Судья: Чащина Л.А. Дело № 33 - 12699
Докладчик: Зайцева Е.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 декабря 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего Зайцевой Е.Н.,
судей Бойко В.Н., Молчановой Л.А.,
при секретаре Недосековой И.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Анжеро-Судженского городского округа
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 22 сентября 2015 года
по иску ФИО1 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании незаконным решения об отказе в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛА:
.. .. ....ФИО1 в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации Анжеро-Судженского городского округа от .. .. ....*** об отказе в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Свои требования ФИО1 мотивировал тем, что является членом семьи, братом, нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: ....... .. .. .... он обратился в жилищный отдел Администрации Анжеро-Судженского городского округа с заявлением о принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
.. .. ....ФИО1 получил уведомление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что не были представлены документы, предусмотренные ч. 4ст. 52 ЖК РФ (справки о доходах за 12 месяцев).
Считает данное постановление незаконным в связи с тем, что он представил документы об отсутствии дохода, а именно справку из Межрайонной инспекции ФНС России *** по ... о том, что не состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя, и справку из ГКУ «Центр занятости населения» о том, что состоит на учете в качестве безработного. На момент предоставления справки пособия по безработице заявитель не получал.
ФИО1 просил суд признать незаконным постановление Администрации Анжеро-Судженского городского округа *** от .. .. .... и обязать Администрацию принять его на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, требования в части обязания Администрации Анжеро-Судженского городского округа принять ФИО1 на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма не поддержала, уточнила заявленные административные исковые требования, просила суд признать незаконным постановление Администрации Анжеро-Судженского городского округа *** от .. .. .....
Представитель административного ответчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа, ФИО3, действующая на основании доверенности, требования не признала, считает, что постановление администрации от .. .. ....*** законно, поскольку в ст. ... от .. .. ....***-ОЗ «О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими» указан перечень документов, предоставляемых для определения размера дохода. В ст. 5 данного Закона указаны виды доходов, учитываемые в целях признания граждан малоимущими. Из анализа указанных норм, а также Конституции РФ, следует, что для признания малоимущим гражданин должен иметь какой-либо доход и быть трудоспособным.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 22 сентября 2015 года постановлено:
Требования ФИО1 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании незаконным решения об отказе в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным п. 2 постановления Администрации Анжеро-Судженского городского округа *** от .. .. .... об отказе ФИО1 в постановке на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Возложить на администрацию Анжеро-Судженского городского округа обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма *** от .. .. .... и принять решение по результатам рассмотрения данного заявления, в соответствии с порядком, установленным ... от .. .. .... N 68-03 (ред. от .. .. ....) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", постановлением администрации Анжеро-Судженского городского округа от .. .. ....*** (ред. от .. .. ....) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Решение суда направить Главе администрации Анжеро-Судженского городского округа для устранения допущенного нарушения Закона в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Установить срок для исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Анжеро-Судженского городского округа обязанность сообщить в суд и административному истцу ФИО1 об исполнении решения суда не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С указанным решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 22 сентября 2015 года представитель Администрации Анжеро-Судженского городского округа не согласен, направил в суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение по делу.
В своем решении суд не указал основание, согласно которому трудоспособный гражданин, незанятый в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и не состоящий на учете в органе службы занятости в качестве безработного гражданина, должен быть признан органом местного самоуправления малоимущим;
Ссылка суда на то, что администрацией не истребована справка о пенсии необоснованна, так как ФИО1 не предоставил справку об инвалидности, согласно которой начисляется пенсия, а также возраст ФИО1 не является пенсионным, следовательно запросы в пенсионный фонд не делаются.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1ч.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного решения суда, которое следует рассматривать по правилам искового производства.
Так, согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Согласно п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основанием к обращению административного истца в суд, стал отказ органа местного самоуправления - Администрации Анжеро-Судженского городского округа в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно выписке из постановления Администрации Анжеро-Судженского городского округа от .. .. ....*** пункту 2, отказ в постановке на учет мотивирован не предоставлением ФИО1 перечня всех документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.
Об отказе в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 было направлено уведомление от .. .. ....***.
Функции по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, согласно Постановление администрации Анжеро-Судженского городского округа от .. .. .... N 668 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" возложены на жилищный отдел Управления строительства и жилищной политики администрации города. Управление строительства и жилищной политики администрации Анжеро-Судженского городского округа, в соответствии с утвержденной решением Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов от .. .. ....*** структурой администрации города, является органом администрации, не наделенным правами юридического лица.
Согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
При этом, в силу требований ч. 2 вышеуказанной статьи Закона, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Согласно п. 2 постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа от .. .. ....***ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (не представлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ) - п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым судебная коллегия согласна, об удовлетворении исковых требований, поскольку основания, указанные в качестве основания для отказа в постановке на жилищный учет не соответствуют закону.
Согласно ст.ст. 2, ... от .. .. ....*** «О порядке ведения органами местного самоуправления Кемеровской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления.
Согласно пункту 12 раздела 2.6.2 Административного регламента необходимо предоставить справку, подтверждающую статус малоимущего либо документы, определяющие размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 месяцев:
а) справка о зарплате - подлинник;
б) справка о стипендии - подлинник;
в) документ, подтверждающий суммы уплачиваемых (получаемых) алиментов - подлинник;
г) справка о суммах начисленных пенсий, доплат к ним и пособий - подлинник;
д) справка из органа социальной защиты населения о размере получаемых компенсационных (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и социальных выплат - подлинник;
е) документы о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина - подлинник;
ж) копии налоговых деклараций о доходах, в том числе о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, заверенные налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы за расчетный период - подлинник и копия;
з) акт сверки расчетов налогоплательщика по платежам в бюджет - подлинник.
При этом документы, указанные в пп. а) - в) п. 12 раздела 2.6.2 настоящего административного регламента, предоставляются заявителем. Документы, указанные в пп. г) - з) п. 12 раздела 2.6.2 настоящего административного регламента, запрашиваются специалистом, ответственным за предоставление муниципальной услуги по каналам межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п. 2.6.4 Административного регламента при постановке на учет в качестве малоимущего дополнительно необходимы также документы, в том числе документы, подтверждающие наличие или отсутствие трудовой деятельности на момент постановки на учет граждан (трудовая книжка, трудовой договор, справки и иные документы, содержащие сведения о работе) - подлинник и копия.
С заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в жилищный отдел Управления строительства и жилищной политики администрации городского округа ФИО1 обратился .. .. ...., приложив к заявлению справку БТИ, справка 8а из ЖЭУ; копию паспорта; копию свидетельства о смерти; копию договора социального найма жилого помещения; копию трудовой книжки ; справку из ЦЗН, согласно которой ФИО1 зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с .. .. ...., на момент выдачи справки пособие по безработице не получал (л.д.13).; справку из ФНС, что ФИО1 на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица не состоит, справку из мест лишения свободы.
Таким образом, ФИО1 обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложенная Законом, исполнена в полном объеме, в соответствии с требованиями установленного административного регламента, поскольку налоговые декларации, документы о выплатах, производимых центром занятости, Администрация Анжеро- Судженского городского округа должна запросить самостоятельно.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что несоблюдение процедуры, предусмотренной ... от .. .. ....*** (ред. от .. .. ....) «О порядке ведения органами местного самоуправления Кемеровской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в рамках действующего жилищного законодательства РФ, послужило основанием к принятию органом местного самоуