Судья - Курбанова Е.Н. Дело № 33-12683/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 июня 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.
судей: Кудинова А.В., Шакитько Р.В.
по докладу судьи Кудинова А.В.
при секретаре Лукки А.А.
с участием прокурора Шумовского А.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от <...>,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
<...> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО <...> и МБУЗ «ЦРБ <...>» и устранении выявленных нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора <...>< Ф.И.О. >5 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики КК в <...> по доверенности < Ф.И.О. >7, в судебном заседании заявленные требования прокурора <...> поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель МБУЗ «<...> больница МО <...>» по доверенности < Ф.И.О. >8, в судебном заседании с заявленными требованиям согласилась, против устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в вышеназванных ЛПУ при финансировании данных видов работ не возражала.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от <...> исковое заявление прокурора <...> в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворено в полном объеме.
Суд признал бездействие администрации МО <...>, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий в целях обеспечения условий доступности для инвалидов зданий детской поликлиники и Голубицкой амбулатории МБУЗ «ЦРБ <...>», являющихся объектами социальной инфраструктуры, незаконным;
Обязал МБУЗ «ЦРБ <...>» устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно:
- на пути ко входу в здание детской поликлиники МБУЗ «ЦРБ <...>» установить указатели направления движения в соответствии с требованиями п.4.1.3 СП 59.13330.2012; поручни пандуса привести в соответствие с требованиями п.<...> СП 59.13330.2012, п.5.2.4 < Ф.И.О. >12 51261; ширину проема внутренней строки входной двери в свету привести в соответствие с требованиям п.<...> СП 59.13330.2012; на прозрачное полотно входной двери нанести контрастную маркировку в соответствие с требованиями п.5.1.5 СП 59.13330.2012; ширину проема дверей, кабинетах привести в соответствие с требованиями п.п.6.3.2, 6.1.8 СП 59.13330.2012; доступные элементы здания обозначить специальными символами, указателями направления движения в соответствие с требованиями п. 5.5.1 СП 59.13330.2012; указать информацию о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) с дублированием рельефными знаками в соответствие с требованиями п.5.5.8 СП 59.13330.2012; установить знаки и указатели движения в зальных помещениях здания в соответствие с требованиями п.5.5.4, 5.5.6 СП 59.13330.2012; установить речевые информаторы и световые текстовые табло для вывода оперативной информации в соответствие с требованиями п.п.5.5.3, 5.5.4 СП 59.13330.2012;
- вход в здание Голубицкой амбулатории МБУЗ «ЦРБ <...>» оборудовать пандусом в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012; высоту порога входной двери привести в соответствие с требованиями п.5.1.4 СП 59.13330.2012; на пути движения к функциональной зоне (зоне оказания услуг) амбулатории высоту порогов или перепады высот привести в соответствие с требованиями п.5.2.4 СП 59.13330.2012; в функциональной зоне (золе оказания услуг) оборудовать окно для обслуживания инвалидов-колясочников высотой не более 0,85 м. в соответствие с требованиями п.7.1.9 СП 59.13330.2012; высоту порогов и ширину проемов дверей привести в соответствие с требованиями п.п.5.1.4, 6.3.2, 6.1.8 СП 59.13330.2012; в санитарно-гигиеническое помещение оборудовать кабиной для инвалидов в соответствие с требованиями п. 5.3.2 СП 59.13330.2012; установить знак доступности кабины для инвалидов в соответствие с требованиями п.5.3.6 СП 59.13330.2012; размер кабины, ширину ее двери, размер пространства для размещения кресла-коляски рядом с унитазом привести в соответствие с требованиям п. 5.3.3 СП 59.13330.2012; в санитарно-гигиеническом помещении установить откидные опорные поручни, штанги в соответствие с требованиями п.5.3.3 СП 59.13330.2012; в соответствие с требованиями п.5.3.6 СП 59.13330.2012 в санитарно-гигиеническом помещении установить систему тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с персоналом; обозначить специальными символами, указателями направления движения доступные элементы здания в соответствие с требованиями п. 5.5.1 СП 59.13330.2012; установить знаки и указатели движения в зальных помещениях здания в соответствие с п.5.5.4, 5.5.6 СП 59.13330.2012; установить речевые информаторы и световые текстовые табло для вывода оперативной информации в соответствие с требованиями п.п. 5.5.3, 5.5.4 СП 59.13330.2012.
Обязал администрацию МО <...> обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов зданий детской поликлиники и Голубицкой амбулатории МБУЗ «ЦРБ <...>».
В апелляционной жалобе представитель администрации МО <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В возражениях руководитель управления социальной защиты населения в <...>< Ф.И.О. >9, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил отказать в ее удовлетворении, оставив решение суда без изменения.
В возражениях помощник прокурора <...>< Ф.И.О. >5, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил отказать в ее удовлетворении, оставив решение суда без изменения.
Судебная коллегия, выслушав прокурора < Ф.И.О. >4 возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив жалобу, возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, По заданию прокуратуры края прокуратурой района с привлечением специалистов УСЗН в <...> проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильной категории граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <...> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии с Законом Краснодарского края от <...> № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» к категории маломобильных граждан отнесены инвалиды, лица старше 60 лет, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, и иные лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.
Также из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п. 4.1.3 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от <...> <...> (далее - СП 59.13330.2012), на пути к входу в здание детской поликлиники МБУЗ «ЦРБ <...>» (<...>), отсутствуют указатели направления движения; поручни пандуса не соответствуют требованиям п. <...> СП 59.13330.2012, п. 5.2.4 < Ф.И.О. >12 51261; ширина проема внутренней створки входной двери в свету не соответствует требованиям п. <...> СП 59.13330.2012; в нарушение п. 5.1.5 СП 59.13330.2012 на прозрачное полотно входной двери не нанесена контрастная маркировка; ширина проема дверей в кабинетах не соответствует требованиям п.п. 6.3.2, 6.1.8 СП 59.13330.2012; в нарушение п. 5.5.1 СП 59.13330.2012 доступные элементы здания не обозначены специальными символами, указатели направления движения отсутствуют; в нарушение п. 5.5.8 СП 59.13330.2012 информация о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) с дублированием рельефными знаками отсутствует; в нарушение п. 5.5.4, 5.5.6 СП 59.13330.2012 отсутствуют знаки и указатели движения в зальных помещениях здания; в нарушение п.п. 5.5.3, 5.5.4 СП 59.13330.2012 отсутствуют речевые информаторы и световые текстовые табло для вывода оперативной информации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что в настоящее время здание детской поликлиники МБУЗ «ЦРБ <...>», расположенное по адресу: <...>, недоступно для всех 4 категорий инвалидов, что является недопустимым.
При рассмотрении дела судом первой инстанции также установлено, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности для маломобильной категории граждан здания Голубицкой амбулатории МБУЗ «ЦРБ <...>» (ст. ФИО1, <...>), в ходе которой выявлены следующие нарушения: - в нарушение требований СП 59.13330.2012 на входе в здание не установлен пандус; высота порога входной двери не соответствует требованиям п. 5.1.4 СП 59.13330.2012; на пути движения к функциональной зоне (зоне оказания услуг) амбулатории высота порогов или перепад высот не соответствует требованиям п. 5.2.4 СП 59.13330.2012; в нарушение п. 7.1.9 СП 59.13330.2012 в функциональной зоне (зоне оказания услуг) отсутствует окно для обслуживания инвалидов-колясочников высотой не более 0,85 м.; высота порогов и ширина проема дверей не соответствуют требованиям п.п. 5.1.4, 6.3.2, 6.1.8 СП 59.13330.2012, в нарушение п. 5.3.2 СП 59.13330.2012 в санитарно-гигиеническом помещении здания не предусмотрена кабина для инвалидов; знак доступности кабины для инвалидов отсутствует (нарушение 5.3.6 СП 59.13330.2012); размер кабины, ширина ее двери, размер пространства для размещения кресла-коляски рядом с унитазом не соответствуют требованиям п. 5.3.3 СП 59.13330.2012; откидные опорные поручни, штанги отсутствуют (нарушение п. 5.3.3 СП 59.13330.2012); в нарушение п. 5.3.6 СП 59.13330.2012 система тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с персоналом, отсутствует; в нарушение п. 5.5.1 СП 59.13330.2012 доступные элементы здания не обозначены специальными символами, указатели направления движения отсутствуют; в нарушение п. 5.5.4, 5.5.6 СП 59.13330.2012 отсутствуют знаки и указатели движения в зальных помещениях здания; в нарушение п.п. 5.5.3, 5.5.4 СП 59.13330.2012 отсутствуют речевые информаторы и световые текстовые табло для вывода оперативной информации.
К доводам апелляционной жалобы о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также к ссылкам на нормы Закона Краснодарского края от <...> № 2848-КЗ «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», судебная коллегия относится критически, поскольку в заявлении прокурора от <...> изложены требования об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Требования об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан в данном заявлении отсутствуют.
Более того, выявленные прокуратурой района нарушения в деятельности муниципального образования <...> и МБУЗ «ЦРБ <...>» свидетельствуют о нарушении права маломобильной категории граждан на создание беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры (в данном случае - медицинской организации), а не о нарушении права граждан на получение медицинской помощи.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что здание детской поликлиники МБУЗ «ЦРБ <...>», расположенное по адресу: <...>, а также здание Голубицкой амбулатории МБУЗ «ЦРБ <...>», расположенное по адресу: ст. ФИО1, <...>, на праве собственности принадлежит муниципальному образованию <...>, таким образом, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о привлечении администрации муниципального образования <...> в качестве заинтересованного лица по настоящему гражданскому делу - обоснованным.
Кроме того, судом первой инстанции также установлено, что обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных категорий граждан к зданиямМБУЗ «ЦРБ Детская поликлиника» и Голубицкой амбулатории МБУЗ «ЦРБ <...>» не связано с получением медицинской помощи.
Более того, здания МБУЗ «ЦРБ Детская поликлиника» и Голубицкой
амбулатории МБУЗ «ЦРБ <...>» находится на праве оперативного управления в МБУЗ «ЦРБ <...>». В п. 4.7 Устава МБУЗ «ЦРБ МО <...>» указано, что финансирование учреждений осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что мероприятия, которые необходимо провести для устранения выявленных нарушений, в том числе в отношении зданий МБУЗ «ЦРБ Детская поликлиника» и Голубицкой амбулатории МБУЗ «ЦРБ <...>» относятся к реконструкции объектов здравоохранения и должны финансирования субвенциями из краевого бюджета, поскольку в соответствии с ст. 15, Федерального закона от <...><...> «О социальной защите инвалидов Российской Федераций» организаций независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Федеральным законом и содействовать удовлетворению их потребностей.
В соответствии с п. 4 ст. 3 закона Краснодарского края от <...> г.
№ 1229-КЗ «Об обеспечений беспрепятственного доступа маломобильных
граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в краснодарском крае» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся: организации образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения (в ред. Закона Краснодарского края от <...> N2833-K3); создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4, 6 ст. 5 закона Краснодарского края от <...> № 1229-КЗ «Об обеспечений беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в краснодарском крае» Организации независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие на территории Краснодарского края транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов и других объектов, позволяющих маломобильным гражданам беспрепятственно пользоваться их услугами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что администрацией МО <...> и МБУЗ «ЦРБ <...>» допущены существенные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. Бездействие указанных учреждений нарушает права неопределенного круга маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции от <...> является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от <...> - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >6 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: