№ 33-1268 судья Семёнова Ю.А. 2013 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Буйнова Ю.К., Крыловой В.Н.
при секретаре Голубевой К.А.
10 апреля 2013 года
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Образцовой О.А.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Заволжского районного суда г. Твери от 25 января 2013 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий отдела в Заволжском районе УФМС России по Тверской области об отказе в регистрации по месту проживания и возложении обязанности зарегистрировать заявителя по адресу: <адрес>, а также взыскании судебных расходов в его пользу – отказать».
Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа отдела УФМС России по Тверской области в Заволжском районе г. Твери в регистрации по постоянному месту жительства и возложении обязанности на отдел в Заволжском районе г. Твери оформить регистрацию по постоянному месту жительства по адресу: <адрес>, а также взыскать в его пользу судебные расходы.
В обоснование требований сослался на то, что им для регистрации по месту жительства по указанному адресу были предоставлены все необходимые документы: паспорт, заявление о регистрации по установленной форме, договор социального найма от 26 июня 2012 года. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 02 декабря 1998 года № 4-П, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учёта не право, а обязанность зарегистрировать гражданина.
Однако в регистрации по месту жительства ему было отказано в связи с тем, что право оперативного управления на жилое помещение по данному адресу в ЕГРП не зарегистрировано. Отказ в регистрации по месту жительства является незаконным, нарушающим его права, препятствует реализации иных прав, непосредственно связанных с наличием регистрации.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. В возражениях на заявление ФИО1 указал, что в декабре 2012 года поступило заявление ФИО1 о регистрации его и членов его семьи по месту жительства по адресу: <адрес>, где в качестве наймодателя выступает ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, действующее от имени собственника жилого помещения Российской Федерации. Вместе с тем, согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области право оперативного управления на жилое помещение по адресу: <адрес> за Министерством обороны РФ не зарегистрировано. Таким образом, ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, выступающее в качестве наймодателя, не наделено полномочиями по заключению договора найма жилого помещения.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано, что суд принял немотивированное решение. Неясно, почему суд не принял в качестве доказательства законности договора социального найма решение Тверского гарнизонного военного суда от 10 мая 2012 года. Суд неправильно истолковал закон и пришёл к необоснованному выводу, что полномочия отдела на проверку подлинности представленных документов определены законом. При этом суд не принял во внимание постановление Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1998 года № 4-П. Суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции областного суда не явился представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещённый о времени и месте слушания дела. Извещение имеется в материалах дела. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав выступление ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей46 Конституции Российской Федерации и главой25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 обратился в ОУФМС в Заволжском районе г. Твери с заявлением о регистрации его по месту жительства по адресу: <адрес>, представив в качестве основания регистрации договор социального найма жилого помещения № 2449/тс от 28 июня 2012 года.
Письмом начальника отдела в Заволжском районе УФМС России по Тверской области от 19 декабря 2012 года в регистрации по указанному адресу ФИО1 было отказано, поскольку право оперативного управления на жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Суд первой инстанции признал данный отказ законным.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья3).
Во исполнение требований законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 17 июля 1995г. №713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.
В соответствии с частью1 статьи6 Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
В абзацах первом - пятом пункта16 Правил воспроизведен законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998г. №4-П по делу о проверке конституционности пунктов10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. №713).
Жилищные права и обязанности согласно статье10 Жилищного кодекса Российской Федерации возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Абзац пятый пункта16 Правил предусматривает, что гражданин предъявляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Законом введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья3). Ни Закон, ни Правила не предусматривают возможность отказа гражданину в регистрации по месту жительства при условии представления им необходимых документов (решение Верховного Суда РФ от 15 октября 2012г. №АКПИ12-1209).
Как видно из материалов дела, ФИО1 заинтересованному лицу как основание для регистрации по месту жительства по указанному им адресу представлен договор социального найма жилого помещения №2449/тс от 28 июня 2012 года, заключённый ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, в лице ФИО2 – начальника 1-го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, действующего на основании доверенности от 06 сентября 2011 года, и ФИО1
Заинтересованное лицо, отказывая ФИО1 в регистрации по месту жительства, полагает, как это следует из возражений на заявление ФИО1, что первоначально должно быть зарегистрировано в ЕГРП право оперативного управления Министерства обороны РФ на указанную квартиру.
В возражениях отдела УФМС России по Тверской области в Заволжском районе на апелляционную жалобу ФИО1 дополнительно указывается, что ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по заключению договора социального найма.
Однако доказательств, подтверждающих указанные доводы, заинтересованным лицом в нарушение требований статьи 249 ГПК РФ не представлено.
Из материалов дела следует, что квартира № в доме № по <адрес> является собственностью Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2012г. №422-р созданы, в том числе федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, сохранив его основные цели деятельности и предельную штатную численность; федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, сохранив его основные цели деятельности и предельную штатную численность. На Минобороны России возложена обязанность осуществлять функции и полномочия учредителя учреждений.
Согласно статьям 11, 110, 114, 115 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Таким образом, учреждение, которое выступает в договоре социального найма от имени Российской Федерации, создано Правительством РФ, а не Министерством обороны РФ.
Из представленных отделом в Заволжском районе УФМС России по Тверской области возражений неясно, на чём основаны доводы заинтересованного лица о необходимости регистрации права оперативного управления за Министерством обороны РФ и об отсутствии права у учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, от имени которого на основании доверенности действовал начальник 1-го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, на заключение договора социального найма с военнослужащим, получившим квартиру при увольнении со службы. Документального или нормативного обоснования данных доводов не приведено.
Решением Тверского гарнизонного военного суда от 10 мая 2012 года на начальника 1 отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ возложена обязанность заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>. Принимая решение, гарнизонный военный суд исходил из наличия у ФИО1 права на указанную квартиру. Решение вступило в законную силу. Как пояснил ФИО1 суду апелляционной инстанции, он вселился в указанную квартиру, проживает в ней. Право ФИО1 на данное жилое помещение никем не оспаривается.
В соответствии со статьёй 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьёй 13 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, положения нормативных актов, судебная коллегия полагает, что требования ФИО1 являются законными и обоснованными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления ФИО1
ФИО1 суду апелляционной инстанции представил заявление об отказе от требований о возмещении судебных расходов. Последствия отказа от заявленных требований ему судебной коллегией разъяснены и понятны, что следует из собственноручно написанного им заявления. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным принять отказ от требований о возмещении судебных расходов и прекратить в этой части производство по делу.
Руководствуясь статьями 220, 221, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда г. Твери от 25 января 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявление ФИО1 об оспаривании действий отдела в Заволжском районе УФМС России по Тверской области. Признать незаконным отказ начальника отдела в Заволжском районе УФМС России по Тверской области от 19 декабря 2012 года в регистрации ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес>. Обязать начальника отдела в Заволжском районе УФМС России по Тверской области зарегистрировать ФИО1 по адресу: <адрес>.
Производство по делу в части взыскания судебных расходов прекратить в связи с отказом ФИО1 от заявленных требований.
Председательствующий
Судьи