ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1262/2018 от 02.04.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья ФИО2

Дело г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 02 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО10,

судей Гасановой Д.Г. и Ашурова А.И.,

при секретаре судебного заседания Гудаеве Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора г.Махачкалы Хадисова Ш.Х. на решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 14 декабря 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурора г.Махачкалы к Багомедову З.А., Администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала» о признании недействительным постановления и.о. Главы Администрации г.Махачкала № 3653 от 06.07.2015 года «О предоставлении Багомедову З.А. в собственность земельного участка площадью 225 кв.м на пересечении улиц Левина и Гусаева по индивидуальное жилое строительство», обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД аннулировать (исключить) из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:40:000041:8072, расположенном на пересечении улиц Левина и Гусаева, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД аннулировать (исключить) запись о государственной регистрации права за внесенную 25.08.2015 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - отказать.».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав мнение прокурора Магомедова А.И., полагавшего решение суда отменить, объяснения представителя Багомедова З.А. - адвоката Эминовой Э.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Махачкалы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Махачкала» к Багомедову З.А., Администрации г.Махачкала о признании недействительным постановления Администрации г.Махачкала за № 3653 от 06.07.2015 года «О предоставлении Багомедову З.А. в собственность земельного участка площадью 225,0 кв.м по адресу: г.Махачкала, на пересечении ул. Гусаева и Левина под индивидуальное жилое строительство», свидетельства о государственной регистрации права, указав, что постановлением Администрации г.Махачкала за № 3653 от 06.07.2015 года Багомедову З.А. в собственность бесплатно предоставлен земельный участок площадью 225,0 кв.м по адресу: г.Махачкала, на пересечении ул. Гусаева и Левина под индивидуальное жилое строительство. На основании выданного администрацией города постановления Багомедов З.А. зарегистрировал право собственности на указанный участок, свидетельство о государственной регистрации права за от 25.08.2015 года. Полагает, что данный правовой акт принят с нарушением федерального законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям: оспариваемое постановление принято в нарушение норм ст.39.5 Земельного кодекса РФ. Решением Махачкалинского городского собрания № 20-4в от 23.09.2009 года утвержден «Порядок предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» (далее Порядок). Багомедов З.А., в нарушение Порядка на учете в списке граждан имеющих право на бесплатное получение земельное участка не состоял. Поскольку акт органа местного самоуправления, явившийся основанием для регистрации права Багомедова З.А. на земельный участок, был издан с нарушением установленного законодательством порядка, зарегистрированное на основании данного акта право подлежит прекращению. Вследствие издания оспариваемого постановления существенно нарушены интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц, указанный земельный участок выбыл из муниципальной собственности, в бюджет города не поступили денежные средства, которое могли быть получены по результатам отчуждения земли путем проведения торгов.

Решение о предоставлении земельного участка Багомедову З.А. принято с нарушением действующего законодательства, также в связи с тем, что ответчик Багомедов З.А. не состоял на учете, в списке граждан, нуждающихся в получении земельного участка.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении помощника прокурора г.Махачкалы Хадисова Ш.Х. ставится вопрос об отмене оспариваемого решения, ввиду его незаконности и необоснованности по следующим основаниям:

Проверкой установлено, что Багомедов З.А. на учете в списке граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка не состоит (информация управления по жилищным вопросам администрации г. Махачкалы, которая имеется в материалах гражданского дела.

Вместе, с тем по результатам рассмотрения настоящего гражданского дела суд пришел к выводу, что Багомедову З.А. земельный участок предоставлен как лицу, постоянно проживающему на территории г. Махачкалы и не имеющему в собственности жилого помещения и земельного участка. При этом, данный вывод судом сделан голословно, вопреки сведениям из управления по жилищным вопросам администрации г. Махачкалы и без наличия соответствующих доказательств, подтверждающих данное суждение (справка из администрация или сведения из Росреестра).

Cогласно пункту 2 Порядка установлено, что учету подлежат все жители города Махачкалы, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Махачкала", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и подавшие соответствующее заявление на имя Главы Администрации города Махачкалы.

Согласно п. 3 Порядка предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам, указанным в п.п. 2 и 2.1 настоящего Порядка, осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ «город Махачкала» для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

В силу ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 этой статьи.

Случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, при предоставлении земельного участка Багомедову З.А., не имели место.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах земельный участок по указанному адресу должен был быть реализован лишь на торгах, проводимых в форме аукционов.

Кроме того, незаконным предоставлением Багомедову З.А. земельного участка были нарушены права неопределенного круга лиц на получение в общем порядке земельного участка в качестве меры социальной поддержки, а также учитывая, что в результате незаконного предоставления последнему земельного участка данный участок выбыл из муниципальной собственности и имущественного фонда администрации г. Махачкалы, используемого в целях обеспечения права социально нуждающихся граждан и состоящих на учете, для получения земельного участка бесплатно в качестве меры государственной поддержки, следует признать, что прокурор имеет правовой интерес как необходимое условие для обращения в суд с заявленными требованиями в пределах предоставленных ему законом полномочий.

К тому же, круг лиц, чьи права нарушены незаконным постановлением администрации г. Махачкалы № 3653 от 06.07.2015 о предоставлении в собственность Багомедову З.А., бесплатно земельного участка, является неопределенным, так как указанный земельный участок мог быть предоставлен неопределенному кругу лиц при его продаже на торгах, в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и при предоставлении социально нуждающимся гражданам, состоящим на учете, круг лиц которых меняется.

Извещенный надлежаще, ответчик Багомедов З. в суд апелляционной инстанции не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г.Махачкала за № 3653 от 06.07.2015 года Багомедову З.А. в собственность бесплатно предоставлен земельный участок площадью 225,0 кв.м по адресу: г.Махачкала, на пересечении <адрес> под индивидуальное жилое строительство. На основании выданного администрацией города постановления ФИО8 зарегистрировал право собственности на указанный участок, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права за от <дата>.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор указал на нарушение действиями ответчиков прав неопределенного круга лиц и муниципального образования в связи с допущенным нарушением принципа публичности при приобретении прав на земельные участки.

Между тем предъявление подобных требований в интересах неопределенного круга лиц возможно в том случае, когда участки сформированы органом местного самоуправления, сведения о них внесены в ЕГРН.

В настоящем деле (исходя из предмета и оснований требований) речь идет об оформлении прав на земельный участок при отсутствии у лица на то законных оснований, т.е. о выбытии участка из владения и распоряжения органа местного самоуправления.

Вместе с тем, иск прокурора, как усматривается из имеющихся в материалах настоящего дела и рассмотренного 6 октября 2016 года Кировским районным судом другого гражданского дела, направлен на истребование участка, смежного с самовольным строением Магомедова А. и на который претендует последний, чье самовольное строение, решением суда от 6 октября 2016 года постановлено снести.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД от 8.12. 2016 года это решение суда оставлено без изменения.

Определением судьи Верховного Суда РД Гаджиевой Ш. от 20 апреля 2017 года в передаче кассационной жалобы Магомедова А. на вышеназванные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

Также отказано Магомедову А. в пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам и в отсрочке исполнения решения суда.

После вступления в законную силу решения суда от 6 октября 2017 года Магомедов А., построивший самовольно впритык к спорному участку домостроение, под видом нарушения прав жителей дома № 4 по ул.Даниялова г.Махачкалы, желающих устроить детскую площадку, обратился с заявлением в прокурору г.Махачкалы о нарушении предоставлением земельного участка Багомедову З. интересов его и других жителей дома.

По этому заявлению Магомедова А. проведена прокурорская проверка.

Указанное означает, что фактически прокурор обратился в суд с исковым заявлением не в интересах неопределенного круга лиц, и публично-правового образования, а в интересах Магомедова А., инициировавшего своим обращением прокурорскую проверку, а затем и подачу настоящего иска в суд.

С учетом изложенного исковые требования не подлежали удовлетворению как заявленные в защиту прав неопределенного круга лиц, так как признание постановления администрации г.Махачкалы не повлечет каких-либо правовых последствий для неопределенного круга лиц.

Прокурор в исковом заявлении указал, что предоставлением администрацией г.Махачкала Багомедову З.А. земельного участка нарушаются интересы МО ГОсВД «город Махачкала», заключающиеся как в соблюдении на территории города земельного законодательства, так и в пополнении доходной части местного бюджета от продажи на торгах муниципального имущества, а также гарантированные законом права неопределенного круга лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, в т.ч. путем участия в установленном порядке на торгах по их продаже.

Разрешение данного вопроса подразумевает выяснение судом вопроса о наличии у Багомедова З.А. права на приобретение в собственность без проведения торгов бесплатно земельного участка, нарушения при этом прав неопределенного круга лиц и муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с этим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статья 11 Земельного кодекса РФ предусматривает полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, к которым относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 пп.10 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Одновременно, действующим законодательством, статьей 39.5 Земельного кодекса РФ, предусмотрены случаи предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно: земельные участки, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: 1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор; 2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке; 3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации; 4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием; 5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации; 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; 7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.39.19 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований. 2. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 32 п.2 Закона «О Земле» РД № 45 от 29.12.2003 года, во взаимосвязи с пунктом седьмым вышеприведенной статьи 39.5 ЗК РФ, предусмотрено, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Дагестан, предоставляются в установленном порядке земельные участки в собственность бесплатно в пределах норм, установленных органами местного самоуправления. Граждане, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно. В соответствии с пунктом 2 ст.32 Закона РД «О Земле» для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Дагестан, предоставляются в установленном порядке земельные участки в собственность бесплатно в пределах норм, установленных органами местного самоуправления, (в ред. Закона РД от 08.12.2005 N56)

Так, материалами дела установлено, что спорный земельный участок предоставлен Багомедову З.А. под индивидуальное жилищное строительство, муниципальным образованием для предоставления гражданам он не был сформирован, т.е. не поставлен на кадастровый учет, сформирован он самим Багомедовым З.

На основании вышеприведенных норм Федерального законодательства и закона Республики Дагестан «О Земле» № 45 от 29.12.2003, регламентирующих право граждан на приобретение земельных участков в собственность бесплатно, администрацией города принято оспариваемое постановление за № 3653 от 06.07.2015 года «О предоставлении Багомедову З.А. в собственность земельного площадью 225,0 кв.м по адресу: г.Махачкала, на пересечении ул. Гусаева и Левина под индивидуальное жилое строительство».

С учетом приведенных выше положений закона правомерен вывод суда об отсутствии у Администрации города Махачкала оснований для проведения торгов.

Решением Махачкалинского городского собрания от 29.06.2011 года № 6-7а «Об установлении предельной нормы предоставления земельных участков в
собственность гражданам из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа «город Махачкала», установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории городского округа "город Махачкала": для ведения личного подсобного хозяйства - от 500 кв. м до 20000 кв. м; для индивидуального жилищного строительства - от 300 кв. м до 2000 кв. м.

Таким образом, предоставленный Багомедову З.А. для индивидуального жилищного строительства земельный участок не достигает предельного минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в соответствии с названным Порядком.

Решением Махачкалинского городского собрания № 20-4в от 23.09.2009 года (в ред. Решений Махачкалинского городского Собрания от 17.02.2011 N 4-8, от 29.02.2012 N 11-4м, от 13.09.2012 N 15-4а, от 26.02.2014 N 26-11а, от 30.04.2014 N 28-7) утвержден «Порядок предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии с «Порядком предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» учету подлежат все жители города Махачкалы, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Махачкала", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и подавшие соответствующее заявление на имя Главы Администрации города Махачкалы. Предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам, указанным в п.п. 2 и 2.1 настоящего Порядка, осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Махачкала" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

Согласно «Порядку предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» не предусмотрен отказ в предоставлении гражданам земельного участка в собственность бесплатно по причине (основанию) отсутствия свободных земельных участков, зарезервированных МО городской округ «город Махачкала».

В соответствии с пунктом 3 ст.25 Закона РД «О Земле» № 45 от 29.12.2003 года не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Багомедов З.А жителем г. Махачкалы. Зарегистрирован по адресу г.Махачкала, ул.Пирогова, д.2, кв.19.

На момент обращения в Администрацию МО «город Махачкала» в собственности земельного участка или жилого помещения не имел. Ранее земельный участок администрацией города Махачкала в собственность ему не предоставлялся.

Для оформления земельного участка Багомедов З.А. с согласия муниципального органа своими силами совершил действия по формированию земельного участка площадью 225,0 кв. по адресу г.Махачкала, пересечение улицы Гусаева и улицы Левина. Площадь земельного участка меньше предельного минимального размера, установленного Решением Махачкалинского городского собрания от 29.06.2011 года № 6-7а «Об установлении предельной нормы предоставления земельных участков в собственность гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа «город Махачкала» (225 кв.м.) Земельный участок прошел кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № 05:40:000041:8072.

В соответствии с Порядком Администрация города Махачкалы или уполномоченный ею орган совместно с соответствующими функциональными структурными подразделениями Администрации в целях реализации данного Порядка: 4.1. определяют земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; 4.2. проводят соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, получению заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора 4.3. определяют параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании; 4.4. после проведения мероприятий, указанных в пунктах 4.1-4.3, обеспечивают официальную публикацию информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления в газете "Махачкалинские известия". Информационное сообщение включает в себя сведения о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления. 5. Принятие решения о предоставлении земельных участков осуществляется после их формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка бесплатно. 6. Предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством.

Обоснован вывод суда о том, что сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером № 05:40:000041:8072, площадью 225,0 кв.м по адресу г.Махачкала, на пересечении улицы Гусаева и улицы Левина предоставлен Багомедову З.А. из фонда свободных земельных участков, сформированных и зарезервированных, прошедших кадастровый учет, администрацией г.Махачкала для целей предоставления в собственность граждан бесплатно, в обход лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся, истцом не предоставлено.

Не имеется в материалах дела сведений и не представлено истцом в ходе рассмотрения дела, доказательств наличия заявления лиц, из числа граждан, имеющих право на предоставление земельного участка, претендующих на получение конкретно земельного участка с кадастровым номером № 05:40:000041:8072.

Соглашается судебная коллегия и с выводами суда о несостоятельности доводов прокурора в части нарушения прав муниципального образования в связи с тем, что земельный участок выбыл из муниципальной собственности, в бюджет города не поступили денежные средства, которые могли бы быть получены по результатам отчуждения земли путем проведения торгов.

Так, в соответствии со ст.37 Земельного Кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Из пояснений представителя Администрации ГОсВД городской округ «город Махачкала» Гасанова М. следует, что администрация города свободными земельными участками, прошедших кадастровый учет, зарезервированных для целей предоставления гражданам путем проведения торгов или бесплатно, не располагала, работ по их формированию не проводилось.

Кроме того, доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером № 05:40:000041:8072, площадью 225,0 кв.м по адресу г.Махачкала, на пересечении улицы Гусаева и улицы Левина зарезервирован администрацией г.Махачкала в целях продажи путем проведения торгов (аукциона), истцом также не представлено.

Из представленного представителем истца сообщения Правового Управления администрации г.Махачкала за № 17 от 18.05.2017 года следует: В соответствии с утвержденным решением Махачкалинского городского собрания от 27.02.2013 года № 18-4а и постановлением Главы Администрации г.Махачкала от 14.05.2013 года № 1317 порядком предоставления в прокуратуру г.Махачкала нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов Собрания депутатов и Администрации городского округа «город Махачкала» для проверки соответствия законодательству и проведения антикоррупционной экспертизы, нормативные правовые акты направляются в прокуратуру г.Махачкала для соответствующей проверки в десятидневный срок с моменты их принятия, проекты нормативных правовых актов направляются их разработчиками в прокуратуру г.Махачкала для соответствующей проверки за десять дней до момента их принятия. Кроме того, в рамках мониторинга муниципального правотворчества нормативные правовые акты Администрации г.Махачкала направляются Отделом выпуска решений Управления делами Администрации г.Махачкала в прокуратуру г.Махачкала дважды в месяц, а правовые акты ненормативного характера - раз в месяц.

Эти приведенные данные свидетельствуют о том, что до прокурора своевременно было доведено оспариваемое постановление администрации, которое им не было оспорено до оформления ответчиком прав на предоставленный ему земельный участок.

Согласно полномочиям, предоставленным прокуратуре абз.4 п.3 ст.22 Федерального Закона «О прокуратуре в Российской Федерации» от 17.01.1991 года, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, вносить представление об устранении нарушений закона.

Сведений о том, что прокуратурой г.Махачкалы в порядке, установленном названной нормой, меры к устранению допущенных администрацией г.Махачкала нарушений законодательства при принятии оспариваемого ненормативного правового акта -постановления администрации г.Махачкала № 3653 от 06.07.2015 года «О предоставлении Багомедову З.А. в собственность земельного участка площадью 225 кв.м на пересечении улиц Левина и Гусаева по индивидуальное жилое строительство», если таковые имели место, не имеется.

Конкретизируя положения ст.45 ГПК РФ, ч.3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

Между тем, истцом прокурором города Махачкала не представлено доказательств того, что принятым администрацией города постановлением о предоставлении в собственность Багомедову З.А. бесплатно земельного участка нарушаются какие-либо права неопределенного круга лиц или муниципального образования, а так же того, что удовлетворение исковых требований приведет к восстановлению нарушенного права.

Поскольку обязательным условием для признания в судебном порядке оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, является одновременное наличие как признаков незаконности обжалуемого акта, так и нарушение указанным актом гражданских прав неопределенного круга лиц, правомерен вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о признании недействительным постановления администрации г Махачкала за № 3653 от 06.07.2015 года о предоставлении бесплатно в собственность Багомедову З.А. земельного участка.

Доводы апелляционного представления по существу не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционного представления.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 14 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи