Судья – Толмачева И.И.
Дело № 33 – 12605 – 2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего – Опалевой Т.П.,
Судей – Хасановой В.С., Лобанова В.В.,
При секретаре Овчинниковой Ю.П., рассмотрела 17 декабря 2018 года в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ФИО1, Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Перми на решение Свердловского районного суда города Перми от 27 августа 2018 года, которым постановлено – «Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Свердловском районе г.Перми удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми № 2958 от 25.12.2017, № 2109 от 18.06.2018 в части исключения периодов работы ФИО1 из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, с 11.03.1999-02.01.2000, с 01.05.2000г. по 18.05.2000г., с 13.03.2001-16.03.2001, с 31.10.2001-11.11.2001, с 01.09.2004-21.01.2005, с 10.04.2005-03.04.2006, 07.06.2006-31.03.2007, 05.06.2007-25.12.2007.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми обязанность включить указанные периоды в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми установить ФИО1, дата рождения, страховую пенсию по старости с 22.09.2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать».
Заслушав доклад судьи Хасановой В.С., пояснения представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению ПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Перми о назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование уточненных требований истец указал, что он 26.07.2016 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии.
Решением Управления ПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Перми от 26.10.2016 истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа.
22.09.2017г. истец вновь обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии.
25.12.2017г. истцу также было отказано в назначении пенсии, исключены из специального стажа периоды работы истца артистом балета: с 08.07.1991-25.03.1992 (00-08-18), 02.04.1992-30.05.1992 (00-01-29), 03.06.1992-28.10.1993 (01-04-26) (служба в армии), 10.11.1993-21.11.1994 (01-00-12), 11.03.1999-18.05.2000 (01-02-07), 13.03.2001-16.03.2001 (00-00-04), 31.10.2001-11.11.2001 (00-00-12), 01.09.2004-21.01.2005 (00-04-21).
Решением Управления ПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Перми от 18.06.2018 №2109 во изменение решения от 25.12.2017г. №2958 ответчиком вновь отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, при этом включены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды 08.07.1991-25.03.1992 (00-08-18), 02.04.1992-30.05.1992 (00-01-29), 10.11.1993-21.11.1994 (00-00-12), иные периоды работы истца ответчик оставил без изменения. Просил учесть то, что службу в Советской армии ФИО1 проходил в районе Крайнего Севера с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями – ****; все необходимые документы, подтверждающие страховой стаж на соответствующих видах работ истец представил ответчику вместе с заявлением о назначении пенсии. Просит признать решения УПФР в Свердловском районе г.Перми № 2958 от 25.12.2017г., №2109 от 18.06.2018г. незаконными, обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы истца с 03.06.1992-28.10.1993, 11.03.1999-18.05.2000, 13.03.2001-16.03.2001, 31.10.2001-11.11.2001, 01.09.2004-21.05.2005, 10.04.2005-03.04.2006, 07.06.2006-31.03.2007, 05.06.2007-25.12.2007 в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, обязать Управление ПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Перми установить ФИО1 страховую пенсию по старости с даты повторного обращения, т.е. с 22.09.2017 года.
Истец в судебное заседание не явился, извещен, представитель истца в судебном заседании поддержала уточненные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве.
Судом постановлено вышеназванное решение, об отмене которого просят истец и ответчик.
Истец в апелляционной жалобе приводит доводы о несогласии с отказом во включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по специальности с 3.06.1992-28.10.1993г., указывает, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 апреля 2005 года № 280 установлено тождество наименования должности «танцовщик (танцовщица)» наименованию «артист – исполнитель танцевальных номеров в профессиональном художественном коллективе», предусмотренной Списком № 447, утвержденным 28 августа 1991 года. Истец проходил службу по специальности «артист балета» в качестве дублера танцора, что подтверждается материалами дела, при этом в прохождении военной службы нет такого понятия как «рабочий день», на что ссылается суд первой инстанции, считает, что данный период исключен судом необоснованно.
Ответчик приводит доводы о том, что согласно данным индивидуального (персонифицированного) учета спорные периоды работы, включенные судом в специальный стаж истца, отражены без указания кода льготных условий труда. Судом не выяснено, по какой причине работодатели истца при представлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета документально не подтвердили его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, тем самым суд не устранил противоречия между имеющимися в материалах дела данными индивидуального (персонифицированного) учета и справками, уточняющими характер работы, выданными работодателями истца, судом не дана оценка тому обстоятельству, что Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, предоставляя в пенсионный орган сведения по истцу, исключил из льготного стажа ФИО1 период работы с 13.03.2001г. по 16.03.2001 г. и не сдал сведения о работе истца за период с 31.10.2001г. по 11.11.2001г., и не произвел уплату страховых взносов за указанные выше периоды. Судом не дано оценки тому обстоятельству, что работодатели истца, подавая сведения индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии со ст. 28 Закона о страховых пенсиях несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими, в то время как за сведения, указанные в справках, ответственность работодателей, действующим российским законодательством не установлена. Помимо этого, включая в специальный стаж работы истца период работы в ООО «***» на основании сведений, полученных из ЕГРЮЛ, судом не принято во внимание отсутствие в материалах дела доказательств осуществления ООО «***» исключительно деятельности в области искусств, доказательств работы истца в спорные периоды не менее 80% рабочего времени в особых условиях труда, отсутствие справок работодателя, уточняющих характер работы истца, и наличие в выписке из ЕГРЮЛ иных видов деятельности, таких как деятельность информационных агентств, деятельность туристических агентств. Просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить, отказав в требованиях.
На апелляционную жалобу ответчика поданы письменные возражения истца.
Судебная коллегия, заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, полагает, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований и включения в специальный стаж периодов работы истца с 13.03.2001-16.03.2001, с 31.10.2001-11.11.2001, с 10.04.2005-03.04.2006, 07.06.2006-31.03.2007, 05.06.2007-25.12.2007, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Судом установлено, что истцу решением ответчика в форме протокола заседания комиссии УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г. Перми от 25.12.2017 № 2958 (с учетом протокола №2109 от 18.06.2018г.) было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Истец не согласен с исключением из специального стажа периодов работы: 03.06.1992-28.10.1993 (01-04-27) (служба в армии), 11.03.1999-02.01.2000, 01.05.2000-18.05.2000, 13.03.2001-16.03.2001 (00-00-04), 31.10.2001-11.11.2001 (00-00-12), 01.09.2004-21.01.2005 (00-04-21), 10.04.2005-03.04.2006 (00-11-24), 07.06.2006-31.03.2007 (00-09-25), 05.06.2007-25.12.2007 (00-06-21) (л.д.8-10, 119-124). Из указанных протоколов, трудовой книжки (л.д.21-26) следует, что истец в спорные периоды служил в рядах Советской Армии, работал в МУК Центр культуры и искусства «***» в должности артиста балета, в *** академическом театре оперы и балета в должности артиста балета, в ГОУК Театр «***» в должности артиста балета, в ООО «***» в должности артиста балета.
Изучив представленные материалы дела, проверив дело по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с отказом во включении в специальный стаж периода службы в армии, отмену решения не влекут, поскольку отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд правомерно исходил из того обстоятельства, что истец, проходя срочную военную службу, с 03.06.1992 по 28.10.1993 года, согласно записи в военном билете, архивной справки от 26.06.2017г. № 239 войсковой части **, справки от 10.08.2018г. №400 войсковой части ** (л.д. 125) в период прохождения срочной военной службы на основании приказа № 75А от 30.05.1992г.. проходил военную службу в качестве дублера танцора (по специальности артист балета) ансамбля песни и пляски Северного флота в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями – ****. При этом, абзацем 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 предусмотрено, что в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
Пунктом 2 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: при стаже творческой работы не менее 20 лет артисты балета, артисты-исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах.
Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности включить в подсчет специального стажа истца период прохождения им военной службы по призыву в качестве дублера танцора, поскольку занимаемая истцом должность дублера танцора не входит в Список должностей, по которым возможно назначение досрочной пенсии. Суды не вправе устанавливать тождество профессий, должностей, однако, судам предоставлена возможность установления тождественности выполняемых истцом функции, условий, характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Ссылка истца на то, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 апреля 2005 года № 280 установлено тождество наименования должности «танцовщик (танцовщица)» наименованию «артист – исполнитель танцевальных номеров в профессиональном художественном коллективе», предусмотренной Списком, утвержденным 28 августа 1991 года № 447, несостоятельна, поскольку истец проходил службу в должности «дублер танцора», а не «танцовщик», поэтому невозможно применить в данном случае разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ об установлении тождественности должностей.
Доводы апелляционной жалобы ответчика относительно части периодов заслуживают внимания в силу следующего.
С 05.11.1997 ФИО1 зарегистрирован в системе индивидуального персонифицированного учета.
По запросу суда и истцом представлены справки от 02.06.2017г. № 920 (л.д. 32-33), от 13.08.2018 года № 132, уточняющие условия работы истца в МАУК «Центр культуры и искусств «***», дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которые содержат сведения о переименованиях, о статусе, структурном подразделении (ансамбль танца и музыки «***»), в котором работал ФИО1, а также периоды его работы, и подтверждают, что в спорные периоды с 11.03.1999-02.01.2000, с 01.05.2000-18.05.2000 он был занят в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, за истцом сохранялась средняя заработная плата, работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд (л.д.141-142), поэтому указанный период обоснованно включен в специальный стаж истца. Правомерно судом в специальный стаж включен период работы истца в МАУК г.Перми «***» с 01.09.2004-21.01.2005 года, поскольку согласно сведениям справки, уточняющей условия работы истца, ФИО1 был занят в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, за истцом сохранялась средняя заработная плата, работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд. Судом учтено, что аналогичная справка представлялась истцом ответчику с заявлением о назначении пенсии, что следует из протокола комиссии УПФР в Свердловском районе г.Перми № 2958.
Доводы ответчика о несогласии с включением в специальный стаж данных периодов судебной коллегией отклоняются, поскольку характер работы истца в указанные выше периоды подтвержден представленными доказательствами в их совокупности. Ненадлежащее оформление документов, подаваемых в пенсионный орган, является виной работодателя и не может служить основанием для отказа истцу во включении спорных периодов в специальный стаж, поскольку достойное пенсионное обеспечение относится к одной из социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ, и неисполнение работодателем вышеуказанных обязанностей не должно ущемлять права истца.
Вместе с тем, судом в специальный стаж истца включен период работы в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета, с 13.03.2001-16.03.2001 (4 дня) и с 31.10.2001-11.11.2001 (12 дней), при этом суд исходил из того, что в указанный период истец был занят в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, за истцом сохранялась средняя заработная плата, работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд, при этом суд сослался на справку, уточняющую условия работы истца (л.д.113). Между тем, из представленной справки не установлено, что за два вышеуказанных периода работодателем произведены страховые взносы, при этом, при предоставлении в пенсионный орган сведений в отношении истца, работодателем эти два периода были исключены из льготного стажа ФИО1 При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что истцом не подтверждено, что период работы с 13.03.2001-16.03.2001 (4 дня) и с 31.10.2001-11.11.2001 (12 дней) в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться и с включением в специальный стаж работы истца периода работы артистом балета в ООО «***» с 10.04.2005-03.04.2006, 07.06.2006-31.03.2007, 05.06.2007-25.12.2007, поскольку согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества с ограниченной ответственностью «***», кроме вида деятельности «деятельность в области исполнительских искусств», общество занималось «деятельностью информационных агентств», «деятельностью туристических агентств».
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность, применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. N 447. В соответствии с пунктом 2 Списка право на выслугу лет при стаже творческой работы на сцене не менее 20 лет имеют артисты балета, артисты – исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах, артистки-вокалистки (солистки) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания.
При этом Списком от 28.08.1991 N 447 предусмотрено включение в специальный стаж работы работа артистов балета театра без указания конкретной творческой организации или коллектива. Толкование данной нормы Закона означает, что творческая деятельность должности артиста балета возможна в любом театре, театрально-зрелищном предприятии или коллективе.
Вместе с тем, согласно пункта 5 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Пунктом 11 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных организаций подтверждаются трудовой книжкой и другими документами, содержащими необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).
Исходя из указанных положений действующего законодательства, в качестве правового основания для досрочного назначения трудовой пенсии по старости предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Право на досрочное получение пенсии законодатель связывает с работой в определенной сфере деятельности, при осуществлении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Таким образом, определяющее значение для возникновения права на досрочную трудовую пенсию имеет характер деятельности работника.
В силу Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, насчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Полная занятость истца в период работы в ООО «***» не подтверждена работодателем, поэтому доводы жалобы в данной части заслуживают внимания. Согласно ответу ГБУ «Центральный государственный архив трудовых отношений города Москвы» документы ООО «***» на хранение не передавались. Отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, учитывая характер деятельности общества, занимавшегося не только деятельностью в области исполнительских искусств, но и деятельностью информационных агентств, туристических агентств, с учетом того, что работодателем код льготы не подтвержден, справки, уточняющие характер работы, не представлены, судебная коллегия исходит из того, что истец не представил доказательств работы в спорные периоды артистом балета на условиях полного рабочего дня, то есть 80% рабочего времени, при этом, из представленных документов, в том числе, из копии трудового договора от 15.03.2005 года, надлежащим образом не заверенной, данное обстоятельство не установлено.
Поскольку на момент обращения о назначении пенсии, специальный стаж работы истца с учетом принятия судебной коллегией решения об отказе в части включения периодов с 13.03.2001-16.03.2001 (4 дня) и с 31.10.2001-11.11.2001 (12 дней), с 10.04.2005-03.04.2006, 07.06.2006-31.03.2007, 05.06.2007-25.12.2007 (2 года 4 месяца 10 дней), а всего 2 года 4 месяца 26 дней, составлял менее требуемого п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" специального стажа, вывод суда о наличии оснований возникновения у истца права на получение досрочной страховой пенсии по старости с 22.09.2017 года является неверным, в данной части требований истцу следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Свердловского районного суда города Перми от 27 августа 2018 года отменить в части включения в специальный стаж работы ФИО1 периода работы в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета с 13.03.2001-16.03.2001 и с 31.10.2001-11.11.2001, в ООО «***» с 10.04.2005-03.04.2006, 07.06.2006-31.03.2007, 05.06.2007-25.12.2007, и в части возложения обязанности назначить страховую пенсию по старости с 22.09.2017 года, приняв в отмененной части решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Свердловского районного суда города Перми от 27 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Перми оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи