ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1260/2014 от 14.07.2014 Тюменского областного суда (Тюменская область)

 Дело № 33-1260/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

     г. Тюмень

  14 июля 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

 председательствующего    Киселевой Л.В.,

 судей                    Пуминовой Т.Н., Жегуновой Е.Е.,

 при секретаре            Абдуряшитовой Р.И.,

 с участием прокурора Сипиной С.Ю.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации г.Ишима на решение Ишимского городского суда Тюменской области от <.......>, которым постановлено:

 «Исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.

 Обязать Правительство Тюменской области предоставить ФИО1, <.......> года рождения жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Ишима Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.

 Возложить на администрацию г. Ишима после предоставления жилого помещения из специализированного жилого фонда Тюменской области ФИО1 заключить с ней на указанное жилое помещение договор найма специализированного жилого помещения».

 Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

 у с т а н о в и л а:

 Ишимский межрайонный прокурор Тюменской области обратился в суд в интересах ФИО1 к Правительству Тюменской области, администрации города Ишима о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить ФИО1 жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., о возложении обязанности на администрацию города Ишима обязанности заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения.

 Требования мотивированы тем, что ФИО1, <.......> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Приказом начальника отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Ишима ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Ишима. До настоящего времени жильем не обеспечена.

 Истец ФИО1 и помощник прокурора Наумова Ю.С. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

 Представители ответчиков Правительства Тюменской области и администрации г. Ишима, представитель третьего лица Отдела опеки, попечительства и охраны прав детства Департамента социального развития Тюменской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

 Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик администрация города Ишима.

 В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что судом неправильно применены нормы ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и, как следствие, сделан ошибочный вывод относительно того, что указанный закон не ставит право на предоставление жилья по достижению совершеннолетия в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Часть 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ содержит аналогичные нормы. Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. Реализуя принцип совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в сфере жилищного законодательства, федеральный законодатель наделил субъекты РФ правом самостоятельно определить порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Постановлением Правительства Тюменской области № 583-п от 29 декабря 2012 года утвержден порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений. ФИО1 включена в список приказом отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Ишима № <.......> от <.......> с <.......>, номер её очереди – <.......>, поэтому получение жилого помещения ФИО1 возможно только по списку.

 В возражениях на апелляционную жалобу помощник Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области Наумова Ю.С. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным в связи с чем оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

 Как следует из материалов дела, ФИО1 <.......> года рождения является лицом из числа детей-сирот, поскольку её отец ФИО3 умер <.......>; мать ФИО1 умерла <.......>.

 Распоряжением администрации г. Ишима Тюменской области от <.......> № <.......> ФИО1, принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (категория - лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей).

 Приказом Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г.Ишима № <.......> от <.......> ФИО1, <.......> года рождения включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории администрации города Ишима. По состоянию на <.......> в едином региональном списке по Тюменской области имеет номер <.......>, в списке МО г.Ишима номер <.......>.

 Ответом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от <.......>; Управления Росрееста по Тюменской области от <.......>; Департамента имущественных отношений и земельных ресурсов администрации г. Ишима от <.......> <.......> подтверждается отсутствие у ФИО1 в собственности недвижимого имущества.

 Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у истицы, достигшей совершеннолетия и по окончании учебного заведения, возникло право на обеспечение её специализированным жилым помещением.

 Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

 По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

 В соответствии с п.3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц.

 Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 (ред. от 03 октября 2012 года) «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», установлены категории граждан, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, порядок их учета и предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.

 В соответствии со ст.30.1 указанного Закона Тюменской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Согласно статьи 30.2. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст.30.1 настоящего Закона, включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Порядок ведения Списка определяется Правительством Тюменской области.

 Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года №583-п утвержден Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений (далее Порядок).

 В пункте 1 Порядка указано, что он регулирует правоотношения по ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенным ч.1 ст.30.1 Закона Тюменской области от 07октября 1999 №137, жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений, а также заключению в отношении данных жилых помещений договоров социального найма в случаях, установленных ч.7 ст.30.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 № 137.

 Доводы апелляционной жалобы направленные на то, что федеральным законодательством и законами Тюменской области не предусмотрено предоставление детям-сиротам специализированного жилого помещения вне очереди, не может быть принята во внимание в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что все условия и обстоятельства, при которых у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, имеются.

 Как следует из содержания вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

 При этом положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

 Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

 В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п..

 По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

 Довод апелляционной жалобы со ссылкой на п.4.1 Порядка о необходимости соблюдения очередности при предоставлении жилых помещений не влияет на принятое решение, поскольку указанный пункт Постановлением Правительства Тюменской области от 22 апреля 2014 года N 198-п "О внесении изменений в постановление от 29 декабря 2012 № 583-п" изложен и иной редакции.

 При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на ошибочном толковании норм материального права и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

 С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Правительства Тюменской области удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

 определила:

 Решение Ишимского городского суда Тюменской области от <.......> года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области оставить без удовлетворения.

 Председательствующий       

 Судьи коллегии: