ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1266/2018 от 19.04.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-1266/2018

судья Калгина Л.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Погореловой Е.А.

судей краевого суда Подшиваловой Н.С., Чайкиной Е.В.

при секретаре Дорофеевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 апреля 2018 года гражданское дело по иску ФИО1, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, к Управлению ФСИН России по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании решения незаконным, признании права на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 10 января 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, к Управлению ФСИН России по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании решения незаконным, признании права на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности отказать полностью.

Заслушав доклад судьи краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1, действующая за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что она с 14 августа 2002 года по настоящее время проходит службу в ФКУ СИЗО-1 У ФСИН России по Забайкальскому краю, с 18 марта 2009 года состоит в должности заместителя главного бухгалтера учреждения. 28 октября 2014 года она обратилась в подкомиссию УФСИН России по Забайкальскому краю с заявлением (рапортом) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением подкомиссии от 31 октября 2014 года её заявление с приложенными документами было направлено в ФСИН России. Решением комиссии ФСИН России ей было отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, со ссылкой на совершение её супругом ФИО4 в 2014 году действий, повлекших ухудшение жилищных условий. А именно в том, что ФИО4 с 25 марта 2004 года по 07 августа 2014 года был формально зарегистрирован в квартире, площадью 50,8 кв. м, по адресу: <адрес>, собственником которой является его отец ФИО5, однако по указанному адресу ее муж никогда не проживал. С марта 2010 года ФИО4 фактически проживает в квартире, принадлежащей истцу и её матери, расположенной по адресу: <адрес>, 1 мкр., <адрес>. До марта 2010 года ФИО4 проживал со своими родителями в квартире, принадлежащей его матери, по адресу: <адрес>, 1 мкр., <адрес>. Истец считает, что снятие ее мужа с учёта по месту регистрации в квартире его отца не может расцениваться как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, поскольку в квартиру отца супруг не вселялся, членом его семьи в 2014 году не являлся, совместное хозяйство не вёл, проживал и по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, 1 мкр., <адрес>, со своей семьёй. Более того, в квартиру по адресу: <адрес>, супруга прописал не его отец ФИО5, а бабушка супруга ФИО6 (после её смерти <Дата> квартиру унаследовал единственный наследник ФИО5). Супруг ФИО4 в собственности жилых помещений не имеет и не имел, нанимателем жилых помещений не является. Кроме того, в протоколе комиссии указано, что заявителем не представлена информация о регистрации дочери с 19 сентября 2013 года по 28 апреля 2014 года. Данная информация не могла быть представлена, в связи с тем, что дочь родилась <Дата> и впервые была зарегистрирована по месту жительства 28 апреля 2014 года, до официальной регистрации дочь проживала с родителями по адресу: <адрес>, 1 мкр., <адрес>. В протоколе комиссии указано, что представлена справка БТИ без указания предыдущей фамилии заявителя. Фактически справка из БТИ была представлена именно на добрачную фамилию истца, то есть ФИО7 Также в протоколе комиссии указано, что не представлена копия свидетельства о государственной регистрации права на квартиру по адресу: <адрес>, 1 мкр., <адрес>, однако такое свидетельство никогда не оформлялось. В комиссию была представлена копия договора о передаче жилого помещения в собственность граждан от 19 марта 2001 года, что не противоречит закону и Правилам, утверждённым постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. В протоколе комиссии также указано, что не представлена копия свидетельства о государственной регистрации права на квартиру по адресу: <адрес>, однако в соответствии с требованиями пункта 5 Правил заявитель не обязан предоставлять копии свидетельств на недвижимое имущество, которое не принадлежит ему и членам его семьи. Указано на не предоставление выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях на всей территории Российской Федерации. Данное утверждение не соответствует требованиям закона, поскольку в соответствии с подпунктом «и» пункта 5 Правил заявитель должен предоставлять в комиссию документы о наличии или отсутствии в собственности сотрудника и проживающих с ним членов его семьи жилых помещений на момент обращения с соответствующим заявлением в комиссию ФСИН России, а не за прошлые годы. Соответствующие выписки из ЕГРП истцом были представлены от 06 октября 2014 года , что подтверждается материалами учётного дела. С учётом уточнения исковых требований, истец просила признать незаконным решение комиссии Ф. Р. по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчинённых ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее -комиссия ФСИН России), оформленное протоколом от 27 декабря 2016 года № 114 в части отказа ФИО1 в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, признать за ФИО1 право на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в составе семьи из 4 человек, включая супруга ФИО4, дочерей ФИО2, <Дата> года рождения, ФИО3, <Дата> года рождения, обязать ФСИН России поставить на учёт ФИО1 в составе семьи из 4 человек, включая супруга ФИО4, дочерей ФИО2, ФИО3, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта – 28 октября 2014 года, обязать Управление ФСИН России по Забайкальскому краю оформить надлежащим образом учётное дело ФИО1 для передачи в Федеральную службу исполнения наказаний.

Определением суда от 6 декабря 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Забайкальскому краю.

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласилась ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, исковые требования полностью удовлетворить. Ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что суд не принял во внимание то, что законодатель не указал какой именно необходимо предоставить документ при отсутствии у ребенка регистрации по месту жительства с момента рождения и непродолжительное время, в её случае это 7 месяцев. Закон не обязывает регистрировать ребенка незамедлительно после рождения, в связи с чем, отказ комиссии по данному основанию считает формальным. Её дочь после рождения проживала с родителями, зарегистрирована 28 апреля 2017 года по адресу: <адрес>, 1 мкр., <адрес> другой регистрации не имела. Ссылается на судебную практику Забайкальского краевого суда по искам ФИО8 и ФИО9 В Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> указано на то, что информация о имевшихся жилых помещениях за прошлые годы должна содержать выписка из ЕГРП и справка БТИ. Соответствующие выписки она представила. Суд не дал надлежащую оценку тому, что указанные выписки из ЕГРП на неё и членов её семьи были запрошены именно подкомиссией УФСИН России по Забайкальскому краю. Указывает, что не могут расцениваться как ухудшение жилищных условий её действия по вселению супруга в собственную квартиру, поскольку такое основание ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ не предусмотрено. Считает ошибочными выводы суда об отсутствии у комиссии ФСИН России права запрашивать документы, поскольку наличие у комиссии права на проверку предоставленных данных предполагает наличие права истребовать у заявителя дополнительные документы, а соответственно и обязанность предложить заявителю их представить или самостоятельно запросить в порядке ведомственных запросов. Решение комиссией принято по прошествии более 2 лет, хотя для этого предусмотрен 3-х месячный срок, в результате комиссия не предложила ей предоставить недостающие документы, что привело к нарушению её права на получение единовременной социальной выплаты. Считает, что предоставленные ею документы позволяли комиссии рассмотреть вопрос о постановке её и её семьи на учет в качестве нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты. Суд не учел, что отказом нарушены не только её права, но и права её мужа, который также имеет право на единовременную социальную выплату, так как имеет выслугу более 10 лет.

В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истицу ФИО1, действующую за себя и в интересах несовершеннолетних Е. и А. Р-вых, третье лицо ФИО4, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчиков по доверенности ФИО10, считавшего решение законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, ФИО1 с 14 августа 2002 года по настоящее время является действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы, с 18 марта 2009 года - в должности заместителя главного бухгалтера ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю. Выслуга ФИО1 составляет более 10 лет в календарном исчислении.

ФИО1 (добрачная фамилия ФИО7) с 10 июня 2011 года состоит в зарегистрированном браке с ФИО4, имеет дочерей ФИО2, <данные изъяты> рождения, ФИО3, <Дата> года рождения.

28 октября 2014 года в целях реализации своего права на получение единовременной социальной выплаты ФИО1, с учётом совместно проживающих с ней членов её семьи: супруга ФИО4, дочери ФИО2, обратилась в подкомиссию УФСИН России по Забайкальскому краю с заявлением (рапортом) о постановке её на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением требуемых документов.

На момент подачи рапорта ФИО1, её супруг и дочь были постоянно зарегистрированы по месту жительства в квартире, общей площадью 52,9 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, 1 мкр., <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности заявителю ФИО1 и её матери - по 1/2 доли каждой. ФИО1 по указанному адресу зарегистрирована с 18 мая 1998 года, её супруг - с 07 августа 2014 года, дочь - с 28 апреля 2014 года, кроме них, в данной квартире постоянно зарегистрирована мать истца.

Согласно протоколу № 21 заседания подкомиссии УФСИН России по Забайкальскому краю от 31 октября 2014 года было принято решение направить документы ФИО1 в комиссию ФСИН России на рассмотрение.

Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчинённых ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным выпиской из протокола № 114 от 27 декабря 2016 года, ФИО1 было отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а также в связи с совершением в 2014 году действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Отказ комиссии мотивирован тем, что ФИО1 не представлена информация о регистрации ее дочери с 19 сентября 2013 года по 28 апреля 2014 года, справка БТИ представлена без указания предыдущей фамилии заявителя, не представлены копии свидетельств о государственной регистрации права на квартиры по адресу: <адрес>, 1 мкр., <адрес>, и по адресу: <адрес>, не представлены выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях на всей территории Российской Федерации.

Разрешая спор и отказывая в иске ФИО1 о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании за ней права на получение данной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что комиссия ФСИН России обоснованно указала в своем решение на отсутствие в учетном деле ФИО1 таких обязательных документов, как сведения о регистрации дочери ФИО2 с 19.09.2013 г. по 28.04.2014 г., копии свидетельства о государственной регистрации права на квартиру по адресу: <адрес>, в которой супруг истицы был зарегистрирован в период с 2004 г. по 07.08.2014 г. и собственником которой является его отец ФИО5, выписки из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещения на всей территории Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу о том, что отсутствие вышеуказанных документов исключило возможность комиссии ФСИН России сделать вывод о нуждаемости истца с составом семьи из трех человек в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Кроме того, соглашаясь с решением комиссии ФСИН России, суд пришел к выводу о том, что супруг истицы совершил намеренное ухудшение своих жилищных условий, что в силу положений ч 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ давало комиссии право для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагая их обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название - в редакции от 6 марта 2015 г., действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России 2 февраля 2016 г. рапорта ФИО11 о принятии его с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты).

Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Копии документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.

Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При разрешении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами с учетом заявленных ФИО1 требований и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являются установление его нуждаемости в жилом помещении по одному из оснований, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м), а также установление несовершения ФИО1 или членами ее семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию их нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Из материалов дела следует, что супруг истицы ФИО4 длительное время (с 25 марта 2004 г. по 7 августа 2014 г.) был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 50,80 кв. м по адресу: <адрес>, собственником которого с февраля 2009г. 2003 г. являлся его отец ФИО5

7 августа 2014 г., то есть менее чем за три месяца до обращения в октябре 2014 г. в территориальную подкомиссию УФСИН России по Забайкальскому краю истицы с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, ФИО5 снялся с регистрационного учета в указанном выше жилом помещении и зарегистрировался по месту жительства в квартире общей площадью 50,2 кв. м по адресу: <адрес> 1 мкр. дом кВ. 72, в которой, включая ФИО4 и членов его семьи, зарегистрированы по месту жительства 4 человека.

Такие действия ФИО4 по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в другом жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. м, по мнению судебной коллегии свидетельствуют о намеренном создании им ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ дают право комиссии отказать сотруднику в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Доводы жалобы о том, что действия истицы по вселению супруга в собственную квартиру не могут расцениваться как ухудшение жилищных условий, на законность решения повлиять не могут, поскольку комиссия ФСИН России отказала в постановке на учет не в связи с действиями истицы по вселению супруга в собственную квартиру, в связи с действиями супруга истицы, который добровольно отказался от права пользования жилым помещением, в котором был зарегистрирован в качестве места своего постоянного жительства и был обеспечен жилой площадью более 15 кв. м.

Ссылка в жалобе на то, что супруг истицы ФИО4 не проживал по месту регистрации в квартире принадлежащей своему отцу и прав на нее не имел, отклоняется судебной коллегией как несостоятельная.

Как следует из представленного в учетное дело ФИО1 лицевого счета на квартиру по адресу: <адрес>, супруг истицы имел постоянную регистрацию в квартире своего отца в качестве члена семьи собственника данного жилого помещения, т.е. сохранял за собой право пользования данной квартирой с разрешения собственника жилого помещения.

Каких-либо доказательств того, что ФИО4 был зарегистрирован в квартире своего отца не как член семьи, а на ином законном основании, в связи с чем не имел на момент регистрации права пользования данным жилым помещением наравне в его собственником, в материалы как учетного дела, так и в материалы гражданского дела не представлено.

Допрошенный в суде первой инстанции в качестве свидетеля отец ФИО4ФИО5 также не отрицал наличие у своего сына права пользования принадлежащей ему на праве собственности квартирой.

При таком положении суд пришел к обоснованному выводу о том, что супруг истицы совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий истицы и членов ее семьи.

Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о законности отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по причине отсутствия сведений о регистрации несовершеннолетний ребенка ФИО1 по месту жительства, так как исходя из положений пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник должен представить документы, подтверждающие регистрацию его и членов его семьи (в том числе и несовершеннолетних детей) по месту жительства или по месту пребывания, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. Как следует из решения комиссии ФСИН России от 29 февраля 2016 г., в представленных на рассмотрение комиссии документах нет информации о регистрации дочери ФИО1 19.09.2013 г. по 28.04.2014 г., в материалах дела таких сведений также не имеется.

Вследствие того, что в деле отсутствуют сведения о предоставлении ФИО1, претендующей на получение спорной выплаты, в территориальную подкомиссию УФСИН России по Забайкальскому краю документов о регистрации несовершеннолетней дочери по месту жительства за определенные периоды за последние 5 лет до подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, выводы суда первой инстанции о неподтверждении ею на момент обращения с таким заявлением условий и оснований, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты, являются правомерными.

Утверждение истицы в апелляционной жалобе об ошибочности выводов суда об отсутствии у комиссии ФСИН России права запрашивать документы, не состоятельно по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).

В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника заверенных в установленном порядке копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Другие доводы жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Данные доводы жалобы являлись процессуальной позицией истца, были приведены им в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах, решение суда с учетом доводов жалобы является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ингодинского районного суда г. Читы от 10 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Е.А. Погорелова

Судьи Е.В. Чайкина

Н.С. Подшивалова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>