Санкт-Петербургский городской суд
Рег. № 33-1250/2016 Судья: Калинина Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Кудасовой Т.А. |
судей | ФИО1, ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 января 2016 года гражданское дело № 2-1879/2015 по апелляционной жалобе К. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2015 года по иску К. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (ГУ) об оспаривании решения, об обязании зачесть периоды работы в льготный стаж, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А., объяснения истца К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика Управления Пенсионного фонда в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (ГУ),- ФИО4, третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – ФИО5, возражавших против доводов апелляционной жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
К. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга к Управлению Пенсионного фонда в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (ГУ), в котором в порядке уточнения требований просил отменить решение №... от <дата>, обязать ответчика включить в льготный стаж период работы с <дата> по <дата> в должности <...> в Ассоциации «Камчатский коммерческий посредник», период работы с <дата> по <дата> в должности <...> в ЗАО «Компания Трал», обязать ответчика назначить пенсию с момента достижения возраста, дающего право на получение льготной пенсии – с <дата>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата> он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.подп. 2, 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением №... от <дата> ответчик отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа не менее 15 лет.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований К. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2015 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Санкт-Петербурга (ГУ) №... от <дата> истцу было отказано в назначении пенсии в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27, подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, разъяснено право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по достижении возраста 55 лет.
При этом комиссией принят стаж работы истца в должности в <...>: на Петропаловской базе океанического рыболовства <адрес> (период с <дата> по <дата>), в ЗАО «Компания Атолл-Запад» (периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>), что составило 08 лет 03 месяца в календарном исчислении, а в связи с работой в районах Крайнего Севера в 1,5 исчислении 12 лет 6 месяцев 08 дней.
Также в специальный стаж работы в районе Крайнего Севера (<адрес>) комиссией засчитаны периоды работы общей продолжительностью в календарном исчислении 12 лет 5 месяцев 20 дней при требуемом специальном стаже 15 лет.
Указанный в иске период работы истца в ЗАО «Компания ТРАЛ» в период с <дата> по <дата> не зачтены в льготный стаж работы истца, поскольку работа в данной организации в трудовой книжке не отражена, на индивидуальном лицевом счете истца указанный период отсутствует, по указанному в штампе адресу организация не значится, организация в качестве плательщика страховых взносов не зарегистрирована, сведения об отчислениях в Пенсионный Фонд РФ отсутствуют.
Период работы истца с <дата> по <дата> специалистом отдела ОТР в Ассоциации «Камчатский коммерческий посредник» комиссией не рассматривался, поскольку данная должность не относится к должностям <...>, отсутствует установленное Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития № 258н от 31 марта 2011 года, подтверждение факта работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ответчиком установлено, что право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» истец будет иметь при достижении им возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин - 60 лет), на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта (то есть при зачете 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, возраст назначения пенсии уменьшается на 5 лет (4x15:12), то есть до 55 лет).
Из материалов дела следует, что истцу <дата> исполнилось 50 лет, по состоянию на <дата> его страховой стаж составил 28 лет 05 месяцев 04 дня. При зачете всех указанных им периодов в стаж работы на Крайнем Севере данное положение закона к нему неприменимо, поскольку ему нет 55 лет.
При проверке обоснованности отказа ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии с июля 2011 года, т.е. по достижении истцом 50-летнего возраста, при зачете всех спорных периодов его работы в специальный стаж, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу п. 2 ст. 28.1 вышеуказанного Закона, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной, в том числе, подпунктом 2, подпунктом 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
При зачете спорных периодов работы истца в стаж работы на Крайнем Севере истец приобретает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27, п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», его стаж работы в районе Крайнего Севера составит 15 лет 4 месяца и 9 дней.
В соответствии с подп. 1 п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими правилами, суммируются периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно трудовой книжке в спорный период с <дата> по <дата> истец работал <...> в Ассоциации «Камчатский коммерческий посредник», уволен в связи с ликвидацией предприятия.
Адрес Ассоциации «Камчатский коммерческий посредник» в трудовой книжке не указан, не имеется доказательств тому, что истец работал в указанный период в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, в связи с чем данные периоды работы не могут быть включены истцу в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Разрешая вопрос о включении спорного периода работы истца с <дата> по <дата> в специальный стаж работы истца в районах Крайнего Севера на основании действовавших в этот период нормативных правовых актов, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
Пунктом «и» ст. 12 вышеуказанного Закона было установлено, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет, если они трудились не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона (25 лет).
Таким образом, данным законом предусматривалось назначение досрочной пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности по достижении 55 лет.
С 01 июня 1993 года действует Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
С 01 июня 1993 года по 31 декабря 2009 года действовало положение ст. 29 указанного закона, предусматривающее приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях трудовую деятельность, дающую право на пенсию в связи с особыми условиями труда при определении трудового стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Также статьей 29 закона было предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, право на досрочную пенсию с 50 лет в связи с работой не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет было введено с 01 июня 1993 года. До указанной даты право на пенсию в соответствии с пунктом «и» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» возникало лишь с 55 лет.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности зачесть спорный период работы истца с <дата> по <дата> по нормам ранее действующего законодательства.
В соответствии подп. 22 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ № 258н от 31 марта 2011 года, данный порядок определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 3 данного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом - на основании сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 Порядка в разделе «Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица» предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), в том числе о выполнении работ в определенном месте (местности), о выполнении нормы рабочего времени и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Рассматривая вопрос о возможности включения периода работы истца в специальный трудовой стаж после постановки его на персонифицированный учет (<дата>), судебная коллегия исходит из следующего.
Сведения о периодах работы истца с <дата> имеются в выписке из лицевого счета застрахованного лица от <дата>.
Между тем, из материалов дела следует, что указание на период работы истца с <дата> по <дата> в ЗАО «Компания Трал» на индивидуальном счете истца отсутствует.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых в пенсиях Российской Федерации» предусматривается, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 1 ст. 10); при подсчете страхового стажа указанные, а также иные засчитываемые в него периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 13).
В то же время, в соответствии со ст.ст. 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом.
Таким образом, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года № 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
На основании ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П, невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Доказательствами, подтверждающими общий трудовой стаж, в таком случае являются трудовая книжка и другие документы, выданные с места работы.
В трудовой книжке истца период работы в ЗАО «Компания Трал» не отражен.
Истцом представлена в качестве доказательства работы в районе Крайнего Севера справка ЗАО «Компания ТРАЛ» №... от <дата>, согласно которой истец работал в данной компании в <адрес> с <дата> по <дата> на судах флота рыбной промышленности полный рабочий день в должности <...> ЗАО «Компания ТРАЛ» находится на территории <адрес>; ИНН, ОГРН выдавшей справку организации в ней не указаны.
В качестве основания выдачи справки указаны приказы о приписке судов, свидетельство о праве собственности на судна, реестр флота, Устав службы на судах рыбной промышленности, лицевые бухгалтерские счета за <дата>., приказы по отделу кадров за <дата>., техническая спецификация судов.
Табели учета рабочего времени, иные документы по учету рабочего времени в числе основания для выдачи справки не указаны, копии данных документов суду не представлены.
По сообщению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Петропавловске-Камчатском от <дата> проверить период работы истца в ЗАО «Компания ТРАЛ» с <дата> по <дата> не представляется возможным, поскольку организация в ПФР в <адрес> не зарегистрирована.
Согласно ответу Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>№... от <дата>, в едином государственном реестре юридических лиц не содержатся сведения в отношении ЗАО «Компания Трал».
В архивной справке МКУ «Петропавловск-Камчатский городской архив» №... от <дата> указано, что документы ЗАО «Компания ТРАЛ» за период <дата> по <дата> на хранение в архив не поступали.
Согласно сообщению ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» №... от <дата> истец в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» не работал, в архиве порта не имеется документов ЗАО «Компания ТРАЛ».
При отсутствии доказательств существования организации, выдавшей истцу справку, а также отсутствие ссылки в справке на документы об учете рабочего времени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данная справка является недопустимым доказательством постоянной работы истца в районе Крайнего Севера в условиях полного рабочего дня.
Таким образом, истцом не доказан как сам факт существования организации ЗАО «Компания ТРАЛ», выдавшей ему справку, так и осуществления им трудовой функции постоянно в условиях полного рабочего дня в период с <дата> по <дата> в районах Крайнего Севера.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2015 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу К. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи