ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12629/2021 от 20.08.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-12629/2021

(2-496/2021 УИД 66RS0001-01-2020-009827-19)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

20.08.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Максимовой Е.В. при ведении протокола помощником судьиКултаевой Е.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Асбеста Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, ООО «Юнистрой» об обязании устранить недостатки работ по капитальному ремонту,

по частным жалобам Правительства Свердловской области, Министерства энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Свердловской области на частное определение Верх – Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 12.04.2021.

Заслушав доклад судьи Максимовой Е. В., прокурора Прокуратуры Свердловской области Плотниковой С. О.,

установила:

Прокурор г. Асбест Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее по тексту также Региональный Фонд, Фонд) с вышеуказанным иском, мотивировав свои требования следующим.

Прокуратурой г. Асбеста проведена проверка по обращению собственников квартир №№<адрес> Ивановой Е.С., Борисовой С.В. по факту нарушения некоммерческой организацией Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области требований жилищного законодательства.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП, и Краткосрочным планом реализации Региональной программы, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2014 № 832-ПП, для указанного многоквартирного в 2015 году запланирован и проведен капитальный ремонт крыши, фасада, подвальной части, внутридомовых систем электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения, холодного и горячего водоснабжения.

В целях проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме Фондом как региональным оператором, на основании результатов электронного аукциона по привлечению подрядных организаций заключен договор на выполнение работ № 156/3-15от 13.07.2015 с ООО «Юнистрой». Для осуществления строительного контроля за выполнением указанных работ Фондом заключен договор на оказание услуг № 158/3-15от 13.07.2015 с ООО «ДЕЗ».

Согласно п.п. 1.1., 2.1, 9.2, 9.3 договора 156/3-15Фонд поручил, а подрядчик ООО «Юнистрой» принял на себя обязательство своими силами и средствами за свой счет выполнить весь комплекс работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, согласно адресному перечню в соответствии с проектно – сметной документацией, включая выполнение строительно – монтажных работ на объектах, поставку материалов, изделий, конструкций, оборудования, своевременное устранение недостатков, сдачу каждого объекта по акту приемки в эксплуатацию после выполнения работ по капитальному ремонту, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных, непосредственно связанных с объектом работ. Цена договора составила 78 252 180 руб.

Гарантийный срок на качество выполненных работ, материалов и оборудования, смонтированного на объекте, начинается с даты подписания заказчиком акта приемки объекта в эксплуатацию и составляет 60 месяцев.

Указанным подрядчиком выполнены работы по ремонту крыши дома, фактически проведены в период с 27.08.2015 по 25.12.2016.

Однако, в результате проведенного ремонта в ходе гарантийной эксплуатации жильцами дома выявлены недостатки в ремонте крыши, повлекшие промокание чердачного перекрытия над квартирами №№ <№> порчу имущества.

08.08.2019 прокуратурой г. Асбест совместно со специалистом отдела по Южному Управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с участием представителей Фонда, Администрации Асбестовского городского округа, ООО «УК «Коммунальщик», ООО «ДЕЗ» и представителей собственников квартир в данном МКД, проведено обследование МКД, в ходе которого установлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга исковые требования прокурора г. Асбеста Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, ООО «Юнистрой» об обязании устранить недостатки работ по капитальному ремонту удовлетворены частично.

Судом постановлено:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Юнистрой» устранить дефекты конструкций каркаса в виде разрывов замочных соединений балочно-брусовой конструкции мауэрлата, нарушение строительных линейных нормативов при укладке шиферного покрытия кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, путем проведения следующих работ:

1. Провести полную разборку/сборку кровли многоквартирного дома по
адресу: <адрес>

2. Провести в полном объеме дефектовку (выбравку пришедших в негодность) строительных материалов составляющих конструкции кровли многоквартирного
дома по адресу<адрес>

3. Провести полную обработку деревянных конструкций кровли
многоквартирного дома по адресу: <адрес>, материалами биологической и противопожарной защиты.

В удовлетворении исковых требований в остальной части к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области отказано.

Кроме того, 12.04.2021 Верх-Исетским районным судом г.Екатеринбурга в адрес руководителей Правительства Свердловской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее также Министерство), Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далеетакже Департамент) вынесено частное определение для принятия мер к устранению отмеченных недостатков в работе подотчетной им организации.

Не согласившись с частным определением, заинтересованные лица Правительство Свердловской области, Министерство принесли на него частные жалобы, в которых просят частное определение отменить.

В обоснование доводов частной жалобы Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области указывает, что является отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области и осуществляет функции и полномочия учредителя Регионального Фонда. При этом реализация возложенных на Министерство полномочий не предусматривает контроль и надзор за соответствием деятельности Фонда установленным требованиям жилищного законодательства. Указывает, что Фонд является некоммерческой организацией, созданной Указом Губернатора от 16.08.2013 №444-УГ, осуществляет свою деятельность в соответствии Гражданским кодексам Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами.

Устав Фонда утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1313-ПП «О Региональном Фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области». Указывает, что согласно п. 28 Устава регионального Фонда надзор за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом действующего законодательства осуществляется Попечительским советом Фонда, состав которого утвержден распоряжением Губернатора Свердловской области от 09.09.2020 №175-РГ.

Ссылается на то, что согласно п. 86 Устава Контроль деятельности Фонда осуществляется в порядке, установленном статьями 20, 172, 186, 187 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также в соответствии с иными законами Российской Федерации, Свердловской области и нормативными правовыми актами Свердловской области. Также заявитель жалобы указывает, что порядок осуществления контроля за соответствием деятельности Регионального Фонда установленным жилищным законодательством требованиям утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 10.07.2014 №583-ПП, в соответствии с которым реализация полномочий, предусмотренных указанным порядком, осуществляется Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Полагает, что Министерство не имеет в отношении Регионального Фонда и его сотрудников контрольно-надзорных функций.

В обоснование доводов частной жалобы Правительство Свердловской области указывает, что является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, компетенция которого определена Областными законами от 24.12.1996 №58-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области», от 04.11.1995 № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области», Уставом Свердловской области, и не включает в себя осуществление контроля за деятельностью Регионального Фонда. Также заявитель жалобы ссылается, что суд в частном определении в противовес требованиям ст. 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не указал какие нормативные правовые акты были нарушены Правительством Свердловской области, какие действия (бездействие) Правительства повлекли нарушения законности. Указывает, что суд исковые требования к Региональному фонду не удовлетворил.

В судебном заседании прокурор Прокуратуры Свердловской области Плотникова С. О. возражала против удовлетворения частных жалоб, просила частное определение оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.

В соответствии с положениями ч.ч. 3, 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частные жалобы на частное определение суда назначены к рассмотрению судьей единолично, без извещения участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность частного определения суда в пределах доводов частных жалоб согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.

Вынося в адрес руководителей Правительства Свердловской области, Министерства, Департамента частное определение, суд первой инстанции исходил из того, что ненадлежащее исполнение Региональным Фондом своих обязанностей по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома №<адрес> а также бездействие фонда, выразившееся в непринятии должных и своевременных мер по проведению капитального ремонта, предусмотренного региональной программой капитального ремонта, по устранению выявленных нарушений жилищного законодательства при обследовании дома, привело к нарушению прав граждан на безопасное проживание в доме, а ненадлежащий контроль за выполнением подрядными организациями работ – к причинению ущерба имуществу истца. И, поскольку, суд пришел к выводу, что Региональный Фонд является подотчетной организацией Правительства Свердловской области, Министерства, Департамента, то вынес в адрес руководителей указанных органов частное определение для принятия мер к устранению отмеченных недостатков.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда в части вынесения частного определения в адрес руководителей Министерства, Департамента.

Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области от 10.07.2014 N 583-ПП «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соответствием деятельности Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области установленным жилищным законодательством требованиям и внесении изменения в Порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечением сохранности данных средств на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2014 N 10-ПП" реализация полномочий, предусмотренных Порядком осуществления контроля за соответствием деятельности Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, утвержденным настоящим Постановлением, осуществляется Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.

В указанной части частное определение не обжалуется.

В отношении доводов частной жалобы Министерства судебная коллегия отмечет, что согласно п. 3 постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1313-ПП "О Региональном Фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области" определено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Н.Б. Смирнов) исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.

Согласно п. 20 Устава Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1313-ПП, функции и полномочия учредителя от имени Свердловской области с осуществлением координации деятельности Фонда осуществляет Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган), действующее на основании Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2008 N 189-ПП "О Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области".

Фонд представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области и настоящим Уставом. Учредителю и уполномоченному органу по их запросам незамедлительно представляется любая информация, касающаяся деятельности Фонда (п. 89 Устава).

Согласно Положению о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2008 N 189-ПП (далее – Положение о Министерстве), Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области на проведение аудита и осуществление контроля закупок, проводимых Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, в целях заключения договоров об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (п. 3.1). Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (п. 5).

В п. 17 Положения о Министерстве предусмотрено, что в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Министерство осуществляет на территории Свердловской области наряду с иными следующие полномочия: методическое обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пп. 7); обобщение, систематизация и предоставление информации по мониторингу использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности на территории Свердловской области (пп.8); проведение аудита и осуществление контроля закупок, проводимых Региональным Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, в целях заключения договоров об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (пп. 10-1); осуществление полномочий учредителя Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (пп.11).

Согласно п. 21. Положения о Министерстве предусмотрено, что Министерство осуществляет следующие функции: с целью реализации полномочия, предусмотренного подпунктом 7 пункта 17 настоящего Положения, разрабатывает и утверждает методические рекомендации в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (пп. 39); с целью реализации полномочия, предусмотренного подпунктом 11 пункта 17 настоящего Положения: осуществляет функции учредителя Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области; организует проведение открытого конкурса на замещение вакантной должности руководителя специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор); издает приказ о назначении на должность руководителя регионального оператора; заключает трудовой договор с победителем конкурса; осуществляет контроль за целевым расходованием региональным оператором средств собственников помещений, собранных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области; и другие полномочия (пп. 43).

В своей частной жалобе Министерство ссылается на то, что согласно п. 28 Устава Регионального Фонда, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1313-ПП, Попечительский совет Фонда является органом Фонда, осуществляющим надзор за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением органами Фонда действующего законодательства

Вместе с тем, в состав Попечительского совета Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, утвержденного распоряжением Губернатора Свердловской области от 09.09.2020 N 175-РГ, входит Министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, в качестве заместителя председателя Попечительского совета.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, компетенции Министерства обращение судом первой инстанции внимания руководителя Министерства на допущенные Региональным Фондом нарушения, выявленные при рассмотрении гражданского дела, не может быть признано неправомерным, в связи с чем правовых оснований для отмены вынесенного частного определения суд апелляционной инстанции не усматривает.

Кроме того, оставляя частное определение суда первой инстанции без изменения в части доведения до сведений руководителей Министерства, Департамента о ненадлежащем исполнении Фондом своих обязанностей по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома <адрес>, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что при рассмотрении гражданско-правовых споров суды должны выявлять причины их возникновения и условия, способствовавшие созданию конфликтной ситуации, выяснять, не было ли допущено сторонами либо должностными лицами нарушений закона, прав и охраняемых законом интересов граждан или государственных и общественных организаций. Суды не вправе оставлять без реагирования установленные при рассмотрении уголовных и гражданских дел факты бюрократизма, бесхозяйственности, разбазаривания имущества, а также другие правонарушения и недостатки в деятельности предприятий, учреждений, организаций и отдельных должностных лиц, оказывающие отрицательное влияние на состояние законности (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.1987 № 5 «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений»).

Поскольку судом были установлены обстоятельства нарушения прав собственников помещений многоквартирного дома при осуществлении капитального ремонта Региональным Фондом, то частное определение вынесено законно и обоснованно для принятия мер к устранению отмеченных недостатков.

При таких обстоятельствах оспариваемое частное определение, вынесенное в адрес Министерства, Департамента подлежит оставлению без изменения, а частная жалоба Министерства - без удовлетворения.

Вместе с тем, суд второй инстанции усматривает основания для отмены частного определения в части вынесенного в адрес руководителя Правительства Свердловской области.

Согласно п. 1 ст. 49. Устава Свердловской области Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 1 Областного закона от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области. Правительство Свердловской области является коллегиальным органом, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Губернатор Свердловской области руководит Правительством Свердловской области, определяет основные направления его деятельности и несет ответственность за нее, осуществляет руководство деятельностью членов Правительства Свердловской области (абз 1 п. 3 ст. 5 Областного закона от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области").

Компетенция Правительства Свердловской области определена Уставом Свердловской области, Областным законом от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области", Областным законом от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области", Областным законом от 24.12.1996 № 58-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области».

Согласно п. 1 ст. 2 Областного закона от 24.12.1996 № 58-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области» в систему исполнительных органов государственной власти Свердловской области входят: В систему исполнительных органов государственной власти Свердловской области входят: 1) высшее должностное лицо Свердловской области - Губернатор Свердловской области; 2) высший исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Правительство Свердловской области; 3) областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области - министерства Свердловской области, департаменты Свердловской области, комиссии Свердловской области, комитеты Свердловской области, главные управления Свердловской области, управления Свердловской области, инспекции Свердловской области, а также иные областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, создание которых предусмотрено федеральным законодательством; 4) территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области - администрации управленческих округов Свердловской области, территориальные управления Свердловской области, территориальные отделы Свердловской области, территориальные комиссии Свердловской области, а также иные территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, создание которых предусмотрено федеральным законодательством.

Как указано ранее функции и полномочия учредителя от имени Свердловской области с осуществлением координации деятельности Фонда осуществляет Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (п. 20. Устава Регионального Фонда, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1313-ПП).

Учитывая вышеизложенные нормы, определяющие систему исполнительных органов государственной власти Свердловской области и их компетенцию, а также принимая во внимание, что оспариваемым частным определением сведения о ненадлежащем исполнении своих обязанностей по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома <адрес>, доведены до руководителей Министерства, Департамента, суд второй инстанции полагает, что имеются основания для отмены частного определения в части вынесения его в адрес Правительства Свердловской области.

При этом довод частной жалобы представителя Правительства Свердловской области о том, что отсутствуют в материалах дела доказательства виновных противоправных действий заказчика, опровергаются материалами дела, в том числе результатами совместной проверки 08.08.2019 прокуратуры г. Асбеста со специалистом отдела по Южному Управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с участием представителей Фонда, Администрации Асбестовского городского округа, ООО «УК «Коммунальщик», ООО «ДЕЗ» и представителей собственников квартир №№ <адрес>

Обстоятельства по делу установлены решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 12.04.2021, вступившим в законную силу.

Довод частной жалобы о том, что в удовлетворении требований к Региональному Фонду отказано, не является основанием для отмены частного определения, так как условием для вынесения частного определения является выявление случаев нарушения законности, а не факт удовлетворения исковых требований.

При установленных обстоятельствах в результате рассмотрения частных жалоб оспариваемое частное определение подлежит отмене в части.

Руководствуясь ст. ст. 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

частное определение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 12.04.2021 отменить в части вынесенной в адрес руководителя Правительства Свердловской области по гражданскому делу по иску прокурора г. Асбеста Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью «Юнистрой» об обязании устранить недостатки работ по капитальному ремонту.

В остальной части частное определение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 12.04.2021 оставить без изменения.

Судья Е.В. Максимова