Судья Бакшина Н.В. дело № 33-1251
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 февраля 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Фёдоровой Л.Н., Ильиных Е.А.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Тихоокеанский научно- исследовательский рыбохозяйственный центр» ( далее ФГБНУ «ТИНРО-Центр») о возложении обязанности по апелляционной жалобе ФГБНУ «ТИНРО-Центр» на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск удовлетворен, на ФГБНУ «ТИНРО-Центр» возложена обязанность в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу разработать планы обеспечения транспортной безопасности (внести изменения в планы обеспечения транспортной безопасности) объекта транспортной инфраструктуры «Причальный комплекс для стоянки научно-исследовательского флота и погрузки экспедиционного снабжения», а также морских судов «ТИНРО», «Профессор Леванидов», «Профессор Кагановский», «Убеждённый», «Владимир Сафонов», «Бухоро» в соответствии с Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённым приказом Минтранса Российской Федерации от 11 февраля 2010 года № 34, а также Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678, и направить указанные планы обеспечения транспортной безопасности на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., пояснения прокурора Исаева В.Н., представителей ФГБНУ «ТИНРО-Центр» Полушиной Л.А., Полушина В.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГБНУ «ТИНРО-Центр», указав, что в ходе проверки деятельности ответчика как субъекта транспортной инфраструктуры выявлен ряд нарушений требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. Установлено, что учреждение эксплуатирует объект транспортной инфраструктуры «Причальный комплекс для стоянки научно-исследовательского флота и погрузки экспедиционного снабжения» ( далее ОТИ), а также транспортные средства - морские суда «ТИНРО», «Профессор Леванидов», «Профессор Кагановский», «Убеждённый», «Владимир Сафонов», «Бухоро» ( далее ТС). Указанным ОТИ и ТС Федеральным агентством морского и речного транспорта присвоены соответствующие категории. Приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года № 87 утверждён порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно пункта 5 которого срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца. Срок для внесения изменений в утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств установлен до 2 февраля 2017 года. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства изменения с учётом Требований в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС не разработаны (не внесены изменения) и не направлены на утверждение в Росморречфлот. Просил возложить на ответчика обязанность в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать планы обеспечения транспортной безопасности (внести изменения в планы обеспечения транспортной безопасности) объекта транспортной инфраструктуры «Причальный комплекс для стоянки научно-исследовательского флота и погрузки экспедиционного снабжения», а также морских судов «ТИНРО», «Профессор Леванидов», «Профессор Кагановский», «Убеждённый», «Владимир Сафонов», «Бухоро» в соответствии с Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённым приказом Минтранса Российской Федерации от 11 февраля 2010 года № 34, а также Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678, и направить указанные планы обеспечения транспортной безопасности на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям.
Представители ФГБНУ «ТИНРО-Центр» в судебном заседании просили отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что план обеспечения транспортной безопасности морских судов ими разработан и направлен в Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось ФГБНУ «ТИНРО-Центр», его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Представители ФГБНУ «ТИНРО-Центр» в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы, указали, что требование о разработке планов обеспечения транспортной безопасности находится в процессе исполнения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд верно установил юридически значимые обстоятельства и правильно применил закон. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности, согласно части 2 указанной статьи, являются, в том числе, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также их категорирование - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
В силу положений статьи 7 данного Федерального закона, в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального Закона №16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016 года № 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16 июля 2016 года № 678 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры с учетом Требований обеспечивают проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и утверждение в установленном порядке ее результатов в трехмесячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления, то есть в срок по 2 ноября 2016 года.
Кроме того, субъекты транспортной инфраструктуры с учётом Требований обеспечивают внесение соответствующих изменений в утверждённые планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств в шестимесячный срок с даты вступления в силу настоящего Постановления (по 2 февраля 2017 года).
На основании результатов проведённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (часть 1 статьи 9 Федерального Закона №16-ФЗ).
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (часть 2 статьи 9 Федерального Закона №16-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года № 87 утверждён порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно пункту 5 которого срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
В силу подпунктов 5.13.2 и 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта», Федеральное агентство морского и речного транспорта утверждает результаты проведённой оценки уязвимости и планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности.
Из материалов дела следует, что ФГБНУ «ТИНРО-Центр» эксплуатирует объект транспортной инфраструктуры «Причальный комплекс для стоянки научно-исследовательского флота и погрузки экспедиционного снабжения», транспортные средства – морские суда «ТИНРО», «Профессор Ливанидов», «Профессор Кагановский», «Убеждённый», «Владимир Сафонов», «Бухоро». Указанным ОТИ и ТС Федеральным агентством морского и речного транспорта присвоены соответствующие категории.
В силу приведенных нормативных актов на ФГБНУ «ТИНРО-Центр» лежала обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов такой оценки. Данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось.
Суд установил, что Федеральным агентством морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№ ФГБНУ «ТИНРО-Центр» отказано в утверждении планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в связи с их несоответствием требованиям Постановления Правительства РФ от 16 июля 2016 года № 678 (...).
В частности, Федеральное агентство морского и речного транспорта отказало в утверждении планов обеспечения транспортной безопасности ФГБНУ «ТИНРО-Центр» в связи с отсутствием у ФГБНУ «ТИНРО-Центр» аттестованных лиц для проведения такой оценки, отсутствием документов, подтверждающих аккредитацию подразделения транспортной безопасности в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 1 апреля 2015 года № 145. ...
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что ФГБНУ «ТИНРО-Центр» не выполнило обязанности, возложенные на него в соответствии с положениями Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что у ответчика имелись объективные обстоятельства, препятствующие утверждению планов, а именно, отсутствие аттестации и (или) аккредитации сил обеспечения транспортной безопасности не влияет на правильность выводов суда о нарушении ФГБНУ «ТИНРО-Центр» требований действующего законодательства, устанавливающего обязанность утверждения таких планов в установленные законом сроки. Как правильно указал суд, несоблюдение данных требований создаёт угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса и морских судов, которая является приоритетной и отвечает целям Федерального закона «О транспортной безопасности».
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Тихоокеанский научно- исследовательский рыбохозяйственный центр» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи