ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12672/2023 от 01.02.2024 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело

(33-12672/2023)

Судья Зайнутдинова Е.Л.

(дело ;

54RS0-69)

Докладчик Черных С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Черных С.В.

Судей Пилипенко Е.А., Поротиковой Л.В.

при секретаре Токаревой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 01 февраля 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ на решение Обского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по исковому заявлению В. прокурора Новосибирского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству Обороны Российской Федерации, ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Ц. В. округа» о возложении обязанностей провести инструментальное обследование зданий войсковой части, об обязании устранить выявленные нарушения, которым постановлено:

Исковые требования В. прокурора Новосибирского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству Обороны Российской Федерации о возложении обязанностей провести инструментальное обследование зданий войсковой части и об обязании устранить выявленные нарушения удовлетворить в полном объеме.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в результате обследования нарушения здания военной части инв. , расположенного по адресу: <адрес>, путем проведения капитального ремонта (реконструкции), а именно: произвести монтаж ограждения здания инв. согласно ГОСТ 12.4.059-89 ССБТ, своду правил СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»; провести капитальный ремонт кровли (деревянных кровельных конструкций и кровельного покрытия (с частичной или полной их заменой) в осях А-Е/1-17 здания инв. согласно СП 17.13330.2017 (Кровли); провести капитальные ремонтные работы по укреплению грунтов основания здания инв. , восстановлению работоспособности дренажной системы в осях А-Е/1-17, в соответствии с СП 45.13330.2012 (Земляные сооружения, основания, фундаменты); провести капитальные ремонтные работы по усилению фундаментов под наружными и внутренними системами здания инв. в осях А-Е/1-17 согласно СП 70.13330.2012 (Несущие и ограждающие конструкции), СП 15.13330.2012 (Каменные и армокаменные конструкции); выполнить ремонтные работы по восстановлению несущей способности несущих каменных конструкций (стен) здания инв. в осях А-Е/1-17 согласно СП 70.13330.2012; произвести демонтаж сайдингового покрытия фасада наружных стен. «Расшить» трещины в наружных стенах. «Зачеканить» их известково-цементным раствором с добавлением ПВХ, краски и мера; выполнить ремонтные работы по восстановлению несущей способности горизонтальных деревянных конструкций здания инв. в осях А-Е/1-17, согласно СП 64.13330.2017; выполнить работы по смене гидроизоляционного слоя в санитарных узлах и туалетах в здании инв. в осях Г-Д/1-5 согласно СП 29.13330.2011.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести инструментальное обследование зданий войсковой части : инв. , и , расположенных по адресу: <адрес>

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в шестимесячный срок со дня получения результатов проведенного инструментального обследования и с их учетом устранить выявленные нарушения путем проведения капитального ремонта (реконструкции) и текущего ремонта зданий войсковой части инв. , , и , расположенных по адресу: <адрес>.

Исковые требования В. прокурора Новосибирского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Ц. В. округа» о возложении обязанностей провести инструментальное обследование зданий войсковой части и об обязании устранить выявленные нарушения оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Черных С.В., объяснения представителя В. прокурора Новосибирского гарнизона Земскова Д.А., объяснения представителя ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ - Поморцевой Е.В., объяснения представителей ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Филипповой Е.В., Смирновой В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Военный прокурор Новосибирского гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству Обороны Российской Федерации, ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Ц. В. округа» о возложении обязанностей провести инструментальное обследование зданий войсковой части, об обязании устранить выявленные нарушения, в котором с учетом уточненных исковых требований просил обязать: устранить выявленные в результате обследования нарушения здания В. части инв. , расположенного по адресу: <адрес><адрес>, путем проведения капитального ремонта (реконструкции), в части капитального ремонта обязать Министерство обороны РФ: произвести монтаж ограждения здания инв. согласно ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-89 ССБТ, своду правил СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»; провести капитальный ремонт кровли (деревянных кровельных конструкций и кровельного покрытия (с частичной или полной их заменой) в осях А-Е/1-17 здания инв. согласно СП 17.13330.2017 (Кровли); провести капитальные ремонтные работы по укреплению грунтов основания здания инв. , восстановлению работоспособности дренажной системы в осях А-Е/1-17, в соответствии с СП 45.13330.2012 (Земляные сооружения, основания, фундаменты); провести капитальные ремонтные работы по усилению фундаментов под наружными и внутренними системами здания инв. в осях А-Е/1-17 согласно СП 70.13330.2012 (Несущие и ограждающие конструкции), СП 15.13330.2012 (Каменные и армокаменные конструкции); выполнить ремонтные работы по восстановлению несущей способности несущих каменных конструкций (стен) здания инв. в осях А-Е/1-17 согласно СП 70.13330.2012; произвести демонтаж сайдингового покрытия фасада наружных стен. «Расшить» трещины в наружных стенах. «Зачеканить» их известково-цементным раствором с добавлением ПВХ, краски и мера; выполнить ремонтные работы по восстановлению несущей способности горизонтальных деревянных конструкций здания инв. в осях А-Е/1-17, согласно СП 64.13330.2017; выполнить работы по смене гидроизоляционного слоя в санитарных узлах и туалетах в здании инв. в осях Г-Д/1-5 согласно СП 29.13330.2011; возложить на ответчиков обязанность провести инструментальное обследование зданий войсковой части 12739: инв. , и , и с учетом результатов проведенного инструментального обследования (исследования) зданий войсковой части инв. , расположенных на территории <адрес>, обязанность по проведению ремонтных работ с целью устранения выявленных нарушений технического состояния зданий и сооружений.

В обоснование заявленных требований указывает, что В. прокуратурой Новосибирского гарнизона, с привлечением специалистов 120-го отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России, проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России жилищно-коммунального законодательства, в части обеспечения безопасной эксплуатации недвижимого имущества.

По результатам проверки установлено, что по адресу: <адрес> городок, <адрес>, расположены здания казармы (инв. ), летного штаба (инв. 63), штаба тыла (инв. 25) и столовой (инв. ), переданных в пользование войсковой части для служебной деятельности.

В соответствии с приказом Минобороны России от 02.03.2017 № 155 «О создании ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва) (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на последнее, в том числе его подразделения - ЖКО № 12 и ЖКС № 12/1, 12/2 и 12/3 (в настоящее время жилищно-коммунальная служба № 4), расположенные на территории Новосибирской области, возложена обязанность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно актам приема - передачи здания в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ объекты войсковой части , в том числе, здания казармы (инв. ), летного штаба (инв. 63), штаба тыла (инв. 25) и столовой (инв. ), переданы для содержания ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Осмотром указанных зданий, который был проведен ДД.ММ.ГГГГ, выявлены многочисленные дефекты в зданиях инв. №.

Указывают, что данные здания имеют неудовлетворительное техническое состояние отдельных конструктивных элементов, что может привести к травмированию и гибели военнослужащих и граждан, которые постоянно исполняют обязанности В. службы в этих зданиях, а также временно пребывающих в них.

Из заключения специалистов филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проведенного инструментального обследования установлено аварийное состояние несущих конструкций и деревянных элементов здания казармы.

Согласно актам осмотров за 2019-2020, совместными комиссиями войсковой части и ЖКС 4 установлено неудовлетворительное состояние эксплуатируемого здания, указано на необходимость проведения капитального ремонта. Также указывает, что в 2018-2019 годах командование войсковой части и ЖСК информировало должностных лиц Ц. В. округа о необходимости проведения капитального ремонта здания, однако какие-либо меры для организации проведения ремонтных работ не принимались.

Причинами ухудшения технических (эксплуатационных) характеристик здания является не проведение в установленные сроки и необходимом объеме положенных ремонтов, не реализация подаваемых в вышестоящие органы В. управления заявок на проведение ремонтов и выделение необходимых материальных средств.

До настоящего времени решение о проведении ремонтных работ не принято, структурные подразделения Минобороны России, несмотря на неоднократное направление в их адрес информации о необходимости капитального ремонта зданий казармы (инв. ), летнего штаба (инв. ), штаба тыла (инв. ) и столовой (инв. ) мер по исправлению сложившейся ситуации не принимают.

В связи с чем, считает, что в имеющихся условиях не предоставляется возможным обеспечить безопасную эксплуатацию зданий войсковой части 12739 и выполнение возложенных задач, в том числе обеспечение в соответствии с нормативными требованиями надлежащих условий В. службы и труда.

Судом постановлено указанное решение, с которым несогласно Министерство обороны РФ, в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемого решения, заявитель указывает на то, что военным прокурором Новосибирского гарнизона заключение межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объекта капитального строительства - здания казармы инв. войсковой части , расположенного по адресу: <адрес> о признании его аварийным и подлежащем сносу, надлежащим образом подготовленное, в рамках настоящего гражданского дела не представлено.

Апеллянт ссылается на то, что для удовлетворения требований, указанных в таком исковом заявлении, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, в данном случае причинную связь между эксплуатацией здания казармы инв. и нанесением вреда либо угрозой нового вреда, вину причинителя вреда.

Однако военным прокурором Новосибирского гарнизона не представлены в материалы дела какие - либо доказательства, подтверждающие, что эксплуатация здания казармы инв. , расположенного по адресу: <адрес>, на сегодняшний день, может причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Заявитель указывает, что на территории воинской части могут находиться только военнослужащие и лица гражданского персонала, проникновение посторонних лиц на территорию закрытого режимного объекта исключена, в связи с чем, исковые требования В. прокурора не могли быть заявлены в интересах неопределенного круга лиц. Таким образом, круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, является определенным.

Заявляя требования к Министерству обороны РФ о запрете эксплуатации спорного объекта капитального строительства в интересах неопределенного круга лиц военный прокурор Новосибирского гарнизона не указал, какую именно обязанность возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнило Министерство обороны Российской Федерации, либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц, а также, почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно запретом эксплуатации спорного объекта.

Апеллянт ссылается на то, что здание казармы инв. , здание штаба и санчасти инв. , здание штаба инв. , здание столовой инв. расположенные по адресу: <адрес>, войсковая часть закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, значит, обязанность по содержанию объектов недвижимости лежит на вышеуказанном лице.

По мнению заявителя, судом первой инстанции был сделан неверный вывод относительно лица, виновного в приведении спорных объектов недвижимого имущества в аварийное состояние, требующее проведения капитального ремонта, поскольку необходимость проведения капитального ремонта возникла по причине ненадлежащего проведения/не проведения текущего ремонта объектов (ответственным за содержание и исполнителем по проведению текущего ремонта является именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) со стороны ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, по обязательствам которой Министерство обороны РФ ответственности не несет.

Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка виду необходимых работ, указанных в исковых требования В. прокурора.

Поименованный в резолютивной части решения суде перечень работ как вид капитального ремонта фактический к нему не относится, а является видом текущего ремонта, порядок проведения которого имеет иное законодательное регулирование.

Также судом первой инстанции не было учтено, что финансирование проведения текущего и капитального ремонта объектов коммунального хозяйства В. городка реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2020 года № 25 (а также ранее принятым приказом от 22 марта 2017 года № 177) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Указанный приказ устанавливает порядок финансирования мероприятий по проведению, в том числе капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военных городков, к которым отнесены и спорные объекты, - путем выделения целевых субсидий соответствующей бюджетной организации, а именно, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (подп. 2 п.3 Правил).

Учитывая изложенное, апеллянт полагает, что Министерство обороны РФ не могло выступать в суде первой инстанции надлежащим ответчиком в рамках заявленных исковых требований, поскольку надлежащим ответчиком по данному делу является ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России как самостоятельное юридическое лицо с соответствующими филиалами и жилищно-эксплуатационными (коммунальными) отделами, которому согласно акта приема-передачи здания в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ объекты войсковой части , в том числе, и спорные объекты, переданы для содержания.

Финансово-хозяйственная деятельность ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляется в соответствии с финансово-хозяйственным планом.

Таким образом, являются необоснованными, по мнению апеллянта, выводы суда первой инстанции об обязании Министерства обороны РФ организовать проведение капитального ремонта при наличии нормативно-правовых актов, которыми прямо устанавливается, что вопросами по заявленным требованиям занимается ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в том числе, в компетенцию которого входит определение и установление финансово-экономических вопросов, связанных с вопросами правильной эксплуатации систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и т.д., на территории воинских частей Министерства обороны Российской Федерации.

Заявитель считает, что судом нарушены принципы исполнимости судебного решения, разделения власти и невмешательства в хозяйственную деятельности органов и организаций.

На апелляционную жалобу поданы письменные возражения представителями В. прокурора Новосибирского гарнизона, ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции здание казармы, инв. , здание штаба и санчасти, инв. , здание штаба, инв. , здание столовой, инв. , расположенные по адресу: <адрес>, находятся в собственности Российской Федерации, право зарегистрировано в установленном законном порядке ДД.ММ.ГГГГ, данные объекты на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ переданы в оперативное управление ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, право оперативного управления зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 138, 139, 142, 143, 146, 147, 150, 151).

Приказом Минобороны России от 02.03.2017 № 155 «О создании ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложена обязанность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

На основании актов приема - передачи здания в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ объекты войсковой части , расположенной по адресу: <адрес> в том числе здания казармы (инв. ), штаба (инв. ), штаба и санчасти (инв. ) и столовой (инв. ), ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ переданы для содержания ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (т. 1 л.д. 130-137).

В. прокуратурой Новосибирского гарнизона, с привлечением специалистов 120-го отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России, проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России жилищно-коммунального законодательства, в части обеспечения безопасной эксплуатации недвижимого имущества, в результате которой выявлено неудовлетворительное техническое состояние объектов, собственником которых является Министерство обороны, что подтверждается актом визуального осмотра объекта недвижимости Министерства обороны (войсковой части ), <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно рекомендовано провести инструментальное обследование зданий войсковой части : инв. , и , расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 122-125 т.1), что также подтверждается актами общего весеннего осмотра объектов имущественного комплекса В. городка 11 ГП (штаб), (штаб), (столовая, клуб) за 2019, 2020 (л.д. 187-189, 160-162, 163-166, 179-194 т. 1), утвержденными и согласованными уполномоченными органами Министерства обороны.

ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ было проведено инструментальное обследование здания войсковой части инв. , расположенного по адресу: <адрес>, утвержденное начальником филиалы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО) ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого было составлено заключение обследования технического состояния здания казармы (инв. ), расположенного на территории войсковой части , по адресу <адрес>т. 1 л.д. 8-118), согласно выводам которого, установлено неудовлетворительное техническое состояние здания, требующее запрещение эксплуатации объекта, требующее в кратчайшие сроки провести капитальный ремонт кровли, несущих ограждений конструкций, деревянного перекрытия, канализации в здании, определен комплекс мероприятий по проведению капитального ремонта.

Данные выводы также согласуются и с результатами актов общего весеннего осмотра объектов имущественного комплекса В. городка 11 ГП (казарма) за 2019, 2020 (л.д. 154-156, л.д. 166-168, л.д. 177-178 т.1), утвержденных и согласованных уполномоченными органами Министерства обороны, согласно которым данному зданию требуется капитальный ремонт.

На основании проведенного инструментального обследования здания войсковой части инв. , актов общего весеннего осмотра объектов имущественного комплекса В. городка 11 ГП (штаб), (штаб), (столовая, клуб), вышеуказанные объекты, принадлежащие на праве собственности Министерству обороны были включены в перечень объектов, требующие проведение капитального ремонта 2021 (л.д. 199-201 т.1) с запланированным сроком его проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу начальника отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Ц. В. округа в ответ на письмо ФКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ по запрету эксплуатации казармы , для принятия решения о запрете ее эксплуатации, здание казармы (инв. ) внесено в утвержденный ДД.ММ.ГГГГ командующим войсками ЦВО заявочный план капитального ремонта объектов ЦВО на 2023 год, для принятия решения об организации капитального ремонта заявочный план направлен в Департамент строительства МО РФ заказным письмом и по системе электронного документооборота ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 198).

Вместе с тем, прокурор Новосибирского гарнизона, ссылаясь на отсутствие фактически действий по приведению капитального ремонта в отношении объекта (казарма), не проведение в отношении объектов (штаб), (штаб), (столовая, клуб), находящихся в эксплуатации с признаками аварийности, инструментального обследования, обратился в суд с вышеуказанным иском, поскольку отсутствие со стороны ответчиков соответствующих действий создает угрозу возникновения чрезвычайных происшествий, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь положениями ст. ст. 209, 210 ГК РФ, Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГрК РФ, исходил из того, что надлежащим ответчиком в рамках спорых правоотношений является Министерство обороны РФ, как собственник спорного имущества, главный распорядитель средств федерального бюджета, которое непосредственно либо через свои органы и учреждения путем распределения полномочий между подчиненными органами по вопросам ремонта и эксплуатации зданий и сооружений, осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, расквартирование и обустройство войск, управление и распоряжение жилищным фондом, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества, решает вопросы, связанные с определением конкретных исполнителей работ, их финансовым обеспечением и т.п.

Установив, что Министерство обороны Российской Федерации надлежащим образом на протяжении длительного периода времени не осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества в силу положений ст. 210 ГК РФ, и действий, предусмотренных нормами действующего законодательства по инструментальному обследованию и последующему ремонту зданий не производит, пришел к выводу о привлечении в рамках спорых правоотношений к гражданско-правовой ответственности Министерство обороны РФ, с возложением на последнего обязанности по проведению капитального ремонта в отношении здания инв. (казарма), и проведению инструментального обследования в отношении помещений № (штаб), (штаб), (столовая, клуб).

При этом не усмотрел оснований для удовлетворения данных требований к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и ФКУ «Объединенное стратегическое командование центрального военного округа».

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части привлечения в рамках спорных правоотношений к гражданско-правовой ответственности Минобороны России и возложения на последнего обязанностей по капитальному ремонту, инструментальному обследованию зданий, поскольку в указанной решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, повлиявшими на исход дела, данные выводы не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения, исходя из следующего.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных норм следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

Как следует из материалов дела, спорные объекты находятся в собственности Российской Федерации, переданы в оперативное управление ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, переданы для содержания ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 3 ст. 10.1 названного закона, комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с п. 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России.

В силу п.п. 68 п. 7 Положения к полномочиям Минобороны России в числе прочего отнесена организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов В. и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.

При этом согласно п. 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы В. управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.

На основании приказа Министра обороны России от 02.03.2017 N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов В. и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.

Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 12); основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов В. и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13).

Пунктами 21 и 25 Устава, с учетом изменений, внесенных в Устав, утвержденных приказом Департамента имущественных отношений Минобороны России от 30.07.2018 №2025 установлено, учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.

Учитывая возложенные на учреждение функции, в том числе, по текущему и капитальному ремонту недвижимого имущества, а также правомочия собственника, осуществляемые Министерством обороны Российской Федерации, возложившего на ФГБУ "ЦЖКУ" полномочия по обеспечению содержания (эксплуатации) объектов В. и социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации в целом, доводы представителя ФГБУ "ЦЖКУ" о том, что такие полномочия учреждение осуществляет только в отношении объектов закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества учреждению, судебной коллегией отклоняются как не состоятельные, при этом суд апелляционной инстанции учитывает и то обстоятельство, что у ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, которому передано спорное имущество в оперативное управление, что имело место еще до создания ФГБУ "ЦЖКУ", в силу положений Устава не наделено полномочиями по содержанию объектов В. и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и полномочиями по осуществлению капитального и текущего ремонта объектов Сооруженных Сил РФ (пункт 12, пункт 13 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО»).

При этом как следует из материалов, дела спорные объекты недвижимости не находятся в фактической эксплуатации ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, и на основании соответствующего акта переданы для содержания и обслуживания ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Соответственно, оснований для привлечения к гражданско-правовой ответственности в рамках спорных правоотношений ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, с учетом предмета и оснований заявленных прокурором требований, не имеется.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2018 N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которого определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.

В п. 13, п. 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" и осуществляет выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета (п. п. 15 и 16 Руководства).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, возлагая на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению капитального ремонта и инструментальному обследованию объектов Вооруженных Сил РФ, не применил названные выше нормативно-правовые акты, не учел организационную структуру министерства и наделение специальными полномочиями его структурных подразделений, не принял во внимание, что Министерство обороны организацией и производством работ, которые суд возложил выполнить, в силу установленных полномочий не занимается, в связи с чем, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований прокурора, предъявленные к Министерству обороны РФ, не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, с привлечением в рамках спорных правоотношений к гражданско-правовой ответственности в рамках спорных правоотношений ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в полномочия которого входит содержание объектов В. и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и полномочия по осуществлению капитального и текущего ремонта объектов Вооруженных Сил РФ.

Принимая во внимание, что на ФГБУ "ЦЖКУ" возложена обязанность по исполнению и контролю за исполнением контрактов, а также организация и исполнение поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил Российской Федерации за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, то обстоятельство, что Министерство обороны является главным распорядителем бюджетных средств, и данная деятельность осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания, не может является основанием для освобождения ФГБУ "ЦЖКУ" от гражданско-правовой ответственности в рамках спорых правоотношений.

Вопреки доводам подателя жалобы всей совокупностью собранных по делу доказательств, приведенных выше, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, подтверждаются обстоятельства, свидетельствующие о том, что эксплуатация спорных зданий, построенных ранее принятия Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в частности, здания инв. (казарма) приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, соответственно, уполномоченное лицо, в данном конкретном случае ФГБУ "ЦЖКУ", должно принять все необходимые и достаточные меры для приведения объекта в соответствие с требованиями данного Федерального закона.

Объективно данные обстоятельства также подтверждаются решением Обского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым была запрещена эксплуатация здания казармы инв. воинской части , расположенного по адресу <адрес> городок, 1, до приведения здания указанной казармы в соответствии с требованиями безопасности.

При этом вид и объем мероприятий по проведению именно капитального ремонта в отношении здания казармы инв. , который сторона истца испрашивает к исполнению, объективно подтвержден результатами инструментального обследования, которое было организовано и проведено ФГБУ "ЦЖКУ", нашли свое отражение в соответствующих выводах заключения, с которыми сторона ответчиков согласилась, не оспаривала.

Вместе с тем, судом апелляционной инстанции разъяснялось сторонам процессуальное право на заявление ходатайства о проведении в рамках настоящего спора судебной экспертизы, стороны не воспользовалась своим правом, не заявили такое ходатайство, выразив согласие с выводами инструментального обследования, отраженными в заключение обследования технического состояния здания, вибродинамические испытания от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, принимая во внимание порядок проведения капитального ремонта, который реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (а также ранее принятым приказом от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», с учетом приказа Командующего Войсками Ц. В.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена Инструкция по порядку подготовки документов для оформления списка на капитальный ремонт объектов капитального строительства военных городков, судебная коллегия полагает возможным определить срок для устранения выявленных в результате инструментального обследования нарушений здания В. части инв. , расположенного по адресу: <адрес><адрес>, путем проведения капитального ремонта, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принимая во внимание характер и значимость защищаемого права - обеспечение безопасности жизни и (или) здоровья людей.

Принимая во внимание техническое состояние, что отражено в соответствующих актах осмотр объектов, год постройки зданий помещений № (штаб), (штаб), (столовая, клуб), в силу приведенного выше нормативно-правового регулирования, также подлежат удовлетворению и требования прокурора в части возложения на ФГБУ "ЦЖКУ", обязанности провести инструментальное обследование зданий войсковой части инв. , и , расположенных по адресу: <адрес>, при этом как следует из позиции представителя ФГБУ "ЦЖКУ", изложенной в суде апелляционной инстанции данные объекты включены в план-график обследования технического состояния объектов на 2004 на основании обращения военного прокурора Новосибирского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ с датой начала планируемого обследования апрель 2024 и планируемой датой оформления заключения май 2024, что подтверждается представленным планом-графиком, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, приобщенным к материалам дела в суде апелляционной инстанции с учетом положений п. 43, п. 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2021 №16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".

Соответственно для выполнения данной обязанности, судебная коллегия полагает возможным установить шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, принимая во внимание и сроки, которые были определены к выполнению данной обязанности уполномоченным органом в плане-графике на 2024, который является разумным.

Также судебная коллегия, полагает возможным, возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ обязанность в течении 12 месяцев со дня получения результатов проведенного инструментального обследования и с их учетом устранить выявленные нарушения путем проведения капитального ремонта (реконструкции) и (или) текущего ремонта зданий войсковой части инв. , и , расположенных по адресу: что объективно направлено на обеспечение безопасности жизни и (или) здоровья людей.

Ссылки представителя ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ на неисполнимость судебного акта, при удовлетворении требований прокурора к учреждению, не состоятельны, поскольку в силу существующего регламента проведения капитального ремонта в Вооруженных Силах РФ Министерство обороны РФ выделяет лимиты бюджетных средств, как на текущий, так и капитальный ремонты и реконструкцию задний и сооружений ФГКУ «ЦЖКУ» единовременно на текущий год, а не на каждый объект в отдельности, при этом реализация соответствующих обязанностей учреждения не ставится в зависимость от финансирования, так как учреждение является получателем бюджетных средств на текущий и капитальный ремонт объектов, самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств на эти цели.

Доводы подателя жалобы об отсутствии у прокурора полномочий на обращение в суд с соответствующим иском, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции, суд первой инстанции обоснованно отклонил данные доводы, приведя мотивы со ссылкой на нормы материального и процессуального права, оснований не согласиться с которыми у суда апелляционной инстанции не имеется.

С учетом изложенного, решение Обского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, с принятием нового решения, которым исковые требования В. прокурора Новосибирского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, с возложением соответствующих обязанностей по капитальному ремонту, инструментальному обследованию объектов Минобороны РФ на ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, в связи с чем апелляционная жалоба Минобороны РФ подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Обского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, постановить новое решение, которым исковые требования В. прокурора Новосибирского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в результате инструментального обследования нарушения здания В. части инв. , расположенного по адресу: <адрес> городок, 11, путем проведения капитального ремонта (реконструкции), а именно: произвести монтаж ограждения здания инв. согласно ГОСТ 12.4.059-89 ССБТ, своду правил СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»; провести капитальный ремонт кровли (деревянных кровельных конструкций и кровельного покрытия (с частичной или полной их заменой) в осях А-Е/1-17 здания инв. согласно СП 17.13330.2017 (Кровли); провести капитальные ремонтные работы по укреплению грунтов основания здания инв. , восстановлению работоспособности дренажной системы в осях А-Е/1-17, в соответствии с СП 45.13330.2012 (Земляные сооружения, основания, фундаменты); провести капитальные ремонтные работы по усилению фундаментов под наружными и внутренними системами здания инв. в осях А-Е/1-17 согласно СП 70.13330.2012 (Несущие и ограждающие конструкции), СП 15.13330.2012 (Каменные и армокаменные конструкции); выполнить ремонтные работы по восстановлению несущей способности несущих каменных конструкций (стен) здания инв. в осях А-Е/1-17 согласно СП 70.13330.2012; произвести демонтаж сайдингового покрытия фасада наружных стен. «Расшить» трещины в наружных стенах. «Зачеканить» их известково-цементным раствором с добавлением ПВХ, краски и мера; выполнить ремонтные работы по восстановлению несущей способности горизонтальных деревянных конструкций здания инв. в осях А-Е/1-17, согласно СП 64.13330.2017; выполнить работы по смене гидроизоляционного слоя в санитарных узлах и туалетах в здании инв. в осях Г-Д/1-5 согласно СП 29.13330.2011.

Возложить на ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, обязанность в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести инструментальное обследование зданий войсковой части : инв. , и , расположенных по адресу: <адрес>

Возложить на ФГБУ «Ц. жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ обязанность в течении 12 месяцев со дня получения результатов проведенного инструментального обследования и с их учетом устранить выявленные нарушения путем проведения капитального ремонта (реконструкции) и (или) текущего ремонта зданий войсковой части инв. , и , расположенных по адресу: <адрес>

В удовлетворении требований В. прокурора Новосибирского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Ц. В. округа» отказать.

Апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - удовлетворить.

Председательствующий

Судьи