ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1250 от 03.07.2019 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Спицына О.А. дело № 33-1250

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

« 03 июля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Никулинской Н.Ф.,

судей Дедюевой М.В., Демьяновой Н.Н.

при секретаре Беляевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента лесного хозяйства Костромской области, ОГБУ «Костромская база охраны лесов» и Департамента финансов Костромской области на решение Ленинского районного суда г.Костромы от 20 марта 2019г. по делу по иску прокурора Макарьевского муниципального района в интересах неопределённого круга лиц к ОГБУ «Костромская база охраны лесов», Департаменту лесного хозяйства Костромской области об обязании устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности в лесах, финансирования работ, которым исковые требования удовлетворены.

Постановлено обязать ОГБУ «Костромская база охраны лесов» в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить функционирующую на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химическую станцию 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов» необходимой для предупреждения лесных пожаров и их тушения техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта в соответствии с требованиями, установленными «Положением о пожарно-химических станциях», утвержденным приказом Рослесхозаот19декабря1997года № 167, путём доукомплектования:

одним автомобилем бортовым повышенной грузоподъемностью до 6 тонн,

одной моторной лодкой на 4-5 человек с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг.,

одной насосной станцией производительностью 800-1600 л/мин.,

тремя звуковещательными устройствами передвижными или переносными,

5 000 м напорных пожарных рукавов,

70 универсальными корсетными зажимами,

36 пожарными топорами-мотыгами типа «Пуласки»,

20 пожарными граблями,

30 канистрами или бидонами емкостью 20л.,

двумя полевыми биноклями.

Обязать Департамент лесного хозяйства Костромской области осуществить
финансирование мероприятий по доукомплектованию основными средствами ОГБУ
«Костромская база охраны лесов» для обеспечения функционирующей на территории
Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химической
станции 3 типа техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, согласно вышеуказанному перечню, в пределах компетенции.

Заслушав доклад судьи Дедюевой М.В., объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., представителей ответчиков Департамента лесного хозяйства Костромской области – Лебедева О.В., ОГБУ «Костромская база охраны лесов» - Малышев А.Ю., судебная коллегия

установила:

Прокурор Макарьевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОГБУ «Костромская база охраны лесов», Департаменту лесного хозяйства Костромской области об устранении нарушений законодательства о
противопожарной безопасности в лесах и финансировании мероприятий, мотивируя тем, что прокуратурой Макарьевского района по исполнение поручения
прокуратуры Костромской области от 06 февраля 2015 года № 7-37-2015 проведена
проверка исполнения законодательства, направленного на предотвращение природных и иных пожаров, обеспечение пожарной безопасности в лесах в деятельности ОГБУ
«Костромская база охраны лесов». Проверкой установлено, что функционирующая на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химическая станция 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов» не оснащена необходимой для предупреждения лесных пожаров и их тушения техникой,
оборудованием, инвентарем, средствами транспорта. По выявленным
нарушениям 23 мая 2018г. директору ОГБУ «Костромская база охраны лесов»
вынесено представление, в ответе на которое факт недокомплектования ПХС не
оспаривается, причиной является ненадлежащее финансирование ОГБУ «Костромская
база охраны лесов». До настоящего времени выявленные недостатки не устранены.

