ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12590/2022 от 16.09.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0005-01-2021-008437-16

дело № 33-12590/2022 (2-845/2022)

мотивированное апелляционное определение составлено 16.09.2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 09.09.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Лоскутовой Н.С., судей Подгорной С.Ю., Селивановой О.А., при ведении протокола помощником судьи Кузьминой А.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ведищева Владимира Владимировича к открытому акционерному обществу Авиакомпания «Уральские авиалинии» о защите прав потребителя,

по апелляционной жалобе истца Ведищева В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 04.05.2022.

Заслушав доклад судьи Лоскутовой Н.С., объяснения представителя истца Врублевской А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы истца Ведищева В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ведищев В.В. обратился в суд с иском к ОАО АК «Уральские авиалинии» о возврате провозной платы, платы за страхование, взыскании компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

В обоснование иска Ведищев В.В. указал, что 01.03.2021 Ведищев В.В. приобрел у перевозчика ОАО АК «Уральские авиалинии» для себя и для знакомой Ореховой Е.С. авиабилеты <№>, <№> на рейс ... на 09.03.2021 по маршруту ..., тариф Премиум Эконом, и на рейс <№> на 15.03.2021 по маршруту ..., тариф Биснес, общей стоимостью 300146 рублей.

При покупке авиабилетов ОАО АК «Уральские авиалинии», действующее на основании договора поручения от 25.10.2010 <№>, заключенного между ОАО АК «Уральские авиалинии» и ОАО «АльфаСтрахование», застраховало Ведищева В.В. и Орехову Е.С. в соответствии с Правилами комбинированного страхования пассажиров от несчастных случаев в ОАО «АльфаСтрахование».

За услугу страхования Ведищев В.В. уплатил ОАО АК «Уральские авиалинии» денежные средства в размере 1980 рублей.

06.03.2021 Ведищев В.В. уведомил перевозчика о вынужденном отказе пассажиров Ведищева В.В. и Ореховой Е.С. от воздушной перевозки в связи с болезнью и госпитализацией пассажира Ведищева В.В.

05.04.2021 ОАО АК «Уральские авиалинии» возвратило Ведищеву В.В. двумя платежами суммы 215 рублей и 215 рублей.

Остальная часть уплаченной за несостоявшиеся воздушные перевозки провозной платы, а также плата за страхование перевозчиком ОАО АК «Уральские авиалинии» не возвращены.

В связи с чем Ведищев В.В. просил суд взыскать с ОАО АК «Уральские авиалинии» в пользу Ведищева В.В. денежные средства, уплаченные в счет провозной платы и платы за страхование, в размере 301696 рублей, компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от присужденной суммы.

Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 04.05.2022 исковые требования Ведищева В.В. удовлетворены частично.

С ОАО АК «Уральские авиалинии» в пользу Ведищева В.В. взыскана провозная плата в размере 5486 рублей, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 3243 рублей.

С ОАО АК «Уральские авиалинии» взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 700 рублей.

В удовлетворении остальной части иска Ведищеву В.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец Ведищев В.В. просит решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 04.05.2022 отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Ведищева В.В. в полном объеме.

В качестве оснований для отмены оспариваемого решения суда истец Ведищев В.В. указывает на то, что оформление возврата авиабилетов Ведищев В.В. производил через сайт авиакомпании, поэтому не располагает и не может располагать доказательствами уведомления перевозчика об отказе от перелета до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс. При этом информация авиакомпании об отключении услуги страхования, а также ответы авиакомпании на его запрос от 01.04.2022 о готовности произвести возврат по авиабилетам в соответствии с условиями тарифов на карту, с которой производилась оплата авиабилетов, косвенно подтверждают, что Ведищев В.В. производил оформление возврата билетов. Суд неправильно не включил в сумму подлежащей возврату провозной платы топливный сбор в размере 3600 рублей за каждый билет. Также судом не разрешен вопрос о возврате денежных средств, уплаченных за страхование. Кроме того суд не дал оценки тому, что ответчик в рассматриваемой ситуации мог предложить Ведищеву В.В. обмен билетов со штрафом, но не сделал этого. Поведение представителя ответчика ОАО АК «Уральские авиалинии» в судебном заседании не отвечало принципу добросовестности.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Врублевская А.В. доводы апелляционной жалобы истца Ведищева В.В. поддержала.

Истец Ведищев В.В., третье лицо Орехова Е.С., представитель ответчика ОАО АК «Уральские авиалинии» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания в соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с использованием средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения и его вручение адресату, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, об уважительных причинах неявки в заседании суда апелляционной инстанции не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, поэтому судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст. 784 Гражданского кодекса российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В силу п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете.

В соответствии с п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 7 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом, условия договора воздушной перевозки пассажира содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Пунктом 75 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" предусмотрено, что перевозка пассажиров, багажа и груза выполняется между указанными в перевозочном документе в установленной последовательности аэропортами (пунктами) отправления, трансфера (остановки) и назначения (далее - маршрут перевозки). Изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем.

Перевозка пассажира может состоять из нескольких рейсов, оформленных одним билетом. Изменение указанной в перевозочном документе последовательности аэропортов (пунктов) отправления и трансфера (остановки), как и отказ от какого-либо пункта перевозки, является изменением условий такого договора, поэтому согласно п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации такие изменения допускаются исключительно по соглашению сторон.

Согласно п. 230.1 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", добровольное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза осуществляется по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем в соответствии с условиями примененного тарифа.

Изменение пассажиром маршрута перевозки (изменение пунктов, между которыми выполняется перевозка, изменение установленной в перевозочном документе последовательности пунктов, между которыми выполняется перевозка, отказ от полета на одном или нескольких участках маршрута перевозки), изменение даты или времени вылета, изменение класса обслуживания, примененного тарифа и другие изменения условий договора воздушной перевозки пассажира производятся в пределах срока действия обязательства по перевозке пассажира, кроме случаев вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

В силу п. 27 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

В силу п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

Согласно п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

При этом в соответствии с п. 3 Воздушного кодекса Российской Федерации в целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса РФ составной частью воздушного законодательства являются Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82.

Согласно п. 226 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 227 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с п. 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.

Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика.

Согласно Правилам покупки и возврата билетов ОАО АК «Уральские авиалинии», опубликованных на сайте: www.uralairlines.ru, перевозчиком определено, что для подтверждения вынужденного отказа от перевозки, пассажиру необходимо предоставить медицинскую справку (допускается предоставление копии справки, заверенная нотариусом), где будут указаны: четко читаемое название, реквизиты медицинского учреждения, выдавшего справку; печать медицинского учреждения, выдавшего справку; четко читаемую должность и фамилию врача, выдавшего справку; подпись, печать врача, выдавшего справку; подпись, печать заведующего отделением либо главного врача медицинского учреждения, выдавшего справку; дата выдачи справки; соответствие дат болезни, указанных в справке, датам перевозки. В случае несоответствия в заключении, должно быть указано "Не рекомендуется перелет в указанные даты" или лист нетрудоспособности пассажира, заверенной работодателем либо завизированной подписью и печатью уполномоченного лица Авиакомпании «Уральские авиалинии» (Представителем авиакомпании) или справка здравпункта аэровокзала (аэропорта) о недопущении пассажира к полету.

В силу п. 81 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.

В соответствии с п. 229 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в п. 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки.

Согласно п. 235 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155.

Так в силу п. 93.2. Приказа Минтранса России от 25.09.2008 N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" при прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки и уведомлении пассажиром об этом перевозчика после окончания установленного в соответствии с п. 81 Общих правил воздушных перевозок времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс уплаченная за перевозку провозная плата пассажиру не возвращается.

Договор воздушной перевозки является публичным договором, по способу его заключения относится к договору присоединения и требует от пассажира присоединения к договору воздушной перевозки на условиях, предложенных ОАО АК «Уральские авиалинии».

Согласно Правилам перевозки ОАО АК «Уральские авиалинии» бронирование и оплата воздушной перевозки свидетельствует о присоединении пассажира к публичному договору воздушной перевозки на условиях, изложенных в Правилах. Согласие пассажира с условиями договора воздушной перевозки и Правилами является полным и безоговорочным.

Все вышеуказанные условия являются неотъемлемой частью заключенных договоров перевозки.

Таким образом, порядок осуществления возврата пассажиру провозной платы в случае прекращения действия договора воздушной перевозки в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки определяется в соответствии с Условиями применения тарифа, выбранного пассажиром при оформлении авиабилета, Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82.".

Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными по делу доказательствами, что 01.03.2021 Ведищев В.В. приобрел у перевозчика ОАО АК «Уральские авиалинии» для себя и для знакомой Ореховой Е.С. авиабилеты <№>, <№> на рейс ... на 09.03.2021 по маршруту ..., тариф Премиум Эконом, и на рейс <№> на 15.03.2021 по маршруту ..., тариф Бизнес, общей стоимостью 300146 рублей.

Согласно Правилам покупки и возврата билетов ОАО АК «Уральские авиалинии», опубликованных на сайте: www.uralairlines.ru, Правилам формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки, если при построении маршрута поездки были применены различные классы Тарифов на разных сегментах, то ко всему маршруту перевозки, указанному в билете, применяются правила группы тарифов с более жесткими ограничениями. Если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, и не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик аннулирует бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира.

В соответствии с условиями применения тарифа с более жесткими ограничениями – Тарифа Премиум Эконом при неявке на рейс, добровольном возврате авиабилетов после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс уплаченная за перевозку провозная плата пассажиру не возвращается. Неявка не рейс на первый сегмент маршрута признается отказом пассажира от перевозки на каждом последующем участке маршрута, соответственно влечет аннулирование бронирования перевозки на участке Дубай-Москва.

Из материалов дела следует, что заявка на возврат уплаченной за перевозку провозной платы <№> оформлена Ведищевым В.В. только 19.03.2021, после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

Информация авиакомпании об отключении услуги страхования, а также ответы авиакомпании на запрос Ведищева В.В. от 01.04.2022 о готовности произвести возврат по авиабилетам в соответствии с условиями тарифов на карту, с которой производилась оплата авиабилетов, об оформлении Ведищевым В.В. возврата билетов до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, не свидетельствуют.

Поскольку доказательств уведомления перевозчика о добровольном отказе от воздушной перевозки до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, равно как и уведомления перевозчика о вынужденном отказе пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира, подтвержденной медицинскими документами, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, истец Ведищев В.В. суду не представил, в связи с неявкой пассажиров Ведищева В.В. и Ореховой Е.С. на первый участок маршрута, бронирование второго участка маршрута аннулировано без возмещения стоимости билета за второй участок маршрута, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оснований для возврата уплаченной за перевозку провозной платы не имеется.

По правилам выбранного Ведищевым В.В. тарифа при неявке на рейс подлежат возврату неиспользованные сборы, которые могут быть получены им по месту оформления перевозки: AE 1508 рублей + F6704 рубля + RI 114 рублей х 2 + TR 101 рубль + ZR 101 рубль х 2, итого 2743 рубля за каждый авиабилет.

YQ (топливный сбор) при неявке на рейс возврату не подлежит, YR (сбор за бронирование) является невозвратным.

Между тем, принимая решение о взыскании с ответчика в пользу истца уплаченной за несостоявшуюся перевозку провозной платы в размере 5486 рублей из расчета 2743 рубля х 2, суд первой инстанции не учел, что часть денежных средств в размере 450 рублей (215 рублей х 2) была выплачена ответчиком Ведищеву В.В. в добровольном порядке 05.04.2021 (л.д. 37,38).

Поэтому решение в указанной части подлежит изменению.

В то же время, суд не разрешил требования истца Ведищева В.В. о возврате платы за страхование.

Между тем в ходе судебного разбирательства по делу было установлено и ответчиком ОАО АК «Уральские авиалинии» не оспаривается, что 06.03.2021 через сайт авиакомпании Ведищев В.В. отказался от страхования пассажиров Ведищева В.В. и Ореховой Е.С.

При рассматриваемых обстоятельствах, в рамках договора поручения от 25.10.2010 <№>, заключенного между ОАО АК «Уральские авиалинии» и ОАО «АльфаСтрахование», в соответствии с Правилами комбинированного страхования пассажиров от несчастных случаев в ОАО «АльфаСтрахование», ответчик ОАО АК «Уральские авиалинии» обязано возвратить истцу Ведищеву В.В., уплаченные за услугу страхования денежные средства в размере 1980 рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пропорционально изменению размера присужденной суммы, изменяется и размер штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Также в силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально изменению размера удовлетворенных исковых требований изменяется размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Доводы апелляционной жалобы истца о недобросовестном процессуальном поведении представителя ответчика судебная коллегия находит несостоятельными.

Сведений о злоупотреблении представителя ответчика своими процессуальными правами в ходе судебного разбирательства по делу материалами дела не представлено.

Изменение пассажиром даты или времени вылета, изменение класса обслуживания, примененного тарифа и другие изменения условий договора воздушной перевозки производятся в пределах срока действия обязательства по перевозке пассажира.

Между тем с заявлением об отказе от перевозки Ведищев В.В. обратился к перевозчику ОАО АК «Уральские авиалинии» лишь 19.03.2021, сведений о том, что Ведищев В.В. обращался к ответчику с заявлением об изменении условий договора воздушной перевозки материалами дела не представлено, поэтому доводы апелляционной жалобы истца Ведищева В.В. о необходимости дать оценку поведению ответчика ОАО АК «Уральские авиалинии», не предложившего пассажирам в рассматриваемой спорной ситуации произвести обмен билетов со штрафом судебная коллегия считает несостоятельными.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 04.05.2022 изменить в части размера присужденных сумм.

Взыскать с открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» в пользу Ведищева Владимира Владимировича денежные средства, уплаченные в счет провозной платы, в размере 5 056 рублей, а также денежные средства, уплаченные в счет платы за страхование, в размере 1 980 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 4 018 рублей.

В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 04.05.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ведищева Владимира Владимировича - без удовлетворения.

Председательствующий Лоскутова Н.С.

Судьи Подгорная С.Ю.

Селиванова О.А.