ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1254/2022 от 11.08.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Нетеса С.С.

Дело № 33-1254/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Володкевич Т.В.,

судей Полозовой А.А., Гавриной Ю.В.,

при секретаре Винник Е.Б.,

11 августа 2022 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2022 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным пунктов 3,4 заключения по материалам служебной проверки, утвержденной начальником УМВД России по Камчатскому краю полковником полиции ФИО5 1 октября 2021 года, признании незаконным приказа УМВД России по Камчатскому краю от 9 октября 2021 года № 937 л/с в части наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора и привлечения к материальной ответственности в размере среднемесячного денежного довольствия отказать.

Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения представителя ФИО4 - адвоката Кима М.К., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, объяснения представителя УМВД России по Камчатскому краю ФИО6, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась с иском к УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконными пунктов 3,4 заключения по материалам служебной проверки, утвержденной начальником УМВД России по Камчатскому краю 1 октября 2021 года, приказа от 9 октября 2021 года № 937 л/с в части наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде выговора и привлечения к материальной ответственности в размере среднемесячного денежного довольствия 99185 рублей19 копеек.

В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу на разных должностях в УМВД России по Камчатскому краю, в том числе с сентября 2016 года в должности специалиста (продовольственного обеспечения) ООМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю». В соответствии с пунктом 3 заключения по материалам служебной проверки, утвержденной начальником УМВД России по Камчатскому краю 1 октября 2021 года, приказом от 9 октября 2021 года № 937 л/с на нее наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора, она

привлечена к материальной ответственности в размере среднемесячного денежного довольствия в размере 99185 рублей 19 копеек, за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении пунктов 8.3, 8.4, 8.6, 8.7, 8.8, 8.9, 8.10, 8.11 ее должностной инструкции, утвержденной начальником ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» 25 июня 2018 года, пунктов 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7, 8.8 ее должностной инструкции, утвержденной начальником ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» 1 февраля 2021 года, пункта 10.4 Инструкции об организации договорно-правовой работы в системе УМВД России по Камчатскому краю, утвержденной приказом УМВД России по Камчатскому краю от 4 марта 2019 года № 208, а именно, в отсутствии осуществления контроля за исполнением контрагентами условий заключенных гражданско-правовых договоров (контрактов) по горячему питанию лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, по государственным контрактам № 39А от 10 января 2019 года, № 40А от 17 сентября 2019 года, № 49А от 31 августа 2020 года, № 28А от 17 июня 2020 года, № 14А от 19 апреля 2021 года, повлекшем недоведение до лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, в период с 1 апреля 2019 года по 31 июля 2021 года норм питания (рыба), в количестве 419,66 кг и, как следствие, повлекшем причинение ущерба ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» в сумме 146881 рубль. С указанным выше заключением по материалам служебной проверки и приказом она не согласна. Считает, что ответчиком пропущен срок для привлечения ее к дисциплинарной ответственности, а также нарушен порядок привлечения к материальной ответственности, поскольку работодателю (УМВД России по Камчатскому краю) ущерб ею не причинен. Ущерб причинен ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», которое работодателем для истца не является. Кроме того организована претензионно-исковая работа с поставщиками услуг, осуществляющими поставку горячего питания лицам, содержащимся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю в спорный период, с целью взыскания ущерба в сумме 146881 рубль, соответствующее исковое заявление подано в Арбитражный суд Камчатского края и в случае его удовлетворения прямой действительный ущерб будет отсутствовать. Считает, что вмененные ей пункты должностных инструкций не соотносятся с вмененными нарушениями в виде отсутствия контроля за исполнением контрагентами условий заключенных гражданско-правовых договоров (контактов) по горячему питанию, лицам, содержащимся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю. Указывает на то, что ни должностными инструкциями, ни иными локальными актами УМВД России по Камчатскому краю, ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» не предусмотрена ее обязанность выхода в места выдачи питания для его приемки. Выдача питания по заключенным контрактам осуществляется одновременно утром, в обед и вечером более чем в 20 спецподразделениях УМВД России по Камчатскому края, в связи с чем, приемка питания одним человеком в данном случае не может быть выполнена. Кроме того, в представляемых контрагентом ведомостях расходов продуктов для спецконтингента, подписанных контрагентом (исполнителем) директором ООО «» ФИО1. рыба предусмотрена. Акты выполненных работ согласованы заведующей хозяйством ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, в связи с чем, оснований не доверять информации, указанной в данных документах у нее не имелось. При этом, выявленное ревизией МВД России нарушение явилось следствием изучения непосредственно «меню», которое не входит в предмет проверки в рамках ее должностных обязанностей и иных правовых актов, а при приемке пищи она не присутствовала. Приемка пищи осуществлялась непосредственно при участии сотрудников ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, от которых истцу не поступала какая-либо информация в части возможных нарушений по исполнению государственных контрактов.

ФИО4 для участия в судебном заседании не явилась, ее представитель - адвокат Ким М.К. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель УМВД России по Камчатскому краю ФИО6 исковые требования не признал, полагая их необоснованными.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе ФИО4, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, изложенным в суде первой инстанции, просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным. Настаивает на том, что применение указанных в заключение локальных нормативных актов УМВД России по Камчатскому краю, вмененных ей в целях определения нарушения служебной дисциплины, ошибочны и не находятся во взаимосвязи с установленными нарушениями. Ссылаясь на положения ее должностных инструкций, считает, что вмененные ей пункты должностных инструкций не соотносятся с вмененным нарушением в виде отсутствия осуществления контроля за исполнением контрагентами условий заключенных гражданско-правовых договоров (контрактов) по горячему питанию лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю. Обязанность выезда ее в места выдачи питания для его приемки ни должностными инструкциями, ни иными локальными нормативными актами УМВД России по Камчатскому краю не предусмотрена. Обращает внимание на то, что 30 ноября 2016 года УМВД России по Камчатскому краю был издан приказ № 1413 о разработке и утверждении состава комиссии по приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по заключенным государственным контрактам, которым четко определяется обязанность принимать надлежащие услуги по организации горячего питания именно сотрудниками (работниками) ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, а не истцом, однако суд, по мнению апеллянта, оценку указанному приказу не дал. Настаивает на пропуске ответчиком срока для привлечения ее к дисциплинарной ответственности.

В отзыве на апелляционную жалобу УМВД России по Камчатскому краю просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Выслушав лиц, участвующих деле, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права являются основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации; соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций; не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе выговор (пункт 2части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены положениями статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (часть 6).

Согласно части 7 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

В соответствии с частью 8 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

В силу части 9 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, а также по заявлению сотрудника на основании части 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя проводится служебная проверка.

Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

В пункте 1 части 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ закреплена обязанность сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя.

Такой сотрудник имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований); обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки (подпункты «а», «б», «г» пункта 2 части 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО4 проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с 19 сентября 2016 года - в должности специалиста (продовольственного обеспечения) отделения обеспечения материально-техническим и вещевым имуществом Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Камчатскому краю» (далее по тексту – ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю»), с 20 марта 2021 года в должности специалиста отделения обеспечения материально-техническим и вещевым имуществом ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю».

Контракт о прохождении службы в ОВД РФ с ФИО4 заключен 19 августа 2016 года.

Приказом УМВД России по Камчатскому краю от 9 октября 2021 года № 937 л/с ФИО4 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора и материальной ответственности в размере среднемесячного денежного довольствия на сумму 99185 рублей 19 копеек.

Основанием для издания приказа о привлечении истца к дисциплинарной и материальной ответственности послужило заключение служебной проверки от 1 октября 2021 года.

В свою очередь, основанием для проведения служебной проверки послужил рапорт главного ревизора КРУ МВД России ФИО2. от 10 августа 2021 года по факту недоведения до лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю в период с 1 апреля 2019 года по 1 августа 2021 года норм питания (рыба), предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306, в количестве 503,9 кг и последующей ее оплатой в соответствии с условиями государственных контрактов, повлекшее причинение ущерба ФКУ «ЦХОиСО УМВД России по Камчатскому краю» в сумме 176,4 тыс.руб.

Заключением служебной проверки, утвержденной начальником УМВД России по Камчатскому краю 1 октября 2021 года, установлено, что ФКУ «ЦХОиСО УМВД России по Камчатскому краю» заключены государственные контракты на оказание услуг по организации трехразового горячего питания для лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, а именно: на период 2019 года – ГК № 39А от 10 января 2019 года с ИП ФИО3.; на период 2020 года – ГК № 40А от 17 сентября 2019 года, ГК № 49А от 31 августа 2020 года с ООО «»; на период 2021 года – ГК № 28А от 17 июня 2020 года с ООО «», ГК №14А от 19 апреля 2021 года с ИП ФИО1.

Нормы питания для иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, содержащихся в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306.

Фактически приемка готового питания осуществлялась сотрудниками ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, для нужд которого заключались государственные контракты на оказание услуг по организации горячего питания‚ так как у ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» отсутствует возможность приемки питания, ввиду удаленности расположения подразделений, для нужд которых заключаются государственные контракты. Сотрудники ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю не подчиняются начальнику ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», в связи с чем, контроль за их деятельностью со стороны ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» невозможен.

Подразделением ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю ежедневно передается поставщику горячего питания список содержащихся лиц в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, на основе которого поставщик подготавливает необходимое количество горячего питания в соответствии с нормами и условиями заключенного государственного контракта.

Подразделение ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю ежемесячно передает в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» перечень лиц, подлежащих питанию, акты выполненных работ и ведомости расходов продуктов питания, утвержденные специалистами (сотрудниками) ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, данные документы проверяются сотрудниками отделения ОМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», которые проставляют на указанных документах отметку «проверено» и проставляют подпись должностного лица, осуществившего проверку.

На основании вышеперечисленных документов со стороны ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» производится оплата.

ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» не имеет филиалов на территории Камчатского края, а также штатных сотрудников, находящихся в подразделениях для нужд, на которые заключаются контракты на оказание услуг горячего питания для спецконтинтента.

Сотрудником, отвечающим за организацию горячего питания для спецконтингента, в период с 1 апреля 2019 года по 31 июля 2021 года являлась специалист отделения ОМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» старший лейтенант внутренней службы ФИО4 Согласно пунктам 8.10, 8.11 должностной инструкции ФИО4, действующей в вышеназванный период, утвержденной начальником ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», ФИО4 осуществляла подготовку и составление государственных контрактов и договоров с поставщиками на организацию питания лиц, содержащихся в ИВС, ЦВСНП, ЦВСИГ и СПСЛААП территориальных органов МВД России Камчатского края, а также проводила работу по истребованию счетов по оплате за питание лиц, содержащихся в ИВС, ЦВСНП, ЦВСИГ и СПСЛААП территориальных органов МВД России Камчатского края.

ФИО4 являлась единоличным инициатором государственных контрактов № 39А от 10 января 2019 года - с ИП ФИО3., № 28А от 17 июня 2020 года - с ООО «», № 49А от 31 августа 2020 года - с ООО «», № 40А от 17 сентября 2019 года - с ООО «», что подтверждается рапортами о проведении закупок от 17 октября 2018 года, 17 июля 2019 года, 27 июля 2020 года, 8 мая 2020 года, и осуществляла проверку оказанных услуг горячего питания для лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, по этим государственным контрактам, что подтверждается актами оказанных услуг с отметкой ФИО4 «проверено» и ее подписью.

Согласно расчету главного бухгалтера ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» от 22 сентября 2021 года сумма ущерба, причиненного ФИО4, составила 146881 рубль 00 копеек, а именно количество и стоимость недоданной рыбы, приходящейся на периоды работы ФИО4, составляет 419,66 кг на сумму 146881 рубль.

Согласно пункту 3 заключения служебной проверки за нарушение служебной дисциплины, выразившейся в неисполнении пунктов 8.3, 8.4, 8.6, 8.7, 8.8, 8.9, 8.10, 8.11 должностной инструкции специалиста ООМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», утвержденной начальником ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» 25 июня 2018 года, пунктов 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7, 8.8 должностной инструкции ФИО4 специалиста ООМТиВИ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», утвержденной начальником ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» 15 февраля 2021 года, пункта 10.4. Инструкции об организации договорно-правовой работы в системе УМВД России по Камчатскому краю, утвержденной приказом УМВД России по Камчатскому краю от 4 марта 2019 года № 208, а именно в отсутствии осуществления контроля за исполнением контрагентами условий заключенных гражданско-правовых договоров (контрактов) по горячему питанию лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, по государственным контрактам № 39А от 10 января 2019 года, № 40А от 17 сентября 2019 года, № 49А от 31 августа 2020 года, № 28А от 17 июня 2020 года, № 14А от 19 апреля 2021 года, повлекшее недоведение до лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, в период с 1 апреля 2019 года по 31 июля 2021 года норм питания (рыба), предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306, в количестве 419,66 кг, и, как следствие, повлекшее причинение ущерба ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» в сумме 146881 рубль, на специалиста ООМТиВИ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» старшего лейтенанта внутренней службы ФИО4 наложить дисциплинарное взыскание - выговор, и привлечь к материальной ответственности в размере среднемесячного денежного довольствия 99185 рублей 19 копеек.

Пунктом 4 заключения служебной проверки ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» установлено:

- в порядке статьи 248 ТК РФ произвести удержание из денежного довольствия специалиста ООМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» старшего лейтенанта внутренней службы ФИО4 в размере среднемесячного довольствия 99185 рублей 19 копеек, в счет возмещения ущерба, причиненного ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» в результате недоведения до лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, в период с 1 апреля 2019 года по 31 июля 2021 года норм питания (рыба), предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306, в количестве 419,66 кг;

- организовать претензионно-исковую работу с поставщиками услуг, осуществлявшими поставку горячего питания лицам, содержавшимся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, в период с 1 апреля 2019 года по 31 июля 2021 года, с целью взыскания ущерба в сумме 146881 рублей, образовавшегося в результате недоведения до лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю в период с 1 апреля 2019 года по 31 июля 2021 года, норм питания (рыба), предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306, о чем доложить в срок до 30 декабря 2021 года;

- разъяснить специалисту ООМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» старшему лейтенанту внутренней службы ФИО4 право добровольно возместить ущерб, либо по соглашению частями с рассрочкой платежа.

До применения дисциплинарного взыскания ФИО4 давались письменные объяснения по факту совершенного проступка, где она указала, в том числе на то, что фактически приемка готового питания осуществляется сотрудниками подразделений, для нужд которых заключаются государственные контракты на оказание услуг по организации горячего питания, так как у ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» физически отсутствует возможность приемки питания ввиду удаленности расположения подразделений. В связи с этим при выявлении каких-либо жалоб, претензий по организации питания со стороны спецконтингента либо если сотрудниками подразделений, находящихся на удаленности, принимающих поставляемое питание, выявлены нарушения, то начальником подразделения пишется рапорт с описанием претензии (нарушения). От начальника ЦВСИГ УВМД России по Камчатскому краю никаких рапортов по данному поводу не поступало. Документы (акты выполненных работ) на оплату услуг от исполнителя проверяются сотрудником подразделения, проставляются подписи, заверяющие правильность выдачи норм питания, на основании чего полагает, что претензий по услуге питания не имелось.

Судом установлено, что в соответствии с должностной инструкцией специалиста ООМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», утвержденной начальником ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» 25 июня 2018 года, в должностные обязанности истца входят: обеспечение надлежащего выполнения задач и функций, возложенных на ООМТиВИ (пункт 8.3); определение потребности в продовольствии и продовольственном имуществе УМВД России по Камчатскому краю (пункт 8.4); реализация выделенных фондов и децентрализованная заготовка продовольствия и продовольственного имущества по прямым связям и договорам для территориальных органов МВД России Камчатского края (пункт 8.6); составление отчет-заявок и других видов отчетности по продовольственной службе (пункт 8.7); участие в разработке планов снабжения, табелей положенности продовольствия и продовольственного имущества на случай чрезвычайных ситуаций и в особый период (пункт 8.8); проведение анализа потребности изоляторов временного содержания, центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, центров временного содержания иностранных граждан и специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке территориальных органов МВД России Камчатского края в услугах по организации питания с целью полного освоения денежных средств (пункт 8.9); подготовка и составление государственных контрактов и договоров с поставщиками на организацию питания лиц, содержащихся в ИВС, ЦВСНП, ЦВСИГ и СПСЛААП территориальных органов МВД России по Камчатскому краю (пункт 8.10); работа по истребованию счетов по оплате за питание лиц содержащихся в ИВС, ЦВСНП, ЦВСИГ и СПСЛААП территориальных органов МВД России по Камчатскому краю (пункт 8.11); реализация иных обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, УМВД России по Камчатскому краю (пункт 8.25). С указанной должностной инструкцией ФИО4 ознакомлена 26 июня 2018 года.

Должностной инструкцией специалиста ООМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», утвержденной начальником ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» 15 февраля 2021 года, с которой ФИО4 также была ознакомлена 15 февраля 2021 года, на истца возложены следующие должностные обязанности: надлежащее выполнение задач и функций, возложенных на ООМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» (пункт 8.3); определение потребности в продовольствии и продовольственном имуществе УМВД России по Камчатскому краю (пункт 8.4); реализация выделенных фондов и децентрализованная закупка материально-технического имущества для территориальных органов МВД России по Камчатскому краю (пункт 8.5); обеспечение своевременного заключения договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд УМВД России по Камчатскому краю и контроль за соблюдением поставщиками (подрядчиками) договорных обязательств (пункт 8.6); обеспечение сопровождения мероприятий по подготовке и размещению аукционной документации на официальном сайте Российской Федерации (пункт 8.7); составление отчет-заявок и других видов отчетности по направлению деятельности отделения (пункт 8.8).

Как следует из раздела 10 Инструкции об организации договорно-правовой работы в Управлении министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю, территориальных органах МВД Росси Камчатского края, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, утвержденной приказом УМВД России по Камчатскому краю от 4 марта 2019 года № 208, подразделение-инициатор: докладывает на решение руководителю территориального органа МВД России Камчатского края (подразделения) вопрос о целесообразности заключения гражданско-правовых договоров контрактов) (пункт 10.1); подготавливает проекты гражданско-правовых договоров (государственных контрактов) с имеющимися приложениями и документами, на основании которых осуществлена их разработка и представляет их на согласование в финансовое и правовое подразделения территориального органа МВД России Камчатского края (подразделения), а также в иные подразделения территориального органа МВД России Камчатского края (подразделения) в случае, если исполнение гражданско-правового договора (государственного контракта) затрагивает их права и обязанности (пункт 10.2); оформляет в установленном порядке необходимые для заключения гражданско-правовых договоров (контрактов) приказы, доверенности (пункт 10.3); осуществляет контроль за исполнение контрагентами условий заключенного гражданско-правовых договоров (контрактов). В случае выявления фактов неисполнения (ненадлежащего исполнения) контрагентами условий гражданско-правовых договоров (контрактов) ведет претензионную работу в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов МВД России (пункт 10.4); в случае поступления претензий от контрагентов на несоблюдение условий гражданско-правовых договоров (контрактов) со стороны территориальных органов МВД России Камчатского края проводит по ним проверку и готовит ответы в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов МВД России (пункт 10.5); своевременно представляет в финансовое подразделение территориального органа МВД России Камчатского края (подразделения) документы (подписанные контрагентом), необходимые для расчетов по обязательствам по заключенным гражданско-правовым договорам (контрактам) (пункт 10.6).

Исследовав материалы служебной проверки, принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для применения к ФИО4 дисциплинарного взыскания, факт ненадлежащего исполнения истцом должностных обязанностей, предусмотренных контрактом и должностными инструкциями, подтвержден заключением служебной проверки от 1 октября 2021 года и доказательствами, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности, и оценены судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания, проведения служебной проверки, предусмотренные статьями 51, 52 Федерального закона № 342-ФЗ, ответчиком соблюдены.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО4 в части признания незаконным пункта 3 заключения по материалам служебной проверки, утвержденной начальником УМВД России по Камчатскому краю 1 октября 2021 года, признании незаконным приказа УМВД России по Камчатскому краю от 9 октября 2021 года № 937 л/с в части наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Выводы суда в указанной части соответствует установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, которые в решении суда приведены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные в заключении по материалам служебной проверки пункты должностных инструкций не соотносятся с вмененным нарушением, подлежат отклонению, поскольку проанализировав материалы служебной проверки в совокупности с иными доказательствами, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вмененные истцу нарушения явно свидетельствуют о ненадлежащем исполнении истцом своих должностных обязанностей, учитывая, что организация обеспечения своевременного заключения договоров на оказание услуг и контроль за исполнение контрагентами условий заключенных гражданско-правовых договоров (контрактов) является одной из основных обязанностей истца, прямо предусмотренных пунктом 8.6 должностной инструкции специалиста ООМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», утвержденной начальником ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» 20 марта 2021 года, с которой истец ознакомлена под роспись тот же день 20 марта 2021 года. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, период проведения КРУ МВД России проверки с 1 апреля 2019 года по 1 августа 2021 года, и, учитывая установленные факты отсутствия со стороны специалиста ООМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» контроля за исполнением контрагентами условий договора, выразившегося в недоведении до лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, норм

питания, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306, в том числе, после 20 марта 2021 года, основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности у работодателя имелись.

Не могут повлечь отмену решения суда в указанной части и доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность выезда истца в места выдачи питания для его приемки ни должностными инструкциями, ни иными локальными нормативными актами УМВД России по Камчатскому краю не предусмотрена, поскольку доказательств тому, что истец обращалась к руководству по вопросу отсутствия физической возможности осуществления проверки оказанных услуг по горячему питанию для лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, по заключенным государственным контрактам, либо предпринимала иные меры по решению вопроса об организации возложенных на нее обязанностей в части осуществления контроля за исполнение контрагентами условий заключенных государственных контрактов, суду не представлено.

Кроме того из материалов дела следует, что для оплаты по государственным контрактам, в подтверждение того, что услуги по данным контрактам в спорный период оказаны контрагентами в полном объеме, в бухгалтерию предоставлялись, в том числе, соответствующие акты приемки выполненных работ, проверенные и подписанные ФИО4, а также рапорта истца на имя начальника ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю».

Из пояснений истца и ее представителя следует, что фактически приемка готового питания осуществлялась сотрудниками ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, для нужд которого заключались государственные контракты на оказание услуг по организации горячего питания.

Вместе с тем, согласно материалам дела, в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» ежемесячно предоставлялись отчеты центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Камчатскому краю с ежедневной раскладкой меню, что не исключало возможности провести сверку закладки продуктов и при необходимости произвести соответствующую корректировку в актах.

Несостоятельна и ссылка апелляционной жалобы на издание приказа УМВД России по Камчатскому краю № 1413 от 30 ноября 2016 года о разработке и утверждении состава комиссии по приемке по приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги по заключенным государственным контрактам, поскольку наличие либо отсутствие у ответчика указанной приемочной комиссии не освобождает истца от исполнения возложенных на нее должностной инструкцией должностных обязанностей, в том числе, по контролю за исполнением контрагентами условий заключенных гражданско-правовых договоров (контрактов).

Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что такая комиссия при УМВД России по Камчатскому краю не создана.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске ответчиком срока для привлечения истца к дисциплинарной ответственности являлись предметом проверки суда первой инстанции и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно приведенным в принятом по делу решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.

Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения в части разрешения требований истца о привлечении к материальной ответственности в размере среднемесячного денежного довольствия, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами (статья 241 ТК РФ).

Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в

частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действие или бездействие) причинителя вред; вина работника в причинении ущерба, причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

При недоказанности работодателем хотя бы одного из перечисленных обстоятельств материальная ответственность работника исключается.

Согласно заключению служебной проверки, истцу в обоснование привлечения к материальной ответственности вменяется в вину нарушение служебной дисциплины, а именно, неисполнение соответствующих пунктов должностных инструкций специалиста ООМТиВИ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» и пункта 10.4. Инструкции об организации договорно-правовой работы в системе УМВД России по Камчатскому краю, утвержденной приказом УМВД России по Камчатскому краю от 4 марта 2019 года № 208, выразившееся в отсутствии осуществления контроля за исполнением контрагентами условий заключенных гражданско-правовых договоров (контрактов) по горячему питанию лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, по соответствующим государственным контрактам, заключенным в спорный период, повлекшее недоведение до лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, в период с 1 апреля 2019 года по 31 июля 2021 года установленных законом норм питания (рыба), в количестве 419,66 кг, и, как следствие, повлекшее причинение ущерба ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю» в сумме 146881 рубль.

Вместе с тем, материальным ущербом в виде оплаты фактически не предоставленных услуг, в данном случае, являются, прежде всего, действия контрагентов, заключивших государственные контракты и не исполнивших в спорный период свои обязательства в полном объеме, что в последствие, привело к недоведению до лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю, в указанный период установленных законом норм питания.

Как следует из возражений ответчика на исковой заявление, фактический ущерб, причиненный ФКУ«ЦХиСО УМВД России по Камчатскому краю», истребован в полном объеме от организаций, оказывавших услуги питания для лиц, содержащихся в ЦВСИГ УМВД России по Камчатскому краю в период с 1 апреля 2019 года по 1 августа 2021 года. В подтверждение указанных обстоятельств ответчиком представлены соответствующие платежные поручения.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика пояснил, что в рамках служебной проверки от контрагентов возвращено около 60000 рублей, в судебном порядке еще довзыскано около 130000 рублей.

Таким образом, учитывая, что убытки, связанных с оплатой невыполненных контрагентами услуг, работодателем в полном объеме возмещены, оснований считать перечисленные контрагентам денежные средства прямым действительным ущербом, причиненным ответчику, не имеется, а, следовательно, отсутствовали и основания для привлечения ФИО4 к материальной ответственности в размере среднемесячного денежного довольствия.

При таких обстоятельствах, в силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО4 в части признания незаконными пункта 4 заключения по материалам служебной проверки, утвержденной начальником УМВД России по Камчатскому краю полковником полиции ФИО5 1 октября 2021 года, и приказа УМВД России по Камчатскому краю от 9 октября 2021 года № 937 л/с в части привлечения к материальной ответственности в размере среднемесячного денежного довольствия. Исковые требования ФИО4 к УМВД России по Камчатскому краю в остальной части удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 330 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО4 удовлетворить частично.

Признать пункт 4 заключения по материалам служебной проверки, утвержденной начальником УМВД России по Камчатскому краю 1 октября 2021 года, приказ УМВД России по Камчатскому краю от 9 октября 2021 года № 937 л/с в части привлечения ФИО4 к материальной ответственности в размере среднемесячного денежного довольствия незаконными.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 к УМВД России по Камчатскому краю отказать

Председательствующий

Судьи