ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1256/2018 от 01.03.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Никулин М.О. Дело № 33-1256/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Пунегова П.Ф., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Тырышкиной Н.Н.

рассмотрела в судебном заседании 1 марта 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования городского округа «Ухта» ФИО1 на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 сентября 2017 года с учетом дополнительного решения Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2017 года, которыми

администрация муниципального образования городской округ «Ухта» обязана принять меры к обеспечению пожарной безопасности путем создания противопожарных расстояний в местах прилегания территорий садоводческих товариществ, находящихся в границах муниципального образования городской округ «Ухта», к землям государственного лесного фонда: «Факел» (1-е ярегские дачи) – с восточной стороны; «Зодчий севера» (1-е водненские дачи) – с южной стороны; «Снежок», «Факел», «Медик», «Автомобилист», «Полярная звезда», «Ручеек», «Дружба», «Ромашка», «Домостроитель», «Ромашка», «Парма», «Строитель», «Металлист-2» (1-е водненские дачи) – с восточной стороны; «Ягодка» (2-е водненские дачи) – с южной стороны; «Берендей» (3-и водненские дачи).

Администрации муниципального образования городской округ «Ухта» установлен срок для исполнения обязанности по принятию мер к обеспечению пожарной безопасности, до 31 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Ухты, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - МО ГО «Ухта») о возложении обязанности принять меры по обеспечению пожарной безопасности на территории садоводческих товариществ, расположенных в пределах границ муниципального образования, подверженных угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний.

Судом принято указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с принятым судом решением и просит его отменить.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для изменения постановленного судом решения.

Установлено, что в соответствии с п. 10 ст. 10 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» (принят Советом МО «Город Ухта» 27.12.2005) (ред. от 27.09.2017) к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Граница муниципального образования городского поселения на территории г.Ухта с подчиненной ему территорией установлена Законом Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления Республики Коми», в котором имеется картографическое описание границ муниципального образования.

Распоряжением Правительства Республики Коми от 01.06.2017 № 267-р утвержден перечень объектов экономики, организаций, летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории Республики Коми и подверженных угрозе лесных пожаров, в который входят садоводческие некоммерческие товарищества «Факел» г.Ухта 1-е ярегские дачи «Зодчий севера» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Снежок» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Полярная звезда» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Строитель» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Металлист-2» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Парма» <...> водненские дачи, «Ромашка» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Ромашка» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Медик» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Домостроитель» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Автомобилист» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Ручеек» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Факел» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Дружба» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Ягодка» г.Ухта 2-е водненские дачи, «Парма» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Строитель» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Берендей» г.Ухта 3-и водненские дачи, находящееся в границах администрации МО ГО «Ухта».

Согласно справке отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ухта УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми от 19.05.2017 в ходе обследования садоводческих некоммерческих товариществ установлено, что отсутствуют минерализованные полосы по всему периметру вышеуказанных садовых товариществ, прилегающих к лесу.

Также проведен анализ плана лесонасаждений городского лесничества и схем садоводческих товариществ МО ГО «Ухта» на предмет соприкосновения земель муниципального образования с землями гослесфонда, о чем был составлен акт от 12.09.2017, в котором указано:

- СОТ «Факел», 1-е ярегские дачи имеет прилегание с лесным фондом с восточной стороны, минерализованная полоса отсутствует;

- СОТ «Зодчий севера» 1-е водненские дачи имеет прилегание 1 км к лесному фонду с южной стороны, минерализованная полоса отсутствует;

- СОТы «Снежок» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Полярная звезда» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Строитель» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Металлист-2» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Парма» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Ромашка» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Ромашка» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Медик» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Домостроитель» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Автомобилист» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Ручеек» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Факел» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Дружба» г.Ухта 1-е водненские дачи, «Парма» г.Ухта 1-е водненские дачи имеют прилегание к государственному лесному фонду, минерализованная полоса отсутствует;

- СОТ «Ягодка» г.Ухта 2-е водненские дачи имеет прилегание к государственному лесному фонду с южной стороны, минерализованная полоса отсутствует;

- СОТ «Берендей» 3-и водненские дачи, отсутствует минполоса по периметру товарищества, прилегающему к землям гослесфонда.

Представителем ответчика не оспаривался факт того, что земли садовых товариществ расположены на территории МО ГО «Ухта».

Разрешая спор, суд первой инстанции на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, сделал правильный вывод о правомерности заявленных прокурором исковых требований и удовлетворил их, возложив на администрацию МО ГО «Ухта» обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности, к которым относится создание противопожарных расстояний от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений, установив срок для исполнения обязанности, до 31 декабря 2019 года.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Регламент) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Регламента.

Согласно ст. 63 Регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

На основании ст. 1, ст. 10 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В силу ст. 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Оценивая доводы представителя ответчика о том, что межевание земель затрудняет и делает невозможным работы по созданию противопожарных расстояний, суд первой инстанции обоснованно счел их не имеющими правового значения, также как и довод о том, что необходим перевод лесного фонда, окружающего садоводческие товарищества в категорию «земли населенных пунктов», поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение от обязанности от создания противопожарных расстояний.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Доводы жалобы о том, что оборудование минерализованной полосы относится к полномочиям Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми подлежат отклонению, поскольку материалами дела установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что садовые товарищества находятся в границах МО ГО «Ухта» и граничат с государственным лесным фондом, следовательно, судом правомерно возложена обязанность обеспечения противопожарных расстояний до лесных массивов на администрацию МО ГО «Ухта».

Иные, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 сентября 2017 года с учетом дополнительного решения Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО ГО «Ухта» – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -