Судья Сень Е.В. дело № 33-1260/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2019 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Юрьевой М.А.,
при секретаре Тенгерековой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 08 октября 2018 года по делу
по искам прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» о признании действий незаконными, обязании прекратить действия, произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Рубцовска обратился в интересах ФИО1 с иском в суд к ООО «УК «Север» о признании действий незаконными, понуждению к действиям.
В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Рубцовска проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу нарушения ее прав. ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на праве общей долевой собственности по ? доли принадлежит квартира в <адрес>. ООО «УК «Север» осуществляет управление многоквартирным домом *** по <адрес> с 2008 года.
В соответствии с ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется ООО «Ремстройсбыт» на основании договора от 01.03.2018 №19/1-ю. Поскольку в настоящее время в Алтайском крае не определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и не утвержден единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, ООО « УК « Север» с 01.03.2018 неправомерно осуществляет начисление платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов истице и другим собственникам квартиры № ***, расположенной в многоквартирном <адрес>, отдельной строкой, как коммунальную услугу по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов («вывоз мусора») стоимостью 50,83 рублей на 1 человека, сохранив плату за содержание жилья, в структуру которой входит оплата расходов по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, прежней. Таким образом, ФИО1 с марта 2018 года начисляется плата по сбору и вывозу твердых бытовых I коммунальных) отходов дважды: в составе платы за содержание жилья и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора. Неправомерными действиями ответчика нарушаются права истицы, которая, являясь долевым собственником спорного жилого помещения, добросовестно выполняющим обязанность по оплате жилищно - коммунальных услуг, вынуждена нести дополнительные расходы по оплате услуг управляющей компании по вывозу отходов, как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора.
18.05.2018 директору ООО «УК «Север» прокурором города направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены.
Прокурор просил признать незаконными действия ООО «УК «Север» по начислению с 01.03.2018 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора; обязать ООО «УК «Север» прекратить в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, начисление платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора; обязать ООО «УК «Север» прекратить в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, произвести перерасчет платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, начиная с 01.03.2018 по день вынесения решения суда, исключив одновременное начисление платы по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора.
Кроме того, прокурор г.Рубцовска обратился в интересах ФИО2 к ответчику к ООО «УК «Север» которое содержит аналогичные доводы; требования о признании действий незаконными, понуждению к действиям. Прокурор просил признать незаконными действия ООО «УК «Север» по начислению с 01.03.2018 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната 2, платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора; обязать ООО «УК «Север» прекратить в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната 2, начисление платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора; обязать ООО «УК «Север» прекратить в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната 2, произвести перерасчет платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, начиная с 01.03.2018 по день вынесения решения суда, исключив одновременное начисление платы по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве, платы за коммунальную услугу по вывозу мусора.
В ходе рассмотрения дела прокурор г. Рубцовска в интересах ФИО1, ФИО2 исковые требования уточнил, просил признать незаконными действия ООО «УК «Север» по начислению с 01.03.2018 в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, комната 2, платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора, одновременно.
Обязать ООО «УК «Север» прекратить в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, комната 2, начисление платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов одновременно в составе платы за содержание жилья и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора.
Обязать ООО «Управляющая компания «Север» в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, комната 2 произвести перерасчет платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, начиная с 01.03.2018 по день вынесения решения суда, исключив одновременное начисление платы по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в составе платы за содержание жилья и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора.
Определением суда от 11.09.2018 указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 08 октября 2018 года исковые требования прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах ФИО1, ФИО2 удовлетворены.
Судом постановлено признать незаконными действия ООО «Управляющая компания «Север» по начислению с 01.03.2018 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора, одновременно.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» прекратить в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, начисление платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов одновременно в составе платы за содержание жилья и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> произвести перерасчет платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, начиная с 01.03.2018 по день вынесения решения суда, исключив одновременное начисление платы по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в составе платы за содержание жилья и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» по начислению с 01.03.2018 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната 2, платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора, одновременно.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» прекратить в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната 2, начисление платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов одновременно в составе платы за содержание жилья и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, комната 2, произвести перерасчет платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, начиная с 01.03.2018 по день вынесения решения суда, исключив одновременное начисление платы по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в составе платы за содержание жилья и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу по вывозу мусора.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» в доход муниципального образования «Город Рубцовск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что расчет платы за твердые бытовые отходы не производится исходя из площади занимаемого гражданином помещения. Услуга по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных стоянок оплачиваются исходя из объема накоплений. В ином доме, находящемся на обслуживании ответчика, оплата за вывоз твердых бытовых отходов начисляется исходя в размере 50,83 рублей на одного человека. Оспариваемым решением потребители полностью освобождены от оплаты услуги по вывозу твердых бытовых отходов.
В письменных возражениях прокурор просил оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 поддержал доводы жалобы. Прокурор Текутьева Я.В. полагала решение постановленным законно.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя ответчика, прокурора, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая спор, суд установил, что ФИО1 на праве общей долевой собственности (1/4 доли) принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.
ФИО2 на праве собственности принадлежит жилое помещение - комната, расположенное по адресу <адрес>
Управление указанным многоквартирным домом осуществляется ООО «УК «Север».
ООО «УК «Север» производит начисления истцам за услугу «вывоз мусора», включенной как в состав строки «содержание жилья», так в качестве самостоятельной услуги «вывоз мусора», что, по мнению истцов, приводит к двойному взиманию платы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, дав анализ нормам действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о том, что в отсутствие предусмотренных законом оснований ответчик производит повторное (двойное) начисление истцам за вывоз мусора как в составе платы за содержание жилья, так и отдельной строкой в качестве платы за коммунальную услугу.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит правильным.
На основании ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч.1 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч.1 ст.37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
По правилам ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2016 введен в действие п. 4 ст. 154 ЖК РФ, которым установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» введена Глава V.I, посвященная регулированию деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст.24.6 приведенного закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.
Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» определяет, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года.
В соответствии с ч.8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ внесены изменения в части сроков заключения соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на данную услугу - не позднее 1 января 2019 года.
Данной правовой нормой (ред. от 03.04.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что если до 1 января 2016 года в субъекте Российской Федерации заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем десять лет, в данном субъекте Российской Федерации до окончания сроков действия указанных государственных контрактов или прекращения обязательств по указанным государственным контрактам:
1) многоквартирные дома, в которых оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами осуществляется подрядчиками, исполнителями по государственным контрактам, указанным в абзаце первом настоящей части, не входят в зону деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и этот региональный оператор не оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в таких многоквартирных домах;
2) в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящей части, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих управление такими многоквартирными домами, не применяются положения части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и частей 6.2, 6.3, 7.1 статьи 155, части 1 статьи 157, частей 2.1, 11.1, 12, 15.1 статьи 161, части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части обращения с твердыми коммунальными отходами. Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами входит в состав платы за содержание жилого помещения для собственников помещений и нанимателей жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящей части.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, приведенным Федеральным законом предусмотрен определенный переходный период, в соответствии с которым заключенные до 2016 года контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами продолжают свое действие до момента их окончания и плата за обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами входит в состав платы за содержание жилого помещения.
Данное правило установлено на федеральном уровне и подлежит исполнению на территории всех субъектов РФ, в том числе в Алтайском крае.
В эту же ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ введена часть 8.1 Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ, которой определен порядок первоначального включения указанной услуги в качестве коммунальной, в соответствии с которым при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Как следует из материалов дела решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 № 215 для многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края, утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
На момент рассмотрения спора в суде на территории Алтайского края, на территории г.Рубцовска региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не осуществляет свою деятельность, соответствующие соглашения не заключены, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания, общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Также из материалов дела следует, что согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома от 23.10.2015 собственниками было принято решение об утверждении тарифа на «содержание жилья» в размере 8,00 руб./кв.м. С вывозом мусора 1,25 руб.кв.м., с 01.11.2015 утвержден тариф 9,25 руб./кв.м. То есть, собственниками принято решение об утверждении тарифа в указанном размере, который включает в себя плату за вывоз мусора.
Начисление платы за содержание жилья и вывоз мусора происходило с учетом тарифа 9,3 руб./кв.м., что следует из платежного документа, выставляемого истцам к оплате за февраль 2018 года.
В платежном документе за март 2018 года вывоз тариф на содержание жилья также установлен равным 9, 3 рубля за кв.м., вывоз мусора 0 рублей.
В состав квитанции об оплате включена дополнительная строка «вывоз мусора» с тарифом 50,83 рубля с человека.
Таким образом, поскольку тариф на содержание жилья, равный 9,3 руб./кв.м. не изменился, не смотря на то, что плата в строке «в том числе за вывоз мусора» равна нулю, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик фактически продолжал начислять плату за вывоз мусора, включенную в содержание жилья.
При этом, в связи с тем, что в с марта 2018 года в квитанции выставлена дополнительная строка за вывоз мусора исходя из тарифа 50,83 рубля с человека, то производится взимание двойной платы за одну и ту же оказываемую услугу, что противоречит действующему законодательству. Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на то, что суд освободил истцом от несения расходов по вывозу мусора, несостоятельны.
Вопреки указанным доводам, суд лишь возложил обязанность прекратить двойное начисление платы за одну услугу, не освобождая истцов от бремени несения платы за данную услугу.
Иные доводы, правового значения для настоящего спора не имеют, в связи с чем не заслуживают внимания судебной коллегии.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 08 октября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи