66RS0001-01-2023-000242-91
Дело № 33-1255/2024 (2-5592/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 25 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Ершовой Т.Е., Сорокиной С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Стельмах А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халимова Даниса Манулловича к ГУ МВД России по Свердловской области о зачете в выслугу лет для начисления пенсии в льготном исчислении периодов прохождения службы в органах внутренних дел, перерасчете назначенной пенсии по выслуге лет,
по апелляционной жалобе ответчика Главного управления МВД России по Свердловской области на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 29.09.2023.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения представителя ответчика Спиридонова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец Халимов Д.М. обратился в суд с иском, в котором просил:
- зачесть в стаж службы в льготном исчислении периоды прохождения службы в органах внутренних дел с 19.07.2011 по 09.11.2011 в качестве оперуполномоченного Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУВД по Свердловской области, с 10.11.2011 по 15.12.2014 в качестве оперуполномоченного по особо важным делам отделения применения мер в отношении участников уголовного судопроизводства отдела применения мер государственной защиты оперативно - розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУ МВД России по Свердловской области из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца;
- осуществить перерасчет назначенной пенсии по выслуге лет, с учетом указанных выше периодов, исчисленных в льготном порядке, с 25.10.2022.
В обоснование иска указал, что проходил службу в органах внутренних дел, последняя замещаемая должность заместитель начальника отдела - начальник отделения применения мер в отношении участников уголовного судопроизводства отдела оперативных проверок и осуществления мер государственной защиты оперативно-розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУ МВД России по Свердловской области. Приказом ГУ МВД России по Свердловской области от 22.10.2022 №491 л/с Халимов Д.М. 24.10.2022 уволен со службы в органах внутренних дел, на основании п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.201 1 №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Общая продолжительность выслуги Халимова Д.М. составила в календарном исчислении 17 лет 05 месяцев 11 дней, в льготном исчислении - 20 лет 05 месяцев 00 дней. При этом, периоды прохождения истцом службы с 19.07.2011 по 09.11.2011 в качестве оперуполномоченного Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУВД по Свердловской области, с 10.11.2011 по 15.12.2014 в качестве оперуполномоченного по особо важным делам отделения применения мер в отношении участников уголовного судопроизводства отдела применения мер государственной защиты оперативно - розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУ МВД России по Свердловской области, включены нанимателем в выслугу лет в календарном исчислении. С таким расчетом выслуги лет истец не согласен, полагает, что указанные периоды прохождения службы в органах внутренних должны быть включены в льготном исчислении из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца. В спорные периоды истец проходил службу в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих функции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, замещение должностей в которых порождает у него право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с приказом МВД России от 24.09.2015 №056 «О некоторых вопросах исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в льготных условиях». Необоснованный отказ пенсионного органа в перерасчете, назначенной с 25.10.2022 пенсии по выслуге лет, с учетом спорных периодов, исчисленных в льготном порядке, нарушает право истца на пенсионное обеспечение.
Определением суда к производству принято дополнительное требование истца о зачете в выслугу лет периода обучения в ФГОУВПО «Уральская государственная сельскохозяйственная академия» с сентября 2002 года по 08.04.2007.
Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 29.09.2023 иск Халимова Д.М. удовлетворен частично: на ГУ МВД России по Свердловской области возложена обязанность зачесть в стаж службы Халимова Даниса Манулловича в льготном исчислении (как 1 месяц службы за 1,3 месяца выслуги лет для начисления пенсии) период прохождения службы в органах внутренних дел с 19.07.2011 по 09.11.2011 в качестве оперуполномоченного Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУВД по Свердловской области, а также период с 10.11.2011 по 15.12.2014 в качестве оперуполномоченного по особо важным делам отделения применения мер в отношении участников уголовного судопроизводства отдела применения мер государственной защиты оперативно - розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУ МВД России по Свердловской области из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца; произвести перерасчет ранее назначенной пенсии по выслуге лет, с учетом указанных выше периодов, исчисленных в льготном порядке с 25.10.2022. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ МВД России по Свердловской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Халимова Д.М. отказать. Приводит доводы о пропуске истцом срока для обращения с иском в суд, предусмотренного ч.4 ст.72 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011, отсутствие уважительных причин для его восстановления. Полагает, что у суда отсутствовали основания для включения спорных периодов в стаж службы в льготном исчислении, поскольку истец не проходил службу в поименованных структурных подразделениях оперативно-розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Суд дал неверную оценку периоду службы истца с 19.07.2011 по 09.11.2011 в Центре по обеспечению лиц, подлежащих государственной защите, поскольку с 19.07.2011 истец уже проходил службу в оперативно-розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Спиридонов Д.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец Халимов Д.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (путем получения телефонограммы).
С учетом положений ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец проходил службу в органах внутренних дел с 09.04.2007 по 24.10.2022, уволен приказом от 22.10.2022 № 491 л/с на основании п.4 ч. 2 ст. 82 Закона № 342-ФЗ, по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В соответствии с приказом об увольнении выслуга лет истца на дату увольнения составила в календарном исчислении 17 лет 05 месяцев 11 дней, в льготном исчислении – 20 лет 5 месяцев.
В выслугу лет истца в календарном исчислении включен, в том числе, период его службы 19.07.2011 по 15.12.2014 в должности оперуполномоченного по особо важным делам Отделения применения мер в отношении участников уголовного судопроизводства Отдела применения мер государственной защиты Оперативно - розыскной части по обеспечению безопасности лиц подлежащих государственной защите ГУ МВД России по Свердловской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности требований истца о включении в стаж службы в льготном исчислении как один месяц службы за один и одну треть месяца периодов службы с 19.07.2011 по 09.11.2011 и с 10.11.2011 по 15.12.2014, установив, что в данные периоды истец проходил службу в должности оперуполномоченного Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУВД по Свердловской области, и оперуполномоченного по особо важным делам Отделения применения мер в отношении участников уголовного судопроизводства Отдела применения мер государственной защиты оперативно - розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУ МВД России по Свердловской области, то есть в подразделениях по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, предусмотренных п.19 Перечня должностей, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.09.2015 № 056.
Суд установил, что должностные и фактически исполнявшиеся истцом обязанности, а равно полномочия Отдела, были идентичны и связаны с проведением оперативных проверок как в период с 19 июля 2011 г. по 15 декабря 2014 г., так и с указанной даты до принятия ответчиком 30 мая 2018 г. приказа № 843 о переименовании Отдела в «отдел оперативных проверок и осуществления мер государственной защиты» в соответствии с Перечнем приложения № 4 (пункт 19), распространившего применение нового наименования Отдела на прошлое время с 15 декабря 2014 г.
Суд также учел, что наименование должности истца и Отдела были идентичными с 19 июля 2011 г. по 30 мая 2018 г. и не претерпели изменений при реорганизации ОРЧ по ГЗ ГУ на основании приказа ГУ МВД России по Свердловской области № 1923 от 15 декабря 2014 г., что не исключило применение ответчиком нового наименования Отдела за прошлое время с 15 декабря 2014 г. в соответствии с приказом № 843 от 30 мая 2018 г., тогда как доказательств наличия обстоятельств исключающих возможность его применения в отношении истца за прошлое время в период с 19 июля 2011 г. до 15 декабря 2014 г., при рассмотрении дела ответчиком не приведено.
С учетом изложенного, суд признал незаконным включение в расчет выслуги лет истца оспариваемых периодов в календарном исчислении, возложил на ответчика обязанность зачесть периоды службы истца с 19.07.2011 по 09.11.2011 и с 10.11.2011 по 15.12.2014 в льготе (один месяц за один и одну треть месяца), произвести перерасчет пенсии истца с даты ее назначения (25.10.2022).
Суд отклонил доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что предметом спора является восстановление нарушенных пенсионных прав, в связи с чем сроки давности применению не подлежат.
Судебная коллегия полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы ответчика в части неверного указания периода службы с 19.07.2011 по 09.11.2011 в должности оперуполномоченного Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Как следует из послужного списка истца, а также представленного ответчиком по запросу судебной коллегии приказа № 792 л/с от 19.07.2011, Халимов Д.М. был переведен на должность оперуполномоченного по особо важным делам Отделения применения мер в отношении участников уголовного судопроизводства Отдела применения мер государственной защиты оперативно - розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите Главного управления с 19.07.2011, находился в указанной должности до 15.12.2014.
Вместе с этим, неверная оценка периода службы Халимова Д.М. с 19.07.2011 по 09.11.2011 в целом не повлияла на правильность приведенных судом выводов о наличии оснований для включения периода службы истца с 19.07.2011 по 15.12.2014 в выслугу лет в льготном исчислении, исходя из следующего.
Порядок и условия пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1, Закон).
По смыслу пункта «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 Закона (в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Периоды службы, работы, учитываемые при исчислении выслуги лет для назначения пенсии, определены статьёй 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1.
При этом время прохождения службы в особых условиях подлежит зачёту в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 Закона).
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 Закона).
Во исполнение указанных положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941).
Согласно подпункту «д» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за один и одну треть месяца, служба в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, - с 6 сентября 2008 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. № 056 «О некоторых вопросах исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на льготных условиях», утверждены соответствующие перечни должностей в подразделениях органов внутренних дел, при замещении которых осуществляется льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (далее - приказ МВД России от 24 сентября 2015 г. № 056), в том числе:
- перечень должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, непосредственно осуществлявших борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - приложение № 4 к приказу МВД России от 24 сентября 2015 г. № 056 (далее Перечень приложения № 4).
Пунктом 19 Перечня в разделе «Подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, в которых предусмотрены должности сотрудников органов внутренних дел РФ, при замещении которых осуществляется льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии согласно Перечню» предусмотрены:
Абз.14 министерства внутренних дел, главные управления (управления) внутренних дел по субъектам РФ:
Абз.24. центры по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД, ГУВД, УВД: отдел (отделение, группа, направление) оперативной проверки, отдел (отделение, группа, направление) осуществления мер государственной защиты;
Абз.25. группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД, ГУВД, УВД;
Абз.26. оперативно-розыскные части (центры) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, территориальных органов МВД России на региональном уровне: отдел (отделение, группа) физической защиты, отдел (отделение, группа) оперативных проверок и осуществления мер государственной защиты.
В разделе Перечня «Должности сотрудников органов внутренних дел РФ» поименованы в том числе оперуполномоченные по особо важным делам.
Приказом МВД России от 31.10.2008 № 943 утверждено типовое положение о центрах (группах) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ и примерная модель организационного построения центров по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.
В соответствии с указанным Типовым положением центры (группы) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ (далее подразделения государственной защиты) являются самостоятельными оперативными подразделениями, в пределах компетенции реализующими функции МВД РФ в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Основными задачами подразделений государственной защиты являются: осуществление в пределах своей компетенции деятельности по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с угрозой лицам, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты. Для выполнения поставленных задач подразделения выполняют функции по организации и непосредственному осуществлению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты, а также по обеспечению сохранности их имущества; проведению оперативно-розыскных мероприятий в целях выполнения возложенных на подразделения задач, а также иные функции.
Приказом ГУ МВД России по Свердловской области от 11.05.2010 № 512 взамен утратившего силу приказа от 15.12.2008 № 1210 утверждено Положение о Центре по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Указанным Положением предусмотрено, что Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите являются самостоятельным оперативным подразделением, непосредственно подчиненным Главному управлению внутренних дел по Свердловской области, в пределах компетенции реализующим функции МВД РФ в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Как следует из послужного списка, в период с 01.06.2010 по 19.07.2011 Халимов Д.М. проходил службу в должностях оперуполномоченного и старшего оперуполномоченного отдела оперативной проверки Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Указанный период включен в стаж истца в льготном исчислении.
Приказом ГУ МВД России по Свердловской области от 25.08.2011 № 1024 приказ ГУ МВД России по Свердловской области от 11.05.2010 № 512 признан утратившим силу, утверждены Положения об Оперативно-розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, а также о входящих в ее структуру Отделах (учета и информационно-аналитического обеспечения, применения мер государственной защиты, обеспечения личной охраны).
В соответствии с названным приказом Оперативно-розыскная часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, является самостоятельным оперативным подразделением, непосредственно подчиненным Главному управлению внутренних дел по Свердловской области, в пределах компетенции реализующим функции МВД РФ в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
В состав ОРЧ по ГЗ входят: Отдел учета и информационно-аналитического обеспечения, Отдел применения мер государственной защиты, Отдел обеспечения личной охраны.
Основными задачами ОРЧ по ГЗ являются: осуществление в пределах своей компетенции деятельности по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, а также обеспечение сохранности их имущества; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с угрозой лицам, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.
Отдел применения мер государственной защиты является структурным подразделением ОРЧ по ГЗ, в пределах компетенции реализующим функции МВД РФ в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Для выполнения поставленных задач отдел выполняет функции по организации и непосредственному осуществлению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты, а также по обеспечению сохранности их имущества, а также мер правовой и социальной защиты (поддержки); проведению оперативно-розыскных мероприятий в целях выполнения возложенных на подразделение задач, а также иные функции.
В структуру отдела входят: отделение применения мер государственной защиты в отношении участников уголовного судопроизводства, отделение применения мер государственной защиты в отношении судей и должностных лиц.
Приказом МВД РФ от 28.05.2013 № 297 утверждено Типовое положение о подразделении по обеспечению безопасности лиц, подлежащей государственной защите, территориального органа МВД России на региональном уровне, Примерная модель организационного построения оперативно-розыскной части (центра) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, территориального органа МВД России на региональном уровне; приказ МВД РФ от 31.10.2008 № 943 признан утратившим силу.
Основными задачами подразделения государственной защиты являются: осуществление в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение об установлении государственной защиты; выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с угрозой посягательства на жизнь, здоровье и имущество лиц, в отношении которых принято решение об осуществлении государственной защиты.
Примерная модель организационного построения оперативно-розыскной части (центра) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, территориального органа МВД России на региональном уровне предусматривает Отдел (отделение, группа) физической защиты, Отдел (отделение, группа, направление) оперативных проверок и осуществления мер государственной защиты, Отдел (отделение, группа, направление) информационно-аналитического обеспечения.
Приказом ГУ МВД России по Свердловской области от 21.01.2015 № 48 утверждено Положение об Оперативно-розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, а также Положения об Отделах, входящих в состав ОРЧ по ГЗ; признан утратившим силу приказ ГУ МВД России по свердловской области от 25.08.2011 № 1024.
В соответствии с Положением оперативно-розыскная часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, является структурным оперативным подразделением, непосредственно подчиненным начальнику полиции Главного управления внутренних дел по Свердловской области, в пределах компетенции реализующим функции МВД РФ в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
В структуру ОРЧ по ГЗ входят: Отдел применения мер государственной защиты, Отдел физической защиты, Отдел учетно-координационной деятельности и контроля за расходованием денежных средств.
Основными задачами ОРЧ по ГЗ являются: осуществление в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение об установлении государственной защиты; выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с угрозой посягательства на жизнь, здоровье и имущество лиц, в отношении которых принято решение об осуществлении государственной защиты.
Отдел применения мер государственной защиты является структурным подразделением ОРЧ по ГЗ, в пределах компетенции реализующим функции МВД РФ в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Для выполнения поставленных задач отдел выполняет функции по организации и непосредственному осуществлению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты, а также по обеспечению сохранности их имущества, а также мер правовой и социальной защиты (поддержки); проведению оперативно-розыскных мероприятий в целях выполнения возложенных на подразделения задач, а также иные функции.
В структуру отдела входят: отделение применения мер государственной защиты в отношении участников уголовного судопроизводства, отделение применения мер государственной защиты в отношении судей и должностных лиц.
На основании приказа ГУ МВД России по Свердловской области от 30.05.2018 № 843 «Об организационно-штатных вопросах ГУ МВД России по Свердловской области» Отдел применения мер государственной защиты ОРЧ по ГЗ переименован в Отдел оперативных проверок и осуществления мер государственной защиты. Приказ подлежит применению с 15.12.2014.
С указанной даты стаж службы истца в должности оперуполномоченного по особо важным делам Отделения применения мер в отношении участников уголовного судопроизводства Отдела применения мер государственной защиты оперативно - розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите Главного управления учтен ответчиком в выслугу лет в льготе.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд верно установил, что Халимов Д.М. в спорный период с 19.07.2011 по 15.12.2014 проходил службу в подразделениях, осуществляющих обеспечение лиц, подлежащих государственной защите, поименованных в п.19 Перечня, утвержденного приказом МВД РФ от 24.09.2015 № 056.
При этом, на протяжении всего периода времени, функционал и задачи данных подразделений не менялись, были направлены на реализацию функции МВД РФ в области применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества. В спорный период менялось лишь наименование данных подразделений: до 19.07.2011 Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, после 19.07.2011 – Оперативно-розыскная часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Доводы ответчика о том, что в п.19 Перечня, утвержденного приказом МВД РФ от 24.09.09.2015 № 056 в качестве структурного подразделения поименован отдел оперативных проверок и осуществления мер государственной зашиты, тогда как в период с 19.07.2011 по 15.12.2014 истец проходил службу в отделе применения мер государственной защиты, подлежат отклонению.
Как было указано выше, в структуру ОРЧ по ГЗ входил отдел применения мер государственной защиты, функционал которого включал в том числе проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выполнения возложенных на отдел задач. Само по себе отсутствие в наименовании отдела словосочетания «оперативных проверок» его функционал не меняет.
Судом верно указано, а представленные в материалы дела должностные инструкции истца подтверждают что на всем протяжении его службы, начиная с 16.08.2010, его должностные обязанности были идентичными, направленными на выполнение тех задач и того функционала, который предусмотрен в Положениях об ОРЧ по ГЗ, Отделе применения мер государственной защиты ОРЧ по ГЗ.
На основании приказа ГУ МВД по Свердловской области от 30.05.2018 № 843 произведено лишь изменение наименования отдела с «отдел применения мер государственной защиты» на «отдел оперативных проверок и осуществления мер государственной защиты», при этом функционал отдела не поменялся.
Этим же приказом установлено, что он применяется с 15.12.2014, в связи с чем период службы истца с 15.12.2014 в отделе применения мер государственной зашиты был включен в выслугу в льготном исчислении.
Между тем, с 19.07.2011 по 15.12.2014 истец проходил службу в тех же условиях (подразделение и должностные обязанности истца не менялись).
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для включения периода службы истца с 19.07.2011 по 15.12.2014 в выслугу лет в льготном исчислении как один месяц за один и одну треть месяца, возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет размера пенсии Халимава Д.М. с даты ее назначения.
Доводы ответчика об отказе в удовлетворении иска по мотиву пропуска срока для обращения в суд, предусмотренного ч.4 ст.72 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 подлежат отклонению, поскольку как верно отметил суд первой инстанции, правоотношения в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел урегулированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1, в связи с чем основания для применения ч.4 ст.72 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Вместе с этим, учитывая, что судом неверно был квалифицирован период с 19.07.2011 по 09.11.2011 как служба в должности оперуполномоченного Центра по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, решение суда в части включения в стаж службы истца периодов в льготном исчислении подлежит изменению путем возложения на ГУ МВД России по Свердловской области обязанности зачесть в стаж службы Халимова Д.М. в льготном исчислении (как один месяц службы за один и одну треть месяца) период прохождения службы в органах внутренних дел с 19.07.2011 по 15.12.2014 в качестве оперуполномоченного по особо важным делам отделения применения мер в отношении участников уголовного судопроизводства отдела применения мер государственной защиты оперативно-розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, ГУ МВД России по Свердловской области
Иных доводов апелляционная жалоба ответчика не содержат.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования Халимова Д.М. о включении в выслугу лет периода обучения в ФГОУВПО «Уральская государственная сельскохозяйственная академия» с сентября 2002 года по 08.04.2007 не обжалуется, в связи с чем предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является, оснований для выхода за пределы доводов жалобы и проверки судебного акта в полном объеме судебная коллегия не усматривает.
Нарушений процессуальных норм, повлекших неправильное разрешение спора, а также процессуальных нарушений, которые в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются безусловным основанием для отмены решения суда, по материалам дела судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 29.09.2023 изменить в части удовлетворения требования Халимова Д.М. к ГУ МВД России по Свердловской области о включении в стаж службы периодов в льготном исчислении, возложив на ГУ МВД России по Свердловской области обязанность зачесть в стаж службы Халимова Даниса Манулловича в льготном исчислении (как один месяц службы за один и одну треть месяца) период прохождения службы в органах внутренних дел с 19.07.2011 по 15.12.2014 в качестве оперуполномоченного по особо важным делам отделения применения мер в отношении участников уголовного судопроизводства отдела применения мер государственной защиты оперативно-розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, ГУ МВД России по Свердловской области.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий О.Г. Колесникова
Судья С.В. Сорокина
Судья Т.Е. Ершова