ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12527/18 от 10.09.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Гилева О.М.

Дело № 33–12527/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Пьянкова Д.А.,

судей Симоновой Т.В., Фомина В.И.,

при секретаре Араслановой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г.Перми 10 сентября 2018 г. дело по апелляционной жалобе администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 10.09.2018, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.

Обязать администрацию Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края обязать принять меры по надлежащей организации теплоснабжения на территории г. Очер в срок до 15 сентября 2018 года.

Обязать администрацию Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края и общество с ограниченной ответственностью «Тимсервис» в срок, установленный п.5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 подать в необходимых объемах тепловую энергию потребителям на территории Очерского городского поселения для нужд отопления.

Решение суда подлежит немедленному исполнению».

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Очерского муниципального района Пермского края обратился в суд с требованием о возложении на администрацию Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края обязанности принять меры по надлежащей организации теплоснабжения на территории г. Очер в срок до 15 сентября 2018 года, а также обязать администрацию Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края и общество с ограниченной ответственностью «Тимсервис» в срок, установленный п.5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 подать в необходимых объемах тепловую энергию потребителям на территории Очерского городского поселения для нужд отопления. В обоснование заявленных требований указано, что в результате проверки действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части надлежащей организации горячего водоснабжения и теплоснабжения на территории г. Очер, установлено, что в соответствии с договором аренды муниципального имущества №** от 05 июля 2018 МУП «Очерское городское хозяйство» переданы ООО «Тимсервис» тепловые сети и котельные, расположенные в г.Очер Пермского края. Также непосредственно администрацией Очерского городского поселения с ООО «Тимсервис» заключен договор аренды муниципального имущества №** от 05 июля 2018 года, согласно которому ООО «Тимсервис» переданы котельная «Северная», тепловой пункт, тепловые сети. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства, ООО «Тимсервис» не имеет лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов - газовых котельных на территории г.Очер, котельные не укомплектованы соответствующим штатом работников, отсутствует страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта. Администрацией Очерского городского поселения до настоящего времени не переданы ООО «Тимсервис» земельные участки, расположенные под газовыми котельными в г.Очер. При этом, одним из условий получения указанной лицензии, является предоставление документов, подтверждающих наличие на законном основании земельных участков, на которых размещаются опасные производственные объекты. Согласно информации ООО «Тимсервис» Обществом договоры поставки газа на котельные г.Очер на момент проверки не заключены, что делает невозможным осуществление теплоснабжения населения.

Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представители ответчика администрации Очерского городского поселения в судебном заседании заявленные требования не признали.

Ответчик ООО «Тимсервис», извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом своего представителя в судебное заседание не направило, пояснений по существу заявленных требований не представило.

Третье лицо – представитель администрация Очерского муниципального района Пермского края, извещенный о дате и времени заседания, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с принятым решением, администрация Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, прекратить производство по делу. В обоснование доводов указывает, что вывод суда о том, что органами местного самоуправления ненадлежащим образом организовано проведение работ по подготовке к отопительному сезону, подготовка проведена не в полном объеме является необоснованным, поскольку материалы дела свидетельствуют об обратном. 14.09.2018 произведен первичный запуск тепловой энергии на всех котельных в системе отопления зданий, переданных ООО «Тимсервис», кроме того администрацией в целях организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения издан ряд нормативных документов, в частности утверждена программа проведения проверки готовности к отопительному сезону 2018-2019; издано постановление о начале отопительного периода 2018-2019 в Очерском городском поселении от 04.09.2018 № 562; земельные участки, находящиеся под котельными переданы в аренду ООО «Тимсервис» с 05.07.2018; рассматривался вопрос об изменении тарифа и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.. Таким образом, в рамках организации теплоснабжения со стороны администрации принимаются все необходимые меры, в ежедневном и еженедельном режиме осуществляется взаимодействие с теплоснабжающими организациями по вопросу подготовки котельных к отопительному сезону 2018-2019, проводятся совместные совещания по данному вопросу, контролируются сроки и виды работ по ремонту котельных, оборудования, тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения. Кроме того, вывод суда об отсутствии необходимого персонала котельных и заключенных договоров поставки газа на котельные, отсутствие соответствующей лицензии – не соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтверждается соответствующими документами, имеющимися в материалах дела.

От ООО «Тимсервис» на апелляционную жалобу поступил отзыв, согласно которому доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает.

На апелляционную жалобу от прокурора Очерского района Пермского края поступили возражения, согласно которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.

В силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Очерского городского поселения установлены котельные по следующим адресам: <...> (котельная № 1); пер. Дорожный, 40 (котельная № 5); ул. О.Кошевого, 52 (котельная № 4); ул. Коммунистическая, 4 (котельная №3); ул. Урицкого, 24а (котельная № 6); ул. Павлова, 40 (котельная № 7); пер.Пионерский,55; ул.Революционная, 95.

В соответствии с постановлениями главы Очерского городского поселения от 30 июня 2014 года №214, от 30 июня 2014 года №213, договором от 01 июля 2014 года, перечисленное имущество на праве хозяйственного ведения было передано администрацией Очерского городского поселения МУП «Очерское городское хозяйство», осуществлявшее теплоснабжение и горячее водоснабжение на территории г.Очер (л.д.11-29).

Администрацией Очерского городского поселения с ООО «Тимсервис» заключен договор аренды муниципального имущества №** от 05 июля 2018 года, согласно которому ООО «Тимсервис» переданы котельная «Северная», тепловой пункт, тепловые сети (л.д.30-40).

Постановлением администрации Очерского городского поселения от 20.08.2018 года ООО «Тимсервис» в аренду с 05.07.2018 г. по 20.05.2019 года предоставлены следующие земельные участки: <...> (котельная № 5); ул. О.Кошевого, 52 (котельная № 4); ул. Коммунистическая, 4 (котельная №3); ул. Урицкого, 24а (котельная № 6); ул. Павлова, 40а (котельная № 7).

В ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Тимсервис» не имеет лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов – газовых котельных на территории г.Очер, котельные не укомплектованы соответствующим штатом работников, отсутствует страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта, земельные участки под газовыми котельными не переданы, договоры поставки газа не заключены, программа проведения проверки готовности к отопительному периоду на территории Очерского муниципального района отсутствует (л.д.8-9).

По сведениям ООО «Тимсервис», датированных 03 августа 2018 года, для регистрации опасных производственных объектов в г.Очер в государственном реестре, необходимо выполнять ряд мероприятий, в том числе, оформить договоры аренды земельных участков, предоставить заверенные копии актов ввода в эксплуатацию, предоставить реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств требованиях технического регламента, заключить договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием, разработать и согласовать планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, предоставить документы об аттестации аварийно-спасательного формирования.

Ориентировочные сроки получения лицензии – 1-2 квартал 2019 года. Стадия готовности оборудования котельных – 80% от общего объема заявленных работ. В ресурсоснабжающие организации направлены заявки для заключения договоров поставки газа, электроснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения. В настоящее время заключен договор электроснабжения (л.д.10).

Постановлением администрации Очерского городского поселения от 16 августа 2018 года №514 утверждена программа проведения проверок готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов. Объектами, подлежащих проверке являются теплоснабжающие и теплосетевые организации, потребители.

Постановлением администрации Очерского городского поселения от 04 сентября 2018 года №562 рекомендовано собственникам и иным законным владельцам источников тепловой энергии, центральных тепловых пунктов, тепловых сетей и иных объектов инженерной инфраструктуры совместно с организациями-потребителями тепловой энергии, независимо от формы собственности произвести заполнение систем теплоснабжения и теплопотребления жилищного фонда и объектов социальной сферы к 15 сентября 2018 года. поставщикам тепловой энергии начать отопительный период и осуществлять подачу тепловой энергии на объекты социальной сферы с 15 сентября 2018 года, в жилищный фонд со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течении которого соответственно средняя суточная температура наружного воздуха ниже 8оС. Указанным постановлением также определены и иные рекомендации, обязанности для поставщиков тепловой энергии и потребителей.

В судебном заседании также исследованы протоколы совещания с управляющими компаниями и другими организациями в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Протоколы датированы 24 августа 2018 года за №5, 30 июля 2018 года за №4, 10 июля 2018 года за №3.

Согласно представленных планов-графиков, срок готовности котельных к работе – 01 сентября 2018 года.

Из договора об оказании услуг по ремонту и поверке приборов, заключенного 11 января 2018 года между МУП «Очерское городское хозяйство» и ИП Г. следует, что исполнитель обязуется в срок до 31 декабря 2018 года осуществить ремонт и поверку приборов, указанных в техническом задании.

Согласно письму ООО «Тимсервис», датированному 04 сентября 2018 года, в настоящее время проводится работа по расширению действия лицензии на котельные г.Очер, в Западно-Уральское управление Ростехнадзора готовится пакет документов для регистрации котельных, как опасных производственных объектов 3 класса опасности. Степень готовности котельных и тепловых сетей – 90-100%, штат сотрудников сформирован, 29 августа 2018 года заключен договор страхования гражданской ответственности в отношении котельных в г.Очер, с ПАО «Пермэнергосбыт» заключен договор электроснабжения, с ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» заключены договоры на поставку газа.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд со ссылками на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, Правила оценки готовности к отопительному сезону, утвержденные Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115 пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку несмотря на комплекс выполненных работ, направленных на организацию теплоснабжения, ответчиками между тем ненадлежащим образом организовано проведение работ по подготовке к отопительному периоду 2018-2019 года, подготовка объектов теплоснабжения к отопительному сезону проведена не в полном объеме. В частности судом указано, что к моменту рассмотрения гражданского дела ООО «Тимсервис» не имеет лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов - газовых котельных на территории г.Очер; не представлены доказательства формирования штата ООО «Тимсервис», необходимого для обслуживания котельных, расположенных в г.Очер, не представлены договор поставки газа, а также договор страхования гражданской ответственности; земельные участки, расположенные под котельными г.Очер, до настоящего времени, в установленном законе порядке не переданы в аренду.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, обстоятельствах дела и представленных доказательствах, и считает, что оснований к отмене судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

Статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" на органы местного самоуправления возложена обязанность организации теплоснабжения в границах поселения, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательства.

В целях реализации указанных обязанностей органам местного самоуправления в силу пункта 4 части 1 статьи 6, части 2 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, предоставлены полномочия по контролю за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду, контролю за ходом работ по подготовке к зиме.

В свою очередь обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, возложена на теплоснабжающие организации.

Таким образом, в рассматриваемой спорной ситуации обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса возложена на администрацию Очерского городского поселения, а обязанность по созданию бесперебойной и безаварийной работы объектов теплоснабжения возложена на теплоснабжающую организацию ООО «Тимсервис».

Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, приведенных в решении суда, при рассмотрении гражданского дела установлен ряд нарушений, свидетельствующих о ненадлежащей организации в границах Очерского городского поселения теплоснабжения населения администрацией Очерского городского поселения, о неготовности администрации Очерского городского поселения, ООО «Тимсервис» к предстоящему отопительному сезону, возможном срыве работ по подготовке котельных.

Данные правильные выводы суда доводами апелляционной жалобы не опровергаются, а напротив, фактически подтверждают частичную готовность ответчиков к отопительному сезону 2018-2019 на территории Очерского городского поселения.

Так, до настоящего времени лицензия на конкретные котельные в Очерском городском поселении ООО «Тимсервис» не получена, доказательств укомплектования штата сотрудников котельных в объеме, необходимом их надлежащее обслуживание, не представлено.

При этом судом правильно отмечено, что одним из условий получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов – котельных, расположенных в г.Очер Пермского края, в соответствии с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 №492, является предоставление документов, подтверждающих наличие на законном основании земельных участков, на которых размещаются опасные производственные объекты, доказательств наличия таких оснований к моменту принятия судом решения ответчиками в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Более того, договор аренды земельных участков под котельными на территории г.Очера № 3-7, который был заключен администрацией Очерского городского поселения с ООО «Тимсервис» приложен только к апелляционной жалобе, составлен в дату принятия судебного решения, а соответственно правовой оценке судом первой инстанции не подвергался. Представленный договор ** между АО «Газпром газораспределение Пермь» и ООО «Тимсервис» на техническое обслуживание газопровода, газового оборудования, средств защиты от ЭХК и аварийно-диспетчерское обслуживание, заключен 14.09.2018, т.е. уже после принятия судебного акта.

Изложенное выше в полной мере подтверждает обстоятельства того, что весь комплекс необходимых мероприятий для надлежащей организации и функционирования теплоснабжения на территории г.Очер ответчиками выполнен не был, а проводимые после принятия решения мероприятия, фактически свидетельствуют о совершении действий, направленных на исполнение судебного акта в добровольном порядке.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции правильно разрешил спор, надлежащим образом применил нормы материального права, каких-либо нарушений процессуальных норм им не допущено, а потому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 10.09.2018 – оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: