ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12646/2016 от 23.11.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Ласуков Е.И. № 33-12646/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

Председательствующего Секериной О.И.

судей Еремина В.А., Алешко О.Б.

при секретаре Поздняковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Волчихинского района Алтайского края

на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 сентября 2016 года по иску ФИО1 к Администрации Волчихинского района Алтайского края о признании незаконным отказ в выдаче свидетельства для получения социальной выплаты на приобретение жилья, об обязанности внести семью в список молодых семей на получение социальной выплаты, обязать выдать свидетельство для получения социальной выплаты на приобретение жилья,

Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Волчихинского района о признании незаконным отказ в выдаче свидетельства для получения социальной выплаты на приобретение жилья, об обязанности внести семью в список молодых семей на получение социальной выплаты, обязать выдать свидетельство для получения социальной выплаты на приобретение жилья ссылаясь на следующие обстоятельства.

Истец с составом семьи 2 человека (муж ФИО2) с ДД.ММ.ГГ состоят на учете в администрации Волчихинского района в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае».

ФИО1 ДД.ММ.ГГ обратилась в Администрацию Волчихинского района с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015- 2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 - 2020.

Письмом от ДД.ММ.ГГ ФИО1 отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты. Основанием для принятия такого решения послужил решение комиссии Администрации Волчихинского района по реализации подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015 - 2020 годы и «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2015- 2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 - 2020 годы», оформленное протоколом *** от ДД.ММ.ГГ, в котором указано на то, что ФИО1 нарушен п.33 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015- 2020 годы» (представление не в полном объеме документов - отсутствие справки, подтверждающей признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий). Кроме того, ее семью исключили из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

ФИО1 считает данный отказ незаконным, поскольку ее семья нуждалась и нуждается в улучшении жилищных условий, не снималась с очереди нуждающихся.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 на удовлетворении требований настаивал в полном объеме.

Представители ответчика ФИО4 и ФИО5 исковые требования не признали.

Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 сентября 2016 года постановлено:

Признать незаконным отказ Администрации Волчихинского района от ДД.ММ.ГГ в выдаче свидетельства по основаниям отсутствия справки, подтверждающей признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, семье Л-ных - участникам муниципальной программы «Обеспечение жильём молодых семей в Волчихинском районе» на 2015- 2020 годы.

Обязать Администрацию Волчихинского района включить в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» семью ФИО1, согласно очередности, имевшей место на дату исключения из списков. В удовлетворении остальной части требований отказать.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней, поименованной как ответ на возражения истца, представитель ответчика ФИО4 просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований. В качестве доводов указывает на то, что судом неправильно установлены обстоятельства дела, поскольку основанием для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты является нарушение установленного п.31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования, срока предоставления необходимых документов, их не предоставление или не предоставление в полном объеме, недостоверность сведений, содержащихся в предоставленных документах. ФИО1 была предупреждена о сроках предоставления документов, однако свои обязательства не выполнила, в связи с чем комиссия приняла правильное решение в отношении семьи ФИО1 Законных оснований для предоставлении отсрочки предоставления документов не имелось.

Кроме того, у комиссии отсутствовали законные основания для выдачи справки о нуждаемости семьи ФИО1 в предоставлении жилого помещения, поскольку ею не были представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности в отношении жилого помещения, правом на которое обладает ее муж ФИО2, также в представленных документах имелись расхождения относительно площади этого дома.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 не соглашается с ее доводами, просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, в Алтайский краевой суд не явились при их надлежащем извещении. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, проверяя его законность в соответствии со ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании постановления Администрации Волчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека (муж ФИО2). Указанная молодая семья ДД.ММ.ГГ включена в список участников подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае».

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010, действовавшая в период постановки молодой семьи Л-ных на очередь для улучшение жилищных условий, предусматривала в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), в рамках реализации подпрограммы, пункт 6, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

На момент постановки семьи на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО1 была зарегистрирована в жилом помещении по <адрес> в <адрес>. Данное владение общей площадью 25, 80 кв. м. значилось за ФИО6, помимо истца в нем зарегистрированы еще четыре человека (л.д.45). ФИО2 имел в собственности ? долю в жилом помещении общей площадью 60, 70 кв. м. согласно техническим данным органов технической инвентаризации, расположенного в <адрес> (л.д.52). Фактически молодая семья проживала отдельно в ином жилом помещении на условиях договора аренды (л.д.46-48).

С учетом нормы уровня обеспеченности в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленной <адрес> Алтайского края ДД.ММ.ГГ*** в размере 12 метров, семья Л-ных имела право состоять на таком учете. В 2011-2014 г. г. ФИО1 подтверждала о том, что ранее предоставленные данные не изменились.

Письмом от ДД.ММ.ГГ<адрес> сообщила ФИО7 о том, что в соответствии с выпиской из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации подпрограммы 2«Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы», утвержденной Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края, семья Л-вых включена в Список молодых семей, изъявивших в 2016 году получить социальную выплату (л.д.40). Для реализации данного права предложено представить документы, предусмотренные п.31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение, строительство жилья.

В своем заявлении, поданном в Администрацию Волчихинского района ДД.ММ.ГГ, ФИО1 уведомила об увеличении состава семьи в связи с рождением сына ФИО8, а также просила выдать справку, подтверждающую признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещения.

В ответ на данное заявление, ответчик ДД.ММ.ГГ уведомил ФИО1 о направлении ДД.ММ.ГГ в Управление спорта и молодежной политики Алтайского края об изменениях формы использования социальной выплаты, а также состава семьи.

Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГ истцу предложено доукомплектовать учетное дело с приведенным перечнем документов.

ФИО1 в Администрацию Волчихинского района подано ДД.ММ.ГГ заявление о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015- 2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 - 2020.

Решением комиссии Администрации Волчихинского района по реализации подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015 - 2020 годы и «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2015- 2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 - 2020 годы», оформленной протоколом от ДД.ММ.ГГ*** ФИО1 отказано в выдаче свидетельства.

Основанием для отказа послужило нарушение п.33 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015- 2020 годы», а именно представление не в полном объеме документов - отсутствие справки, подтверждающей признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных (л.д. 23).

При этом на период предоставления дополнительных документов, ФИО1, ее муж ФИО2 и сын ФИО8 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. Всего в данном жилом помещении зарегистрированы 6 человек. Указанное жилое помещение общей площадью 60, 70 кв. м. принадлежит по праву собственности по 1/ 4 доли ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО2 Жилое помещение поступило в собственность в порядке приватизации на основании примерного договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГ (л.д.105), который зарегистрирован в установленном на тот период времени порядке – в органах технической инвентаризации объектов недвижимости.

При наличии таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что жилищная обеспеченность семьи истца ФИО1 не превышает учетную норму, в связи с чем семья Л-ных имела право продолжать состоять на очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений и включению в сводный список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по Волчихинскому району.

Кроме того, для отказа в предоставлении справки о том, что ФИО1 не состоит на очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений, необходимо отсутствие объективных данных, подтверждающих данное обстоятельство, т. е. факт того, что ФИО1 не состояла и не состоит в очереди.

При наличии существования указанного юридического факта (постановка на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий), ответчиком должны быть приведены нормы материального права, которые позволяли бы не выдавать указанную справку.

Между тем, ФИО1 не была снята с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, что входит в компетенцию органа местного самоуправления в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При наличии таких обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о незаконности отказа Администрации Волчихинского района в выдаче истцу справки, подтверждающей признание молодой семьи нуждающейся в улучшений жилищных условий, и как следствие правомерно обязал Администрацию Волчихинского района включить в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» семью ФИО1, согласно очередности, имевшей место на дату исключения из списков. При этом суд исходил из того обстоятельства, что основанием для отказа во включении семьи Л-ных в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», явилось только отсутствие справки о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Доводы жалобы ответчика о том, что истец не исполнила взятые на себя обязательства по предоставлению документов в пятнадцатидневный срок, судебной коллегией отклоняются, поскольку имеющиеся в учетном деле сведения позволяли комиссии определить нуждаемость истца в улучшении жилищных условий. Необходимости требовать судебный акт, подтверждающий право собственности Л-ных на жилое помещение по <адрес>, не имелось, поскольку их права на объект зарегистрированы в порядке, установленном на тот период времени, у комиссии имелся технический паспорт на домовладение, а также информация из органов технической инвентаризации, позволяющие объективно установить размер площади жилого помещения. Кроме того, при наличии аналогичных данных, ФИО1 была постановлена на очередь нуждающихся в улучшении жилых помещений.

Таким образом, доводы жалобы правовых оснований к отмене судебного решения не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу ответчика Администрации Волчихинского района Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 сентября 2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: