ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 2022 года № 33-12507/2022 (2-646/2021)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Абдрахмановой Э.Я.,
Ибрагимовой И.Р.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Нафиковым А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Федоровского района Республики Башкортостан, действующего в интересах ФИО1, к администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан на решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора Федоровского района Республики Башкортостан, действующий в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан (далее – Администрация района) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Исковые требования мотивированы тем, что постановлением Администрации района от 28 октября 2015 года № 937 ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено.
Решением Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 июня 2021 года исковые требования исполняющего обязанности прокурора Федоровского района Республики Башкортостан, действующего в интересах ФИО1, удовлетворены.
В поданной апелляционной жалобе Администрация района просит отменить вышеуказанное решение суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что выдача жилья ФИО1 вне очереди является лоббирование интересов; отсутствие жилых помещений или денежных средств на приобретение для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не зависит от воли и деятельности органа местного самоуправления.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, выслушав истца - прокурора Сафина А.Р., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 и ФИО4 являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (лист дела 10).
ФИО10 (ФИО2) Ф.Ф. умерла 07 мая 2013 года (лист дела 11).
Решением Федоровского районного суда Республики Башкортостан от 02 июня 2015 года ФИО3 лишен родительских прав (листы дела 12-14).
Постановлением главы Администрации района № 937 от 28 октября 2015 года ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (лист дела 7).
26 января 2018 года ФИО5 умер (лист дела 24).
Удовлетворяя исковые требования исполняющего обязанности прокурора Федоровского района Республики Башкортостан, действующего в интересах ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложил на Администрацию района обязанность по восстановлению нарушенных прав истца, по обеспечению ФИО1 жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (пункт 2 статьи 8 указанного Закона).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан».
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 года № 407 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан.
При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, обязанность по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения, собранным по делу доказательствам суд дал надлежащую оценку.
Ссылка в апелляционной жалобе на лоббирование интересов ФИО1 является субъективным мнением апеллянта, которая во внимание судебной коллегии принята быть не может.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 03 августа 2022 года.
Председательствующий О.В. Алексеенко
Судьи Э. Я. Абдрахманова
И. Р. Ибрагимова
Справка: федеральный судья Баскакова Т.В.