ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-124/2016 от 17.02.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Сарыглар Л.Э. дело № 33-124/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 17 февраля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Болат-оол А.В.,

судей Баутдинова М.Т., Дулуша В.В.,

при секретаре Кара-оол О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску Л.Ш. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к пенсии по возрасту, возобновлении доплаты к пенсии по возрасту по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по доверенности Д.С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 октября 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Л.Ш. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Минтруд РТ), Министерству финансов Республики Тыва (далее - Минфин РТ) о возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии, взыскании задолженности по доплате к государственной пенсии, указывая на то, что решением Минтруда РТ от 01 сентября 2008 года № 1329 в соответствии с Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замешавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» (далее -Указ № 205) и на основании решения государственного органа от 01 октября 2009 года № ** к государственной пенсии в размере ** руб. в месяц ей была назначена с 01 октября 2009 года ежемесячная доплата в размере ** руб. в месяц, исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты в ней размере ** руб., составляющей **% месячного денежного содержания как лицу, замещавшему государственную должность министра кадровой политики, науки и учебных заведений РТ. В связи с принятием Указа Председателя Правительства Республики Тыва № 145 от 04 мая 2012 года "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" (далее - Указ № 145) указанная выплата прекратилась. Считает действия Минтруда РТ по прекращению выплаты доплаты к трудовой пенсии незаконными, так как принятый Указ № 145 распространяет своё действие на назначение новых доплат к трудовой пенсии и не распространяется на уже назначенные доплаты. Просит суд обязать Минтруд РТ возобновить начисление и выплату ежемесячной доплаты государственной пенсии из казны Республики Тыва в размере, установленном в соответствии с Указом № 205 и постановлением Правительства Республики Тыва от 07 февраля 2008 года № 60 «О реализации Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 11 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замешавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» (далее - постановление № 60) с 22 мая 2012 года. Взыскать с Республики Тыва в лице Минфина РТ за счёт казны Республики Тыва задолженность по доплате к трудовой пенсии в размере ** руб. за период с 22 мая 2012 года по сентябрь 2015 года

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 октября 2015 года иск удовлетворён частично. Суд постановил: Взыскать с Минтруда РТ в пользу истца ** руб. в счёт доплаты к трудовой пенсии за период с 22 мая 2012 года по сентябрь 2015 года. Обязать Минтруд РТ, начиная с 01 октября 2015 года, производить начисление и выплату истцу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в размере, установленном Указом № 205. В удовлетворении исковых требований к Минфину РТ отказано.

Определением об исправлении описки в судебном акте от 30 октября 2015 года в вышеуказанном решении исправлена описка: сумма, подлежащая взысканию с Минтруда РТ в пользу Л.Ш., указана как ** руб.

Дополнительным решением от 30 октября 2015 года суд постановил: взыскать с Минтруда РТ в пользу истца ** руб. в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика по доверенности Ховалыг Д.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что в Российской Федерации не принят закон, который регулирует доплаты к пенсиям лиц, ранее состоявших на государственной службе субъекта Российской Федерации. Каких-либо федеральных законов, предусматривающих право субъекта Российской Федерации устанавливать доплаты к государственным пенсиям гражданам, состоявшим ранее на государственной службе субъекта РФ нет. Субъект Российской Федерации может реализовать свои полномочия по установлению лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных гарантий в виде денежных выплат при условии достаточного уровня наполнения бюджета собственными доходами. То есть при недостаточности собственных средств бюджета введение новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счёт средств федерального бюджета, если регион является дотационным, что не соответствует положениям бюджетного законодательства, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Ссылка суда на Федеральные законы от 15 декабря 2001 г N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 07 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является необоснованной, так как в них содержатся исключительно отсылочные нормы, императивных норм о сохранении органами государственной власти субъектов Российской Федерации доплат к государственным пенсиям до установления пенсий за выслугу лет не имеется. Доплата к пенсии не является конституционной гарантией, а устанавливалась Республикой Тыва самостоятельно. Гарантированные Конституцией Российской Федерации и государством права и свободы истицы, право на пенсию, отменой доплат, установленных Республикой Тыва, не нарушены, так как истица получает государственную пенсию, а также все другие меры социальной поддержки, определённые федеральным законодательством.

Необоснованны выводы суда о том, что срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку Указ № 145 опубликован в газете «Тувинская правда» 12 мая 2012 года и вступил в законную силу 22 мая 2012 года. Незнание закона, который был опубликован и вступил в законную силу, не освобождает от ответственности за его несоблюдение. Указом № 145 были признаны утратившими силу положения абзаца 19 п.2 Указа № 205 о выплате доплаты в размере базовой части трудовой пенсии по старости, в связи с чем, выплата доплаты к государственной пенсии истице была прекращена с 22 мая 2012 года. Суд фактически вынуждает Минтруд РТ предоставить истице доплату на основании нормативного правового акта, действие которого прекращено. В настоящее время в Республике Тыва отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок выплаты доплаты пенсий бывшим государственным служащим, в связи с чем решение суда о выплате истице доплаты к пенсии после отмены правовых норм, предусматривающих данную гарантию, не основано на законе.

Признанный утратившим силу в 2012 году Указ № 205 не предоставлял истице право на получение доплат пожизненно, т.е. бессрочно. Между тем выплата Л.Ш. ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости в размере не ниже базовой части трудовой пенсии по возрасту, сумма которой увеличивается каждый раз при ежегодных индексациях, приведёт к пожизненному получению Л.Ш. данной доплаты, что, в свою очередь, повысит нагрузку на высокодотационный республиканский бюджет в ущерб другим социально незащищённым слоям населения.

В возражении на апелляционную жалобу Л.Ш. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая решение суда законным.

Истец Л.Ш.., её представитель А.И. просили оспариваемое решение суда оставить без изменения.

В ранее состоявшихся судебных заседаниях суда апелляционной инстанции представитель ответчика – Минтруда РТ просил отменить решение суда с принятием нового решения об отказе в иске.

Представитель третьего лица – Минфина РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало. Судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также ст. 25 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 N 1739 ВХ-1 (в редакции, действовавшей на день возникновения спорных отношений) "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пунктом 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" до момента его отмены Законом Республики Тыва от 22.06.2015 года N 91-ЗРТ предусматривалось, что доплата к государственной пенсии государственных служащих сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

В соответствии с реестром государственных должностей Республики Тыва, утверждённым Законом Республики Тыва от 04.04.2011 N 515 ВХ-1 "О Реестре государственных должностей Республики Тыва", должность министра Республики Тыва включена в перечень государственных должностей Республики Тыва.

Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и статья 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

К государственным должностям субъектов Российской Федерации относятся должности, указанные в Перечне типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381.

Статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяют свое действие на лиц, замещающих эти должности, с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Содержание части 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" во взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона указывает на то, что федеральный законодатель, определяя объёмы и границы государственной службы, принципы построения и функционирования системы государственной службы, общие условия государственной службы, в том числе поступление на государственную службу, её прохождение и прекращение, также исключил деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, и из сферы действия законодательства о государственной службе в Российской Федерации.

Причём это касается определения не только прав, обязанностей и правоограничений лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, но и определения условий осуществления их деятельности, в том числе материально-финансового обеспечения, предоставляемого им в течение срока их полномочий (ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и др.), но и в связи с прекращением полномочий.

В силу подпункта 1 пункта 2 и пункта 3 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

И коль скоро приведённые законоположения о компетенции субъекта Российской Федерации распространяются и на установление материально-финансовых гарантий деятельности лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе при прекращении ими служебных полномочий, то законодатель Республики Тыва не был лишён был возможности предусмотреть своим законом, иным нормативным актом материально-финансовую выплату лицам, замещающим государственную должность Республики Тыва, в случае истечения срока полномочий, отставки, ликвидации государственного органа республики или упразднения соответствующей государственной должности Республики Тыва за счёт республиканского бюджета в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта РФ, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта РФ. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта РФ, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Поскольку пенсии за выслугу лет государственным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами государственной власти субъектов РФ правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных служащих, в том числе и Л.Ш.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с 08 августа 2002 года по 19 января 2005 года Л.Ш. занимала государственную должность Министра кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва, а с 09 июня 2006 года по 23 апреля 2007 года - государственную должность Министра науки, учебных заведений и молодежной политики Республики Тыва.

Решением Минтруда РТ от 01 сентября 2008 г. № 1329 в соответствии с действовавшим на тот момент Указом № 205 на основании решения государственного органа от 01 октября 2009 г. № ** истцу назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии с 01 октября 2009 г. в размере ** руб., которая составляла ** % прежнего месячного денежного содержания истца.

Стороны не оспаривают тот факт, что прекращение с 22 мая 2012 года выплаты истцу доплаты к пенсии связано с введением Указом №145 дополнительных условий для назначения указанной выплаты, которым истец не соответствовал.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Л.Ш.., суд первой инстанции исходил из того, что Указ № 145, принятый после назначения Л.Ш. трудовой пенсии, не подлежит применению к спорным отношениям сторон, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, тогда как истец замещала государственную должность более ** лет, а право на доплату к государственной пенсии у неё возникло до вступления в законную силу Указа от 04.05.2012 года N145.

С таким выводом судебная коллегия не согласна по следующим основаниям.

Вывод суда о том, что истец замещала государственную должность более ** лет не основан на материалах дела, поскольку из них следует, что Л.Ш. имеет стаж государственной службы ** года ** месяца ** дней, остальные же периоды отнесены к замещению должностей государственной гражданской службы или не относящимся к таковым. Стороны настаивали на том, что доплата к трудовой пенсии истца по её заявлению назначена и выплачивалась ей исходя из размера заработной платы, получаемой по ранее занимаемым государственным должностям Республики Тыва.

Как Указ № 205, так и Указ № 145 разграничивали основания для назначения и порядок расчётов доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва, а также лицам, занимавшим должности государственной гражданской службы Республики Тыва.

Ссылка суда первой инстанции на то, что Указ № 145 не должен распространяться на истца, поскольку в нём отсутствует указание об обратной силе нормативного правового акта и распространении его положений к ранее возникшим правоотношениям, не основана на законе.

Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением государственных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и государственным служащим носят длящийся характер, условия и порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом государственной власти правового акта, направленного на обеспечение равенства лиц, замещавших государственные должности государственных служащих данного субъекта РФ независимо от момента назначения им указанной пенсии.

В контексте выше приведённой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации судебная коллегия исходит из того, что применение Указа № 145 в настоящем деле возможно в силу права органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно регулировать отношения по определению размера доплаты к пенсии, оснований для их назначения и выплат. То есть к спорным правоотношениям применимо правило: старый нормативный акт отменяется принятием нового, и вновь принятый нормативный правовой акт может устанавливать новую норму, изменять, приостанавливать и даже отменять старую.

Согласно п. 1 Указа № 205, лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счёт средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобождённые от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

При этом ежемесячная доплата к государственной пенсии указанным лицам устанавливалась в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от одного до трёх лет - ** процентов, свыше трёх лет - ** процентов их месячного денежного вознаграждения.

Указ от 12 ноября 2007 года № 205 утратил силу в связи с изданием Указа Главы - председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва», пунктом 1 которого было установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счёт средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобождённые от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Этим же пунктом Указа закреплялось, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет - 55 процентов, свыше пятнадцати лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N 511 «О реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" (в ред. постановлений Правительства РТ от 30.01.2013 N 41г от 07.08.2013 N 494) утверждены: Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, Положение о Межведомственной комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, и её состав.

Пунктом 3 постановления Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. № 511 закреплялось, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет - 55 процентов, свыше пятнадцати лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2014 года признаны недействующими абзац первый пункта 1 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 4 мая 2012 г. N 145 в части слов "не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва"; абзац второй пункта 1 в части слов "от десяти до пятнадцати лет" и "свыше пятнадцати лет"; первый пункта 2 в части слов "не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва"; абзац первый пункта 3 в части слов "от десяти до пятнадцати лет" и "свыше пятнадцати лет" и абзац второй пункта 28 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. N 511 с момента принятия настоящего решения.

Пунктом 21 постановления Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. № 511 (в ред. постановления Правительства РТ от 30.01.2013 N 41, опубликовано в газете "Тувинская правда", N 6, 19.02.2013) было закреплено, что выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, приостанавливается при поступлении на регулярную оплачиваемую работу в предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Пункт 21 постановления Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 г. № 511 в первоначальной редакции указывал о том, что выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, приостанавливается при поступлении на работу в предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Л.Ш. в соответствии со сведениями из её трудовой книжки с 31.01.2012 года по 01.09.2012 года не работала, а с 01.09.2012 года была принята на должность доцента кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», с 29.10.2014 года переведена на полную ставку проректора по международным и региональным связям на период полномочий ректора. В судебном заседании истец подтвердила, что по настоящее время продолжает работу в указанном учреждении.

С 12.07.2015 года Указ № 145 утратил силу в связи с изданием Указа Главы Республики Тыва от 24.06.2015 N 108 (публикация в газете "Тувинская правда", N 70, 02.07.2015 года).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что с 01.09.2012 года по день окончания действия Указа № 145 у Минтруда РТ имелись правовые основания для приостановления начисления и выплаты истцу доплаты к трудовой пенсии, ранее установленной Указом № 205.

Поскольку определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2014 года начало действия внесённых в Указ № 145 и постановление Правительства РТ № 511 изменений определено с момента принятия этого определения, на период с 22.05.2012 года по 01.09.2012 года в отношении истца действовали ограничения, установленные первоначальной редакцией Указа № 145, поскольку она не имела положенного для лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва на постоянной основе, стажа работы не менее десяти лет.

Также судебная коллегия исходит из того, что право субъекта РФ на установление дополнительных гарантий бывшим государственным служащим не является безусловным, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определённые ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться.

Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьёй 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.

При этом содержание принципа самостоятельности бюджетов раскрывается в статье 31 названного кодекса и означает в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.

Порядок установления уровня расчётной бюджетной обеспеченности, который одновременно является объективным показателем социально-экономического положения субъекта Российской Федерации, а также основным критерием для определения нуждаемости субъекта в предоставлении ему из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности определён правовыми предписаниями Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 131 которого такой показатель определяется соотношением между расчётными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации, исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учётом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объёма государственных и муниципальных услуг в расчёте на одного жителя.

Исходя из изложенного, показатели уровня налоговых доходов субъекта на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются важными факторами, влияющими на показатель уровня бюджетной обеспеченности, в зависимости от которого определяется, как нуждаемость региона в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и размер указанных дотаций.

Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счёт собственных средств выполнять свои расходные обязательства.

Федеральный законодатель, регламентируя вопрос об экономической основе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в абзаце шестом пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", закрепил право органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, при недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, приведённые выше обстоятельства являются тем самым ограничительным фактором и элементом объективного критерия, подлежащего применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, и их размера после прекращения государственной службы.

Из законов об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва за 2013, 2014 годы следует, что в указанные периоды расходы республиканского бюджета превышали доходы.

Из приказа Министерства финансов Российской Федерации № 551 от 02.12.2010г. следует, что на 2011 года Республика Тыва вошла в перечень субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых расчётная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по отношению к объёму собственных доходов превысила 60%. С аналогичными показателями Республика Тыва вошла в аналогичный перечень на 2013, 2014, годы. На 2015,2016 годы показатель превышения дотаций над республиканскими доходами составил более 40%.

Из пояснительной записки Минфина РТ от 08.02.2016 года следует, что запланированное поступление налоговых и неналоговых доходов Республики Тыва в 2016 году составит 20% от предусмотренных расходов республиканского бюджета. Бюджету Республики Тыва дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности составят 77,7% от всех расходов. За 2015 год обязательства республики по заработной плате работникам бюджетной сферы не выполнены в размере 748,5 млн. руб.

Согласно информации Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 04.02.2016 года, следует, что по состоянию на 01.01.2016 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа составила 4 017 человек, из которых право на получение жилого помещения возникло и не реализовано у 2 995. На обеспечение указанных лиц жилыми помещениями необходимо 3 349 320,5 тыс. руб.

Судебная коллегия, проанализировав бюджетное законодательство Республики Тыва, отражающее основные показатели бюджета республики за период с 2013 по 2016 годы, приходит к заключению, что продолжительный период времени бюджет республики является дефицитным, при этом Республика Тыва относится к числу дотационных регионов Российской Федерации, в доходной части бюджетов которых доля межбюджетных трансфертов составляет свыше 40-60 процентов, в связи с чем республика ежегодно получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо дотаций, существенную долю доходной части бюджета также составляют федеральные субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств республики, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ.

Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности Республики Тыва, низкие показатели уровня социальной защищённости населения, а также приведенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что после отмены Указов № 205, № 145, установленные ими дополнительные материальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва, не согласуются с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивают баланс частных и публичных интересов, и противоречат требованиям приведённого федерального законодательства.

Доводы жалобы о пропуске истцом сроков исковой давности судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку спорные правоотношения касаются реализации социальный гарантий и предполагают ежемесячные выплаты гражданам, на которые распространяется общий трёхлетний срок исковой давности.

Поскольку решение судом первой инстанции принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Минтруда Республики Тыва, оно подлежат отмене в части удовлетворения требований к указанному ответчику с принятием нового решения об отказе в удовлетворении этих требований. Так как дополнительное решение о взыскании с Минтруда РТ государственной пошлины судом принято с учётом удовлетворения требований истца, оно также подлежит отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 октября 2015 года отменить в части удовлетворения требований о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу Л.Ш. задолженности по доплате к государственной пенсии, возложении обязанности на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, начиная с 01 октября 2015 года производить начисление и выплату Л.Ш. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, принять в этой части новое решение следующего содержания:

Отказать в удовлетворении исковых требований Л.Ш. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к государственной пенсии, возложении обязанности на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, начиная с 01 октября 2015 года, производить начисление и выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.

В остальной части решение оставить без изменения.

Дополнительное решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 октября 2015 года отменить.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 февраля 2016 года.

Председательствующий

Судьи