После уточнения требований истец просил обязать ОГБУ
«Костромская база охраны лесов» в течение одного года со дня вступления настоящего
решения суда в законную силу обеспечить функционирующую на территории
Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химическую
станцию 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов» необходимой для
предупреждения лесных пожаров и их тушения техникой, оборудованием, инвентарем,
средствами транспорта в соответствии с требованиями, установленными «Положением о пожарно-химических станциях», утвержденным приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167, путём доукомплектования: одним автомобилем бортовым повышенной грузоподъемностью до 6 тонн, одной моторной лодкой на 4-5 человек с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг., одной насосной станцией производительностью 800-1600 л/мин., тремя звуковещательными устройствами передвижными или переносными, 5 000м напорных пожарных рукавов, 70 универсальными корсетными зажимами, 36 пожарными топорами-мотыгами типа «Пуласки», 20 пожарными граблями, 30 канистрами или бидонами ёмкостью 20л., двумя полевыми биноклями. Обязать Департамент лесного хозяйства Костромской области осуществить финансирование мероприятий по доукомплектованию основными средствами ОГБУ«Костромская база охраны лесов» для обеспечения функционирующей на территории Макарьевского муниципального района Костромской области пожарно-химической станции 3 типа техникой, оборудованием, инвентарём, средствами транспорта, в пределах их компетенции.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечёны Департамент финансов
Костромской области, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Департамент финансов
Костромской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора Макарьевского района отказать. Указывает, что в силу ч.4.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно п.6 ч.1 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов РФ ряд полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров. Средства на это предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (п.4 ст.85 БК РФ). Приказом Минприроды России от 13.06.2018г. №257 «Об утверждении перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» утверждён перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ. Мероприятия по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в этом Перечне отсутствуют, соответственно, и субвенции на это не выделялись. С учётом положений Бюджетного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Федерального закона №184-ФЗ финансовое обеспечение расходных обязательств, возникших в связи с реализацией Костромской областью переданных Российской Федерацией полномочий, должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета. Средства на осуществление переданных полномочий не могут быть использованы на другие цели. Согласно Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010г. №736, агентство в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций, в том числе и по выделению средств из федерального бюджета на реализацию Костромской областью полномочий в сфере лесного хозяйства. Ответственность за выделение Костромской области финансовых средств на реализацию полномочий в сфере лесного хозяйства несёт Федеральное агентство лесного хозяйства. Полагает, что судом сделан неверный вывод о том, что порядок взаимодействия Департамента с другими органами власти при исполнении возложенных на него обязанностей находится за рамками рассматриваемого дела, поскольку Департамент ежегодно обращается в Агентство лесного хозяйства по ЦФО о необходимости выделения средств на доукомплектование пяти существующих ПХС 3-го типа и создание двух ПХС 2-го типа. Судом не исследован вопрос о финансировании переданных полномочий. Возложение на Департамент обязанности обеспечить финансирование по доукомплектованию основными средствами ОГБУ «Костромская база охраны лесов» повлечёт невозможность исполнения решения суда.

В апелляционной жалобе Департамент лесного хозяйства Костромской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора Макарьевского района отказать. Полагает, что исковые требования к нему заявлены как к ненадлежащему ответчику, поскольку лесных участков в составе земель лесного фонда, собственником которых является Костромская область, не имеется, все они принадлежат Российской Федерации. Следовательно, в соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Считает, что суду следовало установить, в чьей собственности находится земельный участок, обслуживаемый ПХС 3-го типа в г.Макарьев, и на кого должно быть возложено бремя её содержания, что судом сделано не было. Приказом Минприроды России от 13.06.2018г. №257 «Об утверждении перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» утверждён перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ. Указанный Перечень не содержит такого направления как закупка основных средств в виде техники, оборудования, инвентаря и транспорта, необходимого для предупреждения лесных пожаров, включение расходов на исполнение мероприятий, указанных в судебном решении, в объём субвенций, выделяемых Костромской области из Федерального бюджета, произвести невозможно. Заявитель указывает на то, что финансирование указанных в решении суда мероприятий должно осуществляться из Федерального бюджета, но решением суда оно возложено одновременно и на Департамент, являющийся органом государственной власти Костромской области. Также не согласен со сроком, предоставленным решением суда для исполнения решения – 1 год. Правилами установлен специальный порядок выделения средств нераспределённого резерва при недостаточности субвенций, исходя из которого установленный судом срок является недостаточным. Указывает, что Департаментом в пределах своих полномочий приняты все необходимые меры на финансовое обеспечение в требуемом объёме, но распорядителем указанных бюджетных средств является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое, по мнению заявителя, и должно быть ответчиком по данному делу. Кроме того, постановлением Губернатора Костромской области от 25.01.2019г. №17 утверждён Лесной план, в котором указано о планировании создания и доукомплектации ПХС-2 и ПХС-3 типов ОГБУ «Костромская база охраны лесов» основной пожарной техникой на сумму 177,1 млн.руб. в срок до 2024 года. Однако судом сокращён указанный период до 1 года, что умаляет права ответчиков. Решение по данному делу фактически подменяет собою императивные требования нормативно-правового акта, в связи с чем ответчик просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе ОГБУ «Костромская база охраны лесов» просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора Макарьевского района отказать. Указывает, что приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997г. №167 утверждены Положения о пожарно-химических станциях, которые создаются для предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. Оснащение станций зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закреплённой территории. В приложении 2 к п.1 раздела VI указанных Положений приведён примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС. Полагает, что истцом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости укомплектования ПХС-3 указанным в решении суда оборудованием и инвентарём. Также ссылается на результат внеплановой выездной проверки готовности субъекта РФ к пожарному сезону 2018 года, согласно которому Костромская область к нему готова. Имеющиеся в акте замечания по комплектованию ПХС-3 оборудованием, техникой, инвентарём не могут служить основанием для обоснованности выводов истца, т.к. данный акт составлялся на основании приложения №2 к п.1 раздела VI Положений, которое является примерным. Приобретение излишнего оборудования, инвентаря, техники приведёт к необходимости несения лишних затрат и, как следствие, к ущербу в бюджете. Также оспариваемое решение суда приведет к нарушению запланированных расходов на поэтапное доукомплектование в 2019г. - 2028г. 5-ти пожарных станций, расположенных в других муниципальных образованиях Костромской области. Указывает, что с учётом положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. №44-ФЗ для определения поставщиков товаров с соблюдением всех предусмотренных процедур потребуется в минимальном объёме 1,5-2 года, что говорит о недостаточности определённого судом срока для исполнения решения.

В суде апелляционной инстанции представители ответчиков Департамента лесного хозяйства Костромской области – Лебедев О.В., ОГБУ «Костромская база охраны лесов» - Малышев А.Ю. апелляционные жалобы поддержали по изложенным в них доводам, прокурор Хрящева Е.Ю. просила оставить апелляционные жалобы без удовлетворения. Апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие представителей остальных участников процесса, которые надлежащим образом извещались о о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения, вынесенного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997г. №167 утверждено Положение о пожарно-химических станциях (далее – Положение о ПХС), которые являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

ПХС формируются в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения. По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС, которые оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. В приложении 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС.

Судом установлено, что ПХС г.Макарьев входит в структуру ОГБУ "Костромская база охраны лесов", являющейся некоммерческой организацией, созданной для обеспечения охраны лесов от пожаров и осуществления отдельных мероприятий по воспроизводству лесов. ОГБУ "Костромская база охраны лесов" имеет свой Устав. Для выполнения уставных целей оно имеет право осуществлять материально-техническое обеспечение уставной деятельности, приобретать основные средства за счёт имеющихся у него финансовых средств.

На основании приказа Департамента лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу от 12.03.2018г. №191 была проведена проверка в отношении Департамента лесного хозяйства Костромской области с целью проверки готовности субъекта РФ к пожароопасному сезону 2018г. По результатам проверки составлен Акт №111-ВП от 19.03.2018г., в котором указано на недоукомплектование ПХС-3 типа г.Макарьев необходимым, согласно приложению №2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС, инвентарём, оборудованием и техникой, а также на отсутствие автомобиля бортового повышенной грузоподъемностью до 6 тонн, моторной лодки на 4-5 человек с подвесным мотором грузоподъемностью 400-500 кг, насосной станции производительностью 800-1600 л/мин., звуковещательных устройств передвижных или переносных.

23.05.2018г. и.о. прокурора Макарьевского района на имя начальника ОГБУ
«Костромская база охраны лесов» вынесено представление об устранении нарушений
законодательства о пожарной безопасности в лесах, в частности об обеспечении ПХС 3 типа в г.Макарьев техникой, оборудованием инвентарем, средствами транспорта в соответствии с требованиями действующего законодательства.

По результатам рассмотрения представления 25.06.2018г. ОГБУ «Костромская база охраны лесов» дан ответ о невозможности выполнить предписание в связи с отсутствием финансирования на цели доукомлектования ПХС.

Проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения в связи с заявленными исковыми требованиями об обязании устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности в лесах (Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст. 51-53.1,82 Лесного кодекса Российской Федерации, Правила пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417, Положение о пожарно-химических станциях, утв. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997г. № 167, суд пришёл к обоснованному выводу о ненадлежащем исполнении стороной ответчика задачи по обеспечению безопасности лесов, в частности, в полной мере не организовано обеспечение ПХС-3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов» средствами, техникой и оборудованием, указанными в приложении №2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС.

Довод апелляционной жалобы о том, что приложение №2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС содержит лишь примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, к необходимости отмены или изменения решения суда не приводит и причин для того, чтобы не производить доукомплектование, не создает.

На основании п. 1 раздела VI Положения пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Указанный перечень является минимально необходимым для предупреждения, обнаружения, ограничения распространения и ликвидации возникших пожаров.

Оценив исследованные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и приходя к выводу о необходимости доукомплектования, суд первой инстанции в основу решения обоснованно положил сведения Акта от 19 марта 2018г. Суд верно учел, что доказательств тому, что с 19 марта 2018г. произошло доукомплектование ПСХ, суду не представлено. Правильно суд принял во внимание и то и то, что недостающее имущество арендуется, что подтверждает необходимость его наличия.

Кроме того, в соответствии с Лесным планом Костромской области на 2019-2028г.г., утв. постановлением Губернатора Костромской области от 25.01.2019г. № 17, признана необходимость доукомплектования силами и средствами пяти действующих ПХС- 3 типа ОГБУ «Костромская база охраны лесов», в том числе на территории г.Макарьев.

Доводы апелляционных жалоб относительно отсутствия необходимого финансирования выводов суда не опровергают и причин для отмены или изменения судебного решения также не создают. Отсутствие финансирования не может служить основанием для ограничения прав неопределённого круга лиц в области пожарной безопасности в лесах, а также для уклонения органов, в чьи задачи входит ее обеспечение, от реализации своих полномочий.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор Макарьевского муниципального района не подменяет органы исполнительной власти или требования нормативных правовых актов, а реализует предусмотренные ч.1 ст. 45 ГПК РФ и ст.ст. 27,35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия по обращению в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц, если этого требует защита прав граждан.

Доводы апелляционных жалоб относительно того, что леса являются федеральными, следовательно, надлежащим ответчиком по делу должно являться Федеральное агентство лесного хозяйства, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

С учетом того, что учредителем ОГБУ «Костромская база охраны лесов» является Департамент лесного хозяйства Костромской области - исполнительный орган государственной власти Костромской области в сфере лесных отношений, который осуществляет на землях лесного фонда в границах территории области охрану лесов и функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций ( постановление Губернатора Костромской области № 186 от 01.10.2010г.), суд правомерно удовлетворил иск в части обязания Департамента лесного хозяйства Костромской области осуществить финансирование требуемых мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы относительно недостаточности срока на устранение недостатков отклоняются, как несостоятельные. Предоставленный судом срок является необходимым и достаточным для устранения выявленных недостатков, отвечает интересам разумности.

Таким образом, доводы апелляционных жалоб оснований для отмены или изменения решения суда не создают. Решение суда, являясь законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г.Костромы от 20 марта 2019г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента лесного хозяйства Костромской области, ОГБУ «Костромская база охраны лесов» и Департамента финансов Костромской области – без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи: