ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12609/2016 от 25.10.2016 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Солодовникова С.В. Дело

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород ДД.ММ.ГГГГ года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Никитиной И.О.,

судей Корниловой О.В., Фролова А.Л.,

при секретаре Храмове В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области

на заочное решение Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ

по иску Калистратовой С.Н. к Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании права на предоставление земельного участка, возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Никитиной И.О., выслушав объяснения представителя Калистратовой С.Н. по доверенности Комаровой Т.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском к Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании права на предоставление земельного участка по адресу: <адрес> в собственность за плату по выкупной цене в размере <данные изъяты> и возложении обязанности подготовить и направить в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка с указанием выкупной цены в размере <данные изъяты> В обосновании заявленных требований Калистратовой С.Н. указала, что ею произведено строительство дома по указанному выше адресу, на который признано право собственности. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г.Нижнего Новгорода с письменным заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, которое было рассмотрено, принято положительное решение о предоставление земельного участка в собственность за плату, однако, в установленный законом тридцатидневный срок соответствующие документы о его предоставлении оформлены не были, в связи с передачей полномочий, администрацией г.Нижнего Новгорода не была завершена работа по оформлению земельного участка по адресу: <адрес>. В последующем, Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в адрес истца был направлен проект договора купли-продажи земельного участка площадью 890 +/-10 кв.м., стоимость земельного участка определена в размере <данные изъяты> При этом расчет выкупной цены определен ответчиком в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 06.07.2015 года № 419 «Об утверждении Правил определения цены продажи земельных участок, находящихся в собственности Нижегородской области, и земельных участок, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов». Поскольку Калистратовой С.Н. первоначально обратилась в уполномоченный орган, который вправе был принимать решение о предоставлении земельного участка в собственность истца – администрацию г.Нижнего Новгорода с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что имеет право на заключение договора купли-продажи земельного участка в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 29 июня 2012 года № 81-З «О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках».

Истец Калистратовой С.Н. в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.

Представитель истца – Комарова Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке заочного судопроизводства.

Заочным решением Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: признать за Калистратовой С.Н. право на предоставление земельного участка по адресу: <адрес>, в собственность за плату по выкупной цене в размере <данные изъяты> Обязать Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области подготовить и направить в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда в адрес Калистратовой С.Н. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с указанием выкупной цены в размере <данные изъяты>

В апелляционной жалобе Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, необоснованного в связи с неправильным применением судом норм материального права. В частности, заявитель указывает, что вывод суда о бездействии администрации г. Н.Новгорода в части оформления в установленные сроки правоустанавливающих документов на земельный участок, а также определение судом выкупной цены земельного участка в соответствии с Законом Нижегородской области №81-З от 29.06.2012 года является неправомерным, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган-министерство, Калистратовой С.Н. обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вступления в силу постановления №419, оснований для применения при расчете выкупной стоимости земельного участка положения Закона Нижегородской области от 29.06.2012 №81-З не имелось. По мнению заявителя, является незаконным вывод суда о том, что министерство является правопреемником администрации в спорных правоотношениях.

В возражениях на апелляционную жалобу Калистратовой С.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Калистратовой С.Н. по доверенности Комарова Т.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика, третьего лица не явились, о явке извещены по правилам ст. 113 ГПК РФ, посредством направления судебной повестки. Факт получения уведомлений подтверждается материалами дела. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание ответчик и третье лицо не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ТОО «Сормовское проектно-строительное предприятие», истцом произведено строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

На основании распоряжения администрации Сормовского района г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ-р строению присвоен почтовый адрес: <адрес>.

Согласно решению Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ на указанный жилой дом признано право собственности, ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности на жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

Земельный участок Калистратовой С.Н. по указанному выше адресу оформлен не был.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес департамента градостроительного развития и архитектуры администрации г.Нижнего Новгорода поступило заявление Калистратовой С.Н. о предоставлении в собственность за плату земельного участка.

По результатам рассмотрения данного обращения было издано постановление администрации г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала , площадью 890 кв.м., занимаемого индивидуальным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> предложено Калистратовой С.Н. обеспечить осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в установленном законом порядке (л.д.57).

В декабре 2015 года Калистратовой С.Н. обратилась в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, которым в феврале 2016 года был направлен проект договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с которым ответчик обязался передать истцу земельный участок площадью 890 +/-10 кв.м., в границах, определенных кадастровым паспортом земельного участка в размере <данные изъяты> При этом, расчет выкупной цены определен ответчиком в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 06.07.2015 года № 419 «Об утверждении Правил определения цены продажи земельных участок, находящихся в собственности Нижегородской области, и земельных участок, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов».

Разрешая требования истца о признании права за Калистратовой С.Н. на предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> в собственность за плату по выкупной цене в размере <данные изъяты> и обязании Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области подготовить и направить в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с указанием выкупной цены в размере <данные изъяты>, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований, указав, что Калистратовой С.Н. обратилась в уполномоченный орган, который в момент ее обращения вправе был принимать решение о предоставлении земельного участка в собственность истца – администрацию г.Нижнего Новгорода с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия постановления Правительства Нижегородской области от 06.07.2015 года № 419, в связи с чем, имеет право на заключение договора купли-продажи земельного участка в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 29 июня 2012 года № 81-З «О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках».

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01.03.2015 года) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в городской и муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Подпунктом 3 пункта 1.1. статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В соответствии со ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно п.5.- 8 ст. 36 (действовавшей до 01.03.2015 года) ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

С учетом вышеизложенных правовых норм, действовавших на момент обращения истца в уполномоченный орган (ДД.ММ.ГГГГ года), кадастровый паспорт являлся необходимым документом для приобретения прав на земельный участок, поскольку только после предоставления кадастрового паспорта земельного участка исполнительный орган в соответствии с п. 8 ст. 36 ЗК РФ (действовавшей до 01.03.2015 года), решал вопрос о заключении договора купли-продажи земельного участка и определении его продажной цены.

Согласно представленному кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, испрашиваемый Калистратовой С.Н. земельный участок по состоянию на дату ее обращения (ДД.ММ.ГГГГ) в уполномоченный орган не был сформирован и не прошел кадастровый учет, который, согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", определяется как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждающих существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). При этом обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ (действовавшей на дату обращения истицы) лежала на самой истице.

Спорный земельный участок не являлся ранее учтенным, площадь земельного участка не была определена и до проведения кадастровых работ в документах значилась различная. Так, согласно решения Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Калистратовой С.Н. к администрации города Нижнего Новгорода, администрации Сормовского района г.Нижнего Новгорода о признании права собственности на жилой дом, площадь земельного участка, выделенного под строительство истице, расположенного по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ кв.м. (л.д.30-32), согласно технического отчета об инвентаризации границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка указана 955, 69 кв.м. (л.д.17-29) Согласно кадастрового паспорта на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка составила 890+/- 10 кв.м. Следовательно, до постановки земельного участка на кадастровый учет, решить вопрос об определении цены земельного участка не представлялось возможным в связи с отсутствием данных об идентифицирующих признаках земельного участка.

Кадастровый учет испрашиваемого земельного участка был проведен только в декабре 2015 года. После обращения истицы в декабре 2015 года в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, истица получила в ответ проект договора купли-продажи земельного участка, с установлением цены продажи в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.07.2015 года №419 «Об утверждении Правил определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов».

Принимая во внимание вышеизложенное, у суда первой инстанции не имелось предусмотренных действующим законодательством оснований для установления обязанности Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области подготовить и направить в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда в адрес Калистратовой С.Н. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с указанием выкупной цены в размере <данные изъяты>

При этом обращение истицы в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о приобретении прав на земельный участок не может служить основанием для определения цены земельного участка в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 29 июня 2012 года № 81-З «О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках», поскольку необходимый документ для приобретения прав на земельный участок - кадастровый паспорт, ответственной за предоставление которого в силу действовавшего закона являлась истица, не был представлен вместе с заявлением, что исключало принятие решения о заключении договора купли-продажи земельного участка.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Калистратовой С.Н. к Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ- отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Калистратовой С.Н. к Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании права на предоставление земельного участка, возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи- отказать.

Председательствующий

Судьи