ОнЛ@йн». Судом также учтено то обстоятельство, что с соответствующим заявлением об утере или компрометации в иной форме полученных паролей для входа в систему «Сбербанк ОнЛ@йн» истица к ответчику не обращалась.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правомерным, обоснованным, соответствующим положениям норм материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам.
Из пунктов 4.15, 4.16, 4.17, 4.19 упомянутых «Условий банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России», действующих с октября 2011 г., следует, что при проведении операций через систему "Сбербанк ОнЛ@йн" на основании введенного идентификатора пользователя или логина клиент считается идентифицированным в случае соответствия идентификатора пользователя, введенного клиентом при входе в систему "Сбербанк ОнЛ@йн", идентификатору пользователя или логину, содержащимся в базе данных ОАО «Сбербанк России»; аутентификация клиента ОАО «Сбербанк России» осуществляется на основании постоянного пароля и/или одноразовых паролей; при этом, клиент соглашается с тем, что методы идентификации и аутентификации, применяемые при совершении операций в рамках заключенного между клиентом и ОАО «Сбербанк России» договора банковского обслуживания, являются достаточными и надлежащим образом подтверждают права ОАО «Сбербанк России» на проведение операций и предоставление информации по счетам, вкладам, обезличенным металлическим счетам клиента, а документальным подтверждением факта совершения клиентом данных операций является протокол проведения операций в соответствующей автоматизированной системе ОАО «Сбербанк России», подтверждающий корректную идентификацию и аутентификацию клиента и совершение операций в системе "Сбербанк ОнЛ@йн".
Указанные условия являются обязательными для пользователя банковской карты при подключении услуги "Сбербанк ОнЛ@йн" (л.д. 80).
Из пункта 1.8 данных «Условий банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России» следует, что действие заключенного между ОАО «Сбербанк России» и клиентом договора банковского обслуживания распространяется на все банковские счета, счета карт, вклады, обезличенные металлические счета, иные банковские продукты и услуги, открываемые или предоставляемые клиенту на определенной территории обслуживания ОАО «Сбербанк России», информация о которой указывается в заявлении на банковское обслуживание, оформляемом при заключении договора банковского обслуживания.
Операции по платежам и переводам в пользу третьих лиц осуществляются: со счета карты клиента - через подразделения ОАО «Сбербанк России», через устройство самообслуживания, с использованием систем "Сбербанк ОнЛ@йн", «Мобильный банк»; со вклада, банковского счета - через подразделения ОАО «Сбербанк России», с использованием системы "Сбербанк ОнЛ@йн" (пункт 4.7).
При предоставлении услуг в рамках договора банковского обслуживания по проведению операций с использованием системы "Сбербанк ОнЛ@йн" идентификация клиента осуществляется ОАО «Сбербанк России» на основании введенного при входе в указанную систему идентификатора пользователя или логина и клиент считается идентифицированным в случае соответствия идентификатора пользователя, введенного клиентом с использованием системы "Сбербанк ОнЛ@йн", идентификатору пользователя или логину, содержащимся в базе данных ОАО «Сбербанк России», при этом, ОАО «Сбербанк России» имеет право отказать в проведении операции по счетам, вкладам, обезличенным металлическим счетам клиента, если клиент в установленном порядке не идентифицирован (пункт 4.18 Условий).
Как следует из «Руководства пользователя» в отношение ОАО «Сбербанк России» услуги "Сбербанк ОнЛ@йн", система "Сбербанк ОнЛ@йн" представляет собой автоматизированную систему обслуживания клиентов ОАО «Сбербанк России» через сеть «Internet», данная система позволяет получать подробную информацию о банковских продуктах, в том числе вкладах, кредитах, картах, совершать платежи, оплачивая приобретаемые услуги, пополнять счета электронных кошельков, совершать платежи по произвольным реквизитам, переводы между вкладами и банковскими картами, переводить средства клиентам ОАО «Сбербанк России» и клиентам других кредитных организаций, для работы с данной системой необходимо иметь банковскую карту ОАО «Сбербанк России», подключенную к услуге «Мобильный банк».
Отказывая С.О.М. в удовлетворении заявленных ею исковых требований к ПАО "Сбербанк России", суд, проанализировав положения «Условий банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России», приложений к ним, «Руководство пользователя» в отношение услуги "Сбербанк ОнЛ@йн", пришел к правильному выводу о том, что истица была ознакомлена и согласна с вышеназванными документами; ей была предоставлена полная информация о предоставляемых банковских услугах, правилах осуществления операций с использованием систем "Сбербанк ОнЛ@йн", «Мобильный банк»; операции по переводу денежных средств со счетов карт, открытых на имя истицы, были проведены в рамках заключенного между сторонами договора банковского обслуживания с использованием названных систем с использованием идентификатора, введенного с использованием системы "Сбербанк ОнЛ@йн", который соответствовал идентификатору пользователя, содержащемуся в базе данных ОАО «Сбербанк России», который мог быть известен только истице, чей номер телефона подключен к услуге «Мобильный банк».
Указанные выводы суда первой инстанции подтверждаются также данными вкладок веб-страниц "Сбербанк ОнЛ@йн" о произведенных операциях по счетам и записями системного журнала, из которых следует, что ОАО «Сбербанк России» совершены операции по списанию денежных средств со счетов С.О.М. в ОАО «Сбербанк России» с использованием логина и пароля, которые могли быть известны только ей, на основании которых была проведена авторизация и идентификация клиента в названных системах.
Доказательств тому, что списание денежных средств со счетов банковских карт истицы происходило не по ее инициативе, материалы дела не содержат.
Учитывая, что все действия ответчика при совершении оспариваемых операций соответствуют требованиям закона и условиям заключенного между сторонами договора банковского обслуживания, суд обоснованно пришел к выводу об отказе С.О.М. в иске.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам по делу и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стороны, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С.О.М. – В.Т.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи: А.А. Ткачева
ФИО1
Справка: судья Зинатуллина И.Ф.