ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12634/2014 от 03.12.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья Дрогалева С.В. Дело № 33-12634/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 03 декабря 2014 года г. Волгоград

 Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе

 председательствующего судьи Андреева А.А.,

 судей Серышевой Н.И., Тертышной В.В.

 при секретаре Фоминой К.О.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

 по иску Волгоградского транспортного прокурора к Министерству строительства Волгоградской области о возложении обязанности устранить нарушения воздушного законодательства,

 по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя Министерства строительства Волгоградской области ФИО1,

 на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 22 сентября 2014 года, которым постановлено:

 исковые требования Волгоградского транспортного прокурора к Министерству строительства Волгоградской области о возложении обязанности устранить нарушения воздушного законодательства, удовлетворить.

 Обязать Министерство строительства Волгоградской области устранить выявленные нарушения воздушного законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, обозначить в схеме территориального планирования Волгоградской области пределы приаэродромной территории международного аэропорта Волгоград.

 Взыскать с Министерства строительства Волгоградской области в пользу муниципального образования город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 4000 рублей.

 Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Андреева А.А., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Волгоградский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Министерству строительства Волгоградской области о возложении обязанности устранить нарушения воздушного законодательства.

 В обоснование заявленного требования указал, что Волгоградской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов при организации строительной деятельности в пределах приаэродромной территории аэропорта Волгоград.

 По результатам указанной проверки установлено, что в нарушение требований п. 58 ФАП № 138, ст. 46 Воздушного кодекса РФ, в схеме территориального планирования Волгоградской области, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 года № 337-п, пределы приаэродромной территории международного аэропорта Волгограда, как зоны с особыми условиями использования территории, не обозначены, что нарушает требования законодательства и может повлиять на безопасность полетов воздушных судов в районе аэропорта Волгоград.

 В соответствии с п.п. 2, 2.1, 2.1.3 Положения о Министерстве строительства Волгоградской области, утвержденного Губернатором Волгоградской области от 12 ноября 2013 года № 1148, в полномочия Министерства входит, в том числе, организация разработки, согласование и подготовка к утверждению схемы территориального планирования Волгоградской области, работа по внесению в нее изменений.

 Указано, что выявленные нарушения законодательства могут послужить причиной возникновения чрезвычайной ситуации на судне и создать угрозу лицам, круг которых определить невозможно.

 На основании изложенного просил суд обязать Министерство строительства Волгоградской области устранить выявленные нарушения воздушного законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, обозначить в схеме территориального планирования Волгоградской области пределы приаэродромной территории международного аэропорта Волгоград.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 Представитель Министерства строительства Волгоградской области ФИО1 в апелляционной жалобе и дополнениям к ней оспаривает законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения в части взыскания с Министерства государственной пошлины, просит его в этой части отменить, ссылаясь на нарушение судом норм действующего законодательства.

 Представитель Министерства строительства Волгоградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

 Участвующий в деле прокурор ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции указал на обоснованность апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

 Судом апелляционной инстанции установлено, что Волгоградской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов при организации строительной деятельности в пределах приаэродромной территории аэропорта Волгограда, в ходе проведения которой выявлено нарушение действующего законодательства, допущенное Министерством строительства Волгоградской области.

 Так, постановлением Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2009 года № 337-п утверждена схема территориального планирования Волгоградской области.

 В соответствии с п.п. 2, 2.1, 2.1.3 Положения о Министерстве строительства Волгоградской области, утвержденного Губернатором Волгоградской области от 12 ноября 2013 года № 1148, в полномочия Министерства входит, в том числе, организация разработки, согласование и подготовка к утверждению схемы территориального планирования Волгоградской области, работа по внесению в нее изменений.

 Вместе с тем, в нарушение требований п. 58 ФАП №138, ст. 46 Воздушного кодекса РФ в схеме территориального планирования Волгоградской области не обозначены пределы приаэродромной территории международного аэропорта Волгоград.

 Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.

 Рассмотрев поданное Волгоградским транспортным прокурором исковое заявление, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных им требований, ввиду того, что самим представителем Министерства строительства Волгоградской области в судебном заседании не оспаривался факт не исполнения обязательства по организации, разработке, согласованию и подготовки к утверждению схемы территориального планирования Волгоградской области, проведению работ по внесению в нее изменений, а ссылки представителя ответчика на недостаточное финансирование, которое, по мнению представителя государственного органа, является основанием для освобождения ответчика от возложенной законодательством обязанности несостоятельны, поскольку отсутствие обозначений в схеме территориального планирования Волгоградской области пределов приаэродромной территории международного аэропорта Волгоград, влечет нарушение конституционных прав граждан, так как выявленные нарушения законодательства могут послужить причиной возникновения чрезвычайной ситуации на судне и создать угрозу лицам, круг которых определить невозможно.

 В данной части принятое судом первой инстанции решение не оспаривается, а потому предметом судебной проверки не является.

 Судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод, изложенный представителем Министерства строительства Волгоградской области ФИО1 в апелляционной жалобе и дополнениям к ней о том, что решением суда с Министерства строительства Волгоградской области незаконно и необоснованно взыскана государственная пошлина.

 Так, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы начисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Между тем, в соответствии с п. 1 пп. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

 В соответствии с Законом Волгоградской области от 15 марта 2012 года № 22-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области», Министерство строительства Волгоградской области относится к органам государственной власти.

 Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, у суда не имелось оснований для взыскания с Министерства строительства Волгоградской области государственной пошлины, поскольку указанный орган государственной власти освобождён от ее уплаты в силу закона.

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с Министерства строительства Волгоградской области в пользу муниципального образования город-герой Волгоград государственной пошлины в размере 4000 рублей, в остальной части решение оставить без изменения.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 22 сентября 2014 года отменить в части взыскания с Министерства строительства Волгоградской области в пользу муниципального образования город-герой Волгоград государственной пошлины в размере 4000 рублей, в остальной части решение оставить без изменения.

 Председательствующий: подпись.

 Судьи: подписи.

 Верно:

 Судья Волгоградского

 областного суда А.А. Андреев