ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1266/2016 от 22.03.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1266 /2016

судья Долгорова А.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.

и судей краевого суда Иванова А.В., Чайкиной Е.В.

при секретаре Кашкаровой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по иску Муратова В. И. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ушмунская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности

по апелляционной жалобе главы МР «Газимуро-Заводского района» - Задорожина Р.О.

на решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено:

Исковые требования Муратова В. И. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ушмунская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ушмунская средняя общеобразовательная школа» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период: <Дата>. в пользу Муратова В. И. денежную сумму в размере <данные изъяты> копеек (без вычета НДФЛ).

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ушмунская средняя общеобразовательная школа» компенсацию морального вреда в пользу: Муратова В. И. в размере <данные изъяты> рублей (без вычета НДФЛ).

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ушмунская средняя общеобразовательная школа» выплачивать Муратову В. И. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с <Дата><данные изъяты> в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 14.12.2015 г. № 376-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.

Обязать Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ушмунская средняя общеобразовательная школа» профинансировать денежными средствами образовательное учреждение для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пределах, выделяемых на эти цели субвенций из краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ушмунская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда о выплате Мурату В. И. заработной платы подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Ануфриевой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Муратов В.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с <Дата> работает в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Ушмунская средняя общеобразовательная школа» в должности сторожа. Размер её начисленной заработной платы с <Дата> по <Дата> ежемесячно составлял <данные изъяты> руб. в месяц и включал в себя: оклад в размере – <данные изъяты>., районный коэффициент 40% - <данные изъяты>., процентную надбавку за непрерывный стаж работы 10% (<данные изъяты>), надбавка в ночное время.

Истец считает, что включение компенсационных выплат, а именно: районного коэффициента и процентной надбавки в размер его заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает его трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и Российскому трудовому законодательству.

Просил суд взыскать с ответчика МБОУ «Ушмунская СОШ» недоначисленную и невыплаченную ему заработную плату за период с <Дата> по <Дата> в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, обязать ответчика МБОУ «Ушмунская СОШ» выплачивать ему за отработанный период времени при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2015 года – 5965 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 №408 – ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений. Обязать Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» профинансировать МБОУ «Ушмунскую СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу, в случае недостаточности указанных средств у учреждения.

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 120-136).

В апелляционной жалобе глава МР «Газимуро-Заводского района» - Задорожин Р.О. выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить. Полагает, что МБОУ «Ушмунская СОШ» в силу Устава может нести самостоятельную ответственность за счет собственных средств. Газимуро-Заводский район Забайкальского края не отнесен к районам Крайнего Севера. Указывает, что заработная плата в МБОУ начислялась и выплачивалась ежемесячно, состав заработной платы, виды начислений и удержаний излагались доступным способом и неясностей вызвать не могли. Считает, что истец своевременно осведомлена о произведенных работодателем расчетах по начислению заработной платы с момента получения расчетного листка (л.д.145-146).

Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Муратов В.И. в спорный период работал в должности сторожа в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Ушмунская средняя общеобразовательная школа».

Из трудового договора истца, справок о начислении заработной платы, видно, что на должностной оклад начислялись надбавки: за выслугу лет, северные 30%, районный коэффициент -40%, доплата за ночные часы.

С учетом перечисленных выплат, заработная плата Муратова В.И. не превышала минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации, что не соответствует нормам трудового законодательства.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.ст. 129, 133, 146 Трудового кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ), ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» №54 от 20 апреля 2007 года, а также положения ст. 237 ТК РФ), представленным по делу доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку работодателем были нарушены положения об исчислении заработной платы работникам, работающим в особых климатических условиях при выполнении ими в течение месяца нормы труда и нормы рабочего времени, которым должна быть гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда, обеспечивающийся выплатой надбавок компенсационного характера (районный коэффициент и северная процентная надбавка). Суждения суда в данной части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.

Довод апелляционной жалобы о том, что Газимуро-Заводский район Забайкальского края не отнесен к районам Крайнего Севера, не является значимым и не влияет на правильность принятого решения, поскольку при принятии судебного решения судья районного суда не руководствовалась главой 50 ТК РФ, решение в данной части принято со ссылкой на ст. 148 ТК РФ, Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01. 1986 г. № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области», Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967г. №512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения».

Довод жалобы представителя соответчика о том, что на Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края не может быть возложена обязанность по финансированию заработной платы истца, работающего в образовательном учреждении, поскольку МБОУ «Ушмунская СОШ» в силу Устава может нести самостоятельную ответственность за счет собственных средств, судебной коллегией отклоняется в виду его несостоятельности.

Как правильно установил суд, МБОУ «Ушмунская СОШ» является бюджетным учреждением. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края, которая должна нести дополнительную ответственность по обязательствам школы по выплате истцу недоначисленой заработной платы.

Принимая решение о привлечении Администрации муниципального района к дополнительной ответственности суд, руководствуясь ст. 20 ТК РФ, исходил из того, что Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края осуществляет функции учредителя и собственника учреждения.

В соответствии с ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцу, как работнику образовательного учреждения в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.

В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года №612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.

Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.

Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года №81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Пункт 1 Требований устанавливает общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п.3).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п.11).

План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.22).

Таким образом, из системного толкования приведенных норм, следует, что Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников. Поэтому судебная коллегия полагает, что возложение судом первой инстанции на Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края обязанности по финансированию расходов образовательного учреждения на выплату заработной платы работникам является правомерным.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе повторяют позицию ответчика, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Газимуро – Заводского районного суда Забайкальского края от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: