ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1263/2012 от 12.07.2012 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Родюкова М.В. Дело № 33 -1263/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,

судей Фоминой А.И., Григорьевой Н.А.

при секретаре Пономаревой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане <...> гражданское дело по иску прокурора Целинного района к Администрации Целинного района, Захаровой А.И. о возложении обязанности

по апелляционным жалобам Администрации Целинного района, Захаровой А.И. на решение Целинного районного суда Курганской области от <...>, которым постановлено: исковые требования прокурора Целинного района Курганской области удовлетворить.

Признать отказ главы администрации Целинного района Курганской области по увольнению с муниципальной должности - начальника общего отдела Управления делами Администрации Целинного района Курганской области Захаровой А.И. незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства.

Обязать главу Администрации Целинного района Курганской области расторгнуть трудовой договор с начальником общего отдела Управления делами Администрации Целинного района Захаровой А.И. трудовой договор от <...> и уволить с муниципальной службы

Заслушав доклад судьи Фоминой А.И., доводы представителя ответчика Администрации Целинного района Курганской области Скоробогатова П.И., представителя ответчика Захаровой А.И. - Понова В.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение прокурора Богомазовой Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Целинного района Курганской области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования Целинный район Курганской области к главе Администрации Целинного района о признании отказа по увольнению ответчика Захаровой А.И. с должности муниципального служащего незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства; о возложении обязанности на Администрацию Целинного района по расторжению с ответчиком Захаровой А.И. трудового договора и увольнении ее с муниципальной службы. В обоснование иска указывал, что прокуратурой по результатам проверки в порядке надзора и результатам мониторинга федерального законодательства о муниципальной службе в Администрации Целинного района установлено, что в Администрации Целинного района в должности муниципального служащего - начальника общего отдела управления делами Администрации района служит Захарова А.И., являющаяся супругой главы Администрации Целинного района. От имени Администрации Целинного района трудовой договор от <...> с ответчиком заключил глава района Захаров. Указывал, что в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» Захарова А.И. не может замещать должность муниципальной службы в Администрации Целинного района, в связи с тем, что она подконтрольна главе муниципального образования. По результатам проверки в адрес главы Администрации Целинного района прокуратурой района <...> было направлено представление об устранении нарушения федерального законодательства. <...> в прокуратуру района поступил отрицательный ответ, и представление прокуратуры было отклонено. Главой Администрации Целинного района не приняты во внимание положения ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 4 ст. 36 Федерального закона «О противодействии коррупции». В дальнейшем прокурор исковые требования уточнил (л.д.88-90), указав в качестве ответчика Администрацию Целинного района и исключив из числа ответчиков главу Администрации Целинного района и просил признать отказ Администрации Целинного района по увольнению с муниципальной должности - начальника общего отдела управления делами Администрации Целинного района Захаровой А.И. незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства; возложить обязанность на главу Администрации Целинного района Захарова В.В. расторгнуть с начальником общего отдела Управления делами Администрации Целинного района Захаровой А.И. трудовой договор от <...> и уволить Захарову А.И. с муниципальной службы.

В судебном заседании прокурор Целинного района Долгушин В.В. иск поддержал, пояснил, что трудовой договор с Захаровой А.И. заключен от имени администрации Целинного района главой Администрации Целинного района, который имеет властные полномочия в отношении муниципальных служащих, в том числе, и в отношении Захаровой А.И.

Представитель ответчика Администрации Целинного района - Скоробогатов П.,И. иск не признал, пояснил, что Захарова А.И. является начальником общего отдела и непосредственно подчинена и подконтрольна управляющему делами Администрации Целинного района Богатенковой Г.В. Указывал, что все муниципальные служащие администрации подчинены руководителям структурных подразделений, которые в свою очередь непосредственно подчинены главе муниципального образования. Захарова А.И. в непосредственной подчиненности главы администрации не находится.

Ответчик Захарова А.И. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, ее представитель Гаев А.В. иск не признал, пояснил, что трудовой договор с Захаровой А.И. был заключен до внесения изменений в Федеральный закон «О муниципальной службы в Российской Федерации».

Судом принято вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Администрация Целинного района Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение. Считает, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что при принятии на работу Захаровой А.И. требования ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» не нарушены, непосредственной подчиненности или подконтрольности ее непосредственного главе муниципального образования не имеется. Захарова А.И. в качестве муниципального служащего непосредственно подчинена управляющему делами Администрации Целинного района. Выражает несогласие с выводом суда о том, что начальник общего отдела непосредственно подконтролен главе района на основании положения об администрации района, Устава муниципального образования Целинный район, трудового договора, заключенного с Захаровой А.И. Считает, что суд при принятии решения нарушил нормы процессуального права, не оценив все представленные доказательства, а именно то обстоятельство, что в ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» Комитетом Совета Федерации внесены корректировки, предусматривающие, что предполагаемые ограничения - быть принятым или находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства с главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию - могут быть введены только для случае, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью муниципального служащего главе муниципального образования.

В апелляционной жалобе Захарова А.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам изложенным в апелляционной жалобе Администрации Целинного района.

Представитель ответчика Администрации Целинного района Курганской области Скоробогатов П.И. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ответчика Захаровой А.И. - Понов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, в том числе и совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы. Частью 9 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего должность муниципальной службы, при заключении трудового договора предусмотрены Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

В силу п. 5 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона (в редакции от 21 октября 2011 года и 21 ноября 2011 года) гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Из материалов дела видно, что 11 июля 2006 года Захарова А.И. принята на работу в Администрацию Целинного района на должность начальника общего отдела администрации и с ней в этот же день заключен трудовой договор .

Захарова А.И. является женой главы муниципального образования Захарова В.В.

В соответствии со структурой Администрации Целинного района, утвержденной решением Целинной районной Думы от <...>, в порядке подконтрольности и подчиненности Администрации относится структурное подразделение Управление делами, при этом общий отдел находится в непосредственной подчиненности Управления делами.

Пунктом 1 ст. 15 Положения об Администрации Целинного района, глава муниципального образования Целинный район является главой администрации Целинного района и на основании единоначалия руководит ее работой.

В соответствии с п. п. 14, 15, ч. 4 ст. 15 - глава района утверждает положения о структурных подразделениях администрации Целинного района, штатное расписание и должностные оклады муниципальных служащих администрации Целинного района и ее структурных подразделений, в том числе органов администрации в соответствии со структурой, утвержденной Целинной районной Думой и в пределах фондов заработной платы; заключает трудовые доводы с муниципальными служащими и работниками администрации Целинного района, руководителями муниципальных предприятий и учреждений; поощряет, а также налагает на них в соответствии с действующим законодательством дисциплинарные взыскания.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 должностной инструкции начальника общего отдела управления делами Администрации Целинного района - начальник общего отдела назначается и освобождается от должности правовым актом представителя нанимателя(работодателя) и непосредственно подчиняется управляющему делами.

Согласно должностной инструкции управляющего делами Администрации Целинного района он не является представителем нанимателя (работодателем) для подчиненных ему начальников структурных подразделений Администрации Целинного района.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Богатенкова Г.В. пояснила, что занимает должность управляющей делами Администрации, ответчик Захарова А.И. находится в ее непосредственном подчинении и подконтрольности. В отношении начальника общего отдела, управляющий делами имеет полномочия направить докладную главе о лишении премии, о выявленных нарушениях, в период отпуска ее обязанности выполняет начальник общего отдела. Все кадровые распоряжения в Администрации района издает глава Администрации, и она как управляющая делами не имеет права принимать к Захаровой А.И. мер дисциплинарного взыскания либо поощрения.

Таким образом, Захарова А.И., являясь супругой главы Администрации Целинного района, работала в должности муниципального служащего - начальника общего отдела управления делами Администрации Целинного района, и была подконтрольна главе Администрации района, как представителю работодателя, обладающему контрольно-распорядительными функциями в отношении муниципальных служащих, имеющего право наложения взысканий, поощрений, заключения и расторжения трудовых договоров.

Доводы представителя ответчика Захаровой А.И. о том, что при приеме на работу и заключения с ней трудового договора требования Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» были соблюдены, и что изменения законодательства не влияют на возникшие ранее трудовые отношения, обоснованно судом первой инстанции не приняты во внимание, поскольку законом прямо предусмотрено распространение дополнительных ограничений на работника, замещающего должность муниципальной службы.

Ввиду того, что действующее федеральное законодательство не предусматривает возможность нахождения в должности муниципальной службы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, выводы суда о невозможности продолжения трудовой деятельности Захаровой А.И. в занимаемой должности являются правильными.

С учетом изложенного, решение суда об удовлетворении иска прокурора в полном объеме соответствует закону.

Доводы апелляционных жалоб значимыми обстоятельствами для разрешения дела, равно как основаниями для отмены решения суда не являются.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Целинного районного суда Курганской области от <...> оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Целинного района Курганской области, Захаровой Александры Ивановны - без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Судьи: