Апел. дело №33-1267/2019
Судья Богомягкова О.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 мая 2019 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П.,
судей коллегии Нех Т.М., Бреевой С.С.,
с участием прокурора Писаревой О.В.,
при секретаре Бакиевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Делеган Е.А. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Делеган Е.А. к Департаменту внешних связей Ямало - Ненецкого автономного округа о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Нех Т.М., объяснения истца Делеган Е.А., ее представителя - адвоката Завадского И.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Департамента внешних связей ЯНАО Телешкова А.А., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Писаревой О.В., указавшей на необходимость отмены решения суда и вынесении нового - об удовлетворении иска, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
установила:
Делеган Е.А. обратилась в суд с иском к Департаменту внешних связей Ямало - Ненецкого автономного округа о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что работала в Департаменте по науке и инновациям ЯНАО в должности <данные изъяты> отдела развития научной инфраструктуры управления по научной и научно - технической политики с 01.11.2012 года. В соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 19.10.2018 г. №114-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти ЯНАО» с 01.01.2019 г. департамент международных и внешнеэкономических связей ЯНАО реорганизован путем присоединения к нему департамента по науке и инновациям ЯНАО с переименованием департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО в департамент внешних связей ЯНАО. Распоряжением Губернатора ЯНАО от 26.10.2018 года №301-Р «Об оптимизации численности некоторых дополнительных органов государственной власти ЯНАО» утвержден список должностей, сокращаемых в департаменте по науке и инновациям ЯНАО в целях увеличения предельной штатной численности департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО. В данном списке отражена должность, которую замещала истец Е.А. Делеган до сокращения штата.
Приказом департамента по науке и инновациям ЯНАО от 19.12.2018 №-ЛС она уволена в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004 г. №79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 29 декабря 2018 года. Должность государственной гражданской службы в департаменте внешних связей ЯНАО ей предложена не была. Считает ее увольнение незаконным, поскольку она не могла быть уволена по сокращению штата, так как имеет ребенка в возрасте до трех лет. Просила восстановить ее в департаменте внешних связей ЯНАО в должности <данные изъяты> отдела научной инфраструктуры Управления по науке с 01.01.2019 г., взыскать в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда.
Определением от 12 февраля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ликвидационная комиссия Департамента по науке и инновациям ЯНАО.
В судебном заседании истец ФИО1 уточнила заявленные требования, просила суд признать приказ Департамента по науке и инновациям №-60-лс от 19.12.2018 года незаконным, восстановить ее на работе в занимаемой должности, внести соответствующие изменения в трудовую книжку, обязать Департамент внешних связей ЯНАО предоставить ей должность государственной гражданской службы в его штате и заключить с ней служебный контракт на неопределенный срок с 01.01.2019 года, взыскать с ответчиков в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей. Отказалась от иска в части требований к Департаменту внешних связей Ямало - Ненецкого автономного округа о взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, просила суд прекратить производство по делу в этой части, поддержала требования и доводы иска.
Представитель департамента по науке и инновациям ЯНАО ФИО2 представитель департамента внешних связей ЯНАО ФИО3 требования иска не признали, поддержали доводы, изложенные в возражениях на иск.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С указанным решением не согласна истец ФИО1. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, приводит доводы о том, что департамент науки и инноваций был реорганизован, но не ликвидирован; что увольнение с занимаемой должности произведено неправомерно, поскольку она является матерью двух детей, один из которых не достиг трехлетнего возраста. Полагает, что в Департаменте международных и внешнеэкономических связей ЯНАО была введена должность <данные изъяты> отдела научной инфраструктуры и высшей школы управления по науке, квалификационные требования данной должности соответствовали уровню образования истца, вместе с тем указанная должность истцу не предлагалась; не оспаривая получение уведомлений о предложении вакантных должностях от 13, 15, 21 ноября 2019 года, указывает на то, что по этими уведомлениями были проведены собеседования, вместе с тем материалы дела не содержат письменного отказа истца от предложенных должностей, и в нарушение Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» результаты собеседования до сведения истца не были доведены, при этом в нарушение указанных Правил и ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по результатам собеседования, истцу было предложено прохождение конкурса.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Салехард ФИО4 полагает доводы, приведенные в апелляционной жалобе не состоятельными, поскольку из представленных в материалы дела доказательств следует, что увольнение истца было произведено при соблюдении установленного порядка, в рассматриваемом случае доказательств, предопределяющих наступление заявленных истцом последствий не добыто, на основании изложенного полагает решение законным и обоснованным.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика департамента внешних связей ЯНАО ФИО5 ссылается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы по основаниям аналогичным, тем, что приводились в отзыве на исковое заявление.
Заслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу положений п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец ФИО1 с 01 ноября 2012 года по 19 декабря 2018 года занимала должность государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа в Департаменте науки и инноваций Ямало-Ненецкого автономного округа.
Замещаемая истцом должность <данные изъяты> отдела развития научной инфраструктуры управления научной и научно технической политики относилась к категории «специалисты».
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2018 года № 114-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа» принято решение о реорганизации с 01 января 2019 года Департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО путем присоединения к нему Департамента по науке и инновациям ЯНАО. Департамент международных и внешнеэкономических связей ЯНАО был переименован в Департамент внешних связей ЯНАО.
Приказом Департамента по науке и инновациям ЯНАО 19 декабря 2018 года №60-ЛС служебный контракт с ФИО1 прекращен с освобождением от замещаемой должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа, истец уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной службе в связи с сокращением должности гражданской службы.
Пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ дает понятие реорганизации юридического лица как слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
В отличие от сокращения у реорганизованного юридического лица возникают права и обязанности от старого юридического лица. А ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Под реорганизацией предприятия следует понимать слияние с другим предприятием, присоединение к таковому, разделение на два или несколько самостоятельных предприятий, преобразование предприятия в другое. В этих случаях действие трудового договора может быть прекращено по инициативе администрации только при проведении мероприятий по сокращению численности или штатов работников, а также некоторым другим причинам, предусмотренным действующим законодательством.
Трудовой договор с работником в указанных случаях прекращается в случае его отказа от продолжения работы в связи с реорганизацией организации.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В связи с наличием решения о реорганизации Департамента науки и инноваций ЯНАО с проведением мероприятий по сокращению штата, данный Департамент прекратил свою деятельность 22 апреля 2019 года.
Пункт 4 части 1 статьи 77 ТК РФ в качестве одного из общих оснований прекращения трудового договора предусматривает его расторжение по инициативе работодателя.
Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлен в статье 81 ТК РФ, согласно пункту 2 части 1 которой трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, увольнение работника по указанному выше основанию отнесено трудовым законодательством к увольнению по инициативе работодателя.
Согласно ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщиной имеющей ребенка в возрасте до трех лет не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014г. «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» гарантия, предусмотренная частью 4 статьи 261 Трудового кодекса РФ, распространяется в том числе и на лиц, проходящих государственную гражданскую и муниципальную службу.
Установлено и подтверждается материалами дела, что истец на дату сокращения имела и на настоящее время имеет ребенка в возрасте до трех лет ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Учитывая, что положениями действующего трудового законодательства установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и на момент увольнения ФИО1 29 декабря 2018 года по пункту п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной службе в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа у нее на иждивении находился ребенок в возрасте до трех лет, вывод суда о законности увольнения ФИО1 по указанному основанию Судебная коллегия признает неправомерным.
Судебной коллегией установлено наличие вакантной должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, относившейся к категории «специалисты», уровня ее квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы (стажа работы по специальности) в Департаменте внешних связей ЯНАО, который является правопреемником присоединенного к нему в результате реорганизации Департамента по науке и инновациям ЯНАО, а именно - должности <данные изъяты> отдела развития научной инфраструктуры и высшей школы Управления по науке.
Так, в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 19.10.2018г. № 114-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти ЯНАО» с 01.01.2019г. департамент международных и внешнеэкономических связей ЯНАО реорганизован путем присоединения к нему департамента по науке и инновациям ЯНАО, с переименованием департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО в департамент внешних связей ЯНАО.
В соответствии с пунктом 4.2 указанного постановления функции департамента по науке и инновациям ЯНАО переданы в департамент международных и внешнеэкономических связей ЯНАО.
В соответствии с пунктом 5 данного постановления с 1 января 2019 года органы исполнительной государственной власти, которым переданы государственные функции иных органов исполнительной государственной власти, являются их правопреемниками по правам и обязанностям в рамках переданных государственных функций.
Распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2018 года № 301-Р «Об оптимизации численности некоторых исполнительных органов государственной власти Ямало-ненецкого автономного округа» утвержден список должностей, подлежащих сокращению в департаменте по науке и инновациям ЯНАО в целях увеличения предельной штатной численности департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО. В указанном списке значится должность государственной гражданской службы <данные изъяты> отдела развития научной инфраструктуры управления по научной и научно-технической политики, ранее замещаемая истцом.
Истец имеет высшее образование по специальности «Государственное муниципальное управление» на базе Тюменского государственного университета, стаж государственной гражданской службы более 9 лет, из которых около 6 лет - работа в департаменте по науке и инновациям ЯНАО. С 2015 года была включена в кадровый резерв департамента на должность начальника отдела развития научной инфраструктуры управления научной и научно-технической политики, относящейся к ведущей группе должностей категории «специалисты», каких-либо нареканий, взысканий за период работы не имела.
Из буквального толкования части 1 и части 5 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе в совокупности с нормами, регулирующими основания расторжения служебного контракта, в частности, с нормами пунктов 8.2, 8.3 части 1 статьи 37 Закона, следует, что обязанность предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом указанных в законе критериев, лежит на представителе нанимателя государственного органа, в котором сокращается должность гражданской службы. И только в случае упразднения государственного органа такая обязанность возникает у представителя нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа.
В соответствии с частями 1-5 статьи 30 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что должности, которые предлагались истцу, предлагались на основе конкурса, предложения проходили на стадии собеседования, истец от данных должностей не отказывалась, доказательств обратному материалы дела не содержат.
Выводы суда первой инстанции о соблюдении представителем нанимателя процедуры увольнения, предусмотренной ст. 31 Закона о государственной службе, а также о том, что представителем нанимателя были предприняты надлежащие меры к поиску вакансий в иных органах государственной власти ЯНАО, в связи с чем, суд посчитал требования истца о восстановлении на службе необоснованными, не принимаются судебной коллегией, поскольку они противоречат обстоятельствам дела.
Доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2018 года № 114-ПГ « О структуре исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа»департамент был ликвидирован противоречат представленным в дело доказательствам, в том числе приказу об увольнении истца по сокращению численности работников, в связи с чем, заслуживает внимания ссылка истца на невыполнение представителем нанимателя требований пункта 2 Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы обязанности по предоставлению вакантной должности в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа.
Департамент науки и инноваций ЯНАО прекратил свою деятельность 22 апреля 2019 года.
Реализуя закреплённые Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35) права, работодатель (юридическое лицо) в целях осуществления эффективной экономической деятельности и управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые организационные решения, в частности о создании обособленных структурных подразделений для осуществления всех или части своих функций и прекращении их деятельности, а также кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), соблюдая при этом в соответствии с требованиями ст.37 Конституции Российской Федерации, закреплённые трудовым законодательством, гарантии трудовых прав работников, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения.
При таких обстоятельствах увольнение истца на основании приказа № 60-ЛС от 19 декабря 2018 года нельзя признать законным, следовательно, указанный приказ подлежит отмене, а ФИО1 - восстановлению на работе в Департаменте внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа с 01 января 2019 года в должности <данные изъяты> отдела развития научной инфраструктуры и высшей школы Управления по науке с внесением соответствующей записи в трудовую книжку.
Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случае нарушения трудовых прав работников, и суд, в силу абз. 14 ч. 1 ст. 21 и ст. 237 ТК РФ, вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных обстоятельств, заслуживающих внимания, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ").
Исходя из вышеизложенного, с учетом характера допущенного нарушения трудовых прав истца, степени вины работодателя, требований разумности и справедливости, судебная коллегия полагает правильным взыскать с ответчика в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 20 000 рублей. В остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 марта 2019 года отменить и вынести новое решение.
Признать незаконным приказ Департамента по науке и инновациям ЯНАО № 60-ЛС от 19.12.2018г. «О расторжении служебного контракта» с ФИО1.
ФИО1 восстановить на работе в Департаменте внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа с 01 января 2019 года в должности главного специалиста отдела развития научной инфраструктуры и высшей школы Управления по науке.
Взыскать с Департамента внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Председательствующий
Судьи