Судья Селищев В.Е. Дело №33-12520/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2015 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Бредихиной С.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Советского района Алтайского края на решение Советского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2015 года
по иску ФИО1 ы к администрации Советского района Алтайского края о признании решения об отказе незаконным, признании собственником жилого помещения на день объявления режима чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия
установила:
в ДД.ММ.ГГ года на территории Советского района произошла чрезвычайная ситуация – паводок. Жилой дом, в котором проживала ФИО1, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Алтайского края попал в зону затопления. ФИО1 была внесена в список граждан Алтайского края, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждающихся в капитальном ремонте. ДД.ММ.ГГФИО1 обратилась в администрацию <адрес> Алтайского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, к заявлению были приложены все необходимые документы. Решением администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГФИО1 было отказано в предоставлении социальной выплаты, поскольку она не являлась собственником жилого дома на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
С указанным отказом истец не согласен, поскольку документы о регистрации права собственности на жилое помещение находились в стадии оформления, в данном жилом доме она проживала уже 33 года, и по настоящее время, производит оплату за коммунальные услуги, платит земельные налоги. Считает незаконным отказ в предоставлении социальной выплаты.
Ссылаясь на указанные обстоятельства ФИО1, просила признать незаконным решение администрации Советского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** об отказе во включении в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого дома, расположенной по адресу: <адрес><адрес> Алтайского края; признать ФИО1 собственником указанного жилого дома на день режима чрезвычайной <адрес> Алтайского края; обязать администрацию <адрес> Алтайского края, включить ФИО1 в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
Решением Советского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2015 года иск ФИО1 удовлетворен.
Судом постановлено признать решение Администрации Советского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ об отказе во включении в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, а именно квартиры расположенной по адресу: <адрес> Алтайского края, незаконным.
Признать ФИО1 собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес><адрес> Алтайского края, на день режима чрезвычайной ситуации (паводка на территории <адрес> Алтайского края в мае-июне 2014 года).
Обязать администрацию Советского района Алтайского края включить ФИО1 в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, а именно квартиры, расположенной по адресу<адрес><адрес> Алтайского края.
Взыскать с администрации <адрес> Алтайского края в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Советского района Алтайского края просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что право собственности истца на жилое помещение возникло только с момента государственной регистрации ДД.ММ.ГГ, в связи с чем, на день объявления режима чрезвычайно ситуации истица не являлась собственником жилого помещения в установленном порядке, и не владела правоустанавливающими документами, которые должны быть представлены в органы местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения, согласно подпункту «г» пункта 7 Порядка. Считает решение администрации Советского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** законным.
В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В ДД.ММ.ГГ года на территории <адрес> Алтайского края произошло чрезвычайное происшествие - наводнение.
Постановлением администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** с 13-00 ДД.ММ.ГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абз.7 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее –Закона) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.2 ст.18 Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 года №447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - субъекты Российской Федерации, мероприятия по проведению капитального ремонта жилищного фонда, трансферты).
Постановлением администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года №234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
В соответствии с п.1, он определяет порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее - Порядок), определяет правила выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года (далее - социальные выплаты).
Согласно п.4 Порядка, право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Из изложенного следует, что государством гарантируется финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, гражданам, которые на момент чрезвычайной ситуации имели жилое помещение, поврежденное в результате паводка, на праве собственности, проживали в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта.
Как следует из материалов дела, на момент паводка <адрес> по <адрес> в <адрес> Алтайского края, в которой проживала ФИО1, находилась в зоне затопления. Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями истицы, не оспаривается сторонами и подтверждается справкой администрации Талицкого сельсовета <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (л.д.35).
Земельный участок расположенный по <адрес><адрес> Алтайского края был представлен ФИО2 (ФИО1) на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданной администрацией <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ и выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (л.д.6, 14).
Согласно свидетельств о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГФИО1 зарегистрировано право собственности на земельные участки площадью 800 кв.м и 2000 кв.м, расположенные по адресу: <адрес><адрес> Алтайского края (л.д.18,19).
В подтверждение факта приобретения квартиры и проживания в ней ФИО1 предоставлены копия паспорта с регистрацией с ДД.ММ.ГГ по адресу: <адрес><адрес> Алтайского края, а также дубликат накладной от ДД.ММ.ГГ, с указанием назначение – в счет заработной платы, наименование – дом, квартира, сумма - <данные изъяты> коп., сельхозпредприятие - <данные изъяты> (л.д.7, 8).
Решением Советского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в связи с признанием иска ответчиком - администрацией Талицкого сельсовета <адрес> Алтайского края, за ФИО1 признано право собственности на квартиру (л.д.20-21).
На основании указанного решения суда ФИО1ДД.ММ.ГГ зарегистрировано право собственности на указанную <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.25).
В соответствии со списком, утвержденным первым заместителем Губернатора Алтайского края 14 мая 2015 года под №183, данная квартира с указанием собственника ФИО1, была внесена в список граждан Алтайского края, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждающихся в капитальном ремонте (л.д.26-27).
ДД.ММ.ГГФИО1 обратились в администрацию Советского района Алтайского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес><адрес> Алтайского края (л.д.54-55).
Решением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ***ФИО1 было отказано в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта на квартиру расположенного по адресу: <адрес><адрес> Алтайского края, на основании п. 4 Порядка, в связи с тем, что истица не являлась собственниками поврежденного жилого помещения на день объявления режима чрезвычайной ситуации и (или) на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты (л.д.34).
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования истца, суд пришел к выводу о том, что несмотря на то, что ФИО1 право собственности на квартиру было зарегистрировано только ДД.ММ.ГГ, однако истец с <адрес> года постоянно проживала и владела указанным жилым помещением, следовательно, на момент чрезвычайной ситуации фактически являлась собственником жилого помещения, право собственности на которое не было оформлено в установленном законом порядке. Данное обстоятельство явилось основанием для включения ФИО1 в соответствующий список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неверном толковании закона и не соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из ч.2 ст.135 Гражданского кодекса РСФСР (в редакции от ДД.ММ.ГГ (далее - ГК РСФСР), право собственности на вещь, если договор об отчуждении вещи подлежал регистрации, возникает в момент регистрации.
Согласно частям 1, 3 ст.239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов.
Договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов.
Из материалов гражданского дела, в частности, справки администрации Талинского сельсовета <адрес>, следует, что спорный жилой дом был выкуплен ФИО1 в колхозе «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГ (л.д.35).
Вместе с тем, по запросу судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда администрацией Талинского сельсовета <адрес> представлен ответ, согласно которого, администрация Талицкого сельсовета не может представить договор купли-продажи дома по спорному адресу и сведения его регистрации, так как данные действия не совершались в Администрации Талицкого сельсовета.
Таким образом, ФИО1 своевременно не приняла меры для оформления своих прав в законом порядке, следовательно, только с момента оформления в установленном порядке у истца возникло право собственности на спорное жилое помещение.
При установленных обстоятельствах оснований для признания ФИО1 собственником жилого помещения на момент возникновения чрезвычайной ситуации не имелось.
Таким образом, у истца отсутствует совокупность условий, определенных п.4 Порядка, а также постановлением Правительства Российской Федерации, и необходимых для признания права на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, поэтому у суда отсутствовали основания для удовлетворения производных исковых требований о признании решения администрации Советского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ незаконным и обязании во включении истца в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта квартиры.
Наличие вступившего в законную силу решения Советского районного суда Алтайского края от 18 ноября 2014 года, которым за ФИО1 признано право собственности на квартиру, достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований истца не является. Иных доказательств подтверждающих право собственности истца на квартиру на момент чрезвычайной ситуации материалы дела не содержат.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы ответчика администрации Советского района Алтайского края, заслуживают внимания, обжалуемое решение суда подлежит отмене, с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Советского района Алтайского края удовлетворить.
Решение Советского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2015 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 ы к администрации Советского района Алтайского края о признании решения незаконным, признании собственником жилого дома на день объявления режима чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, отказать.
Председательствующий
Судьи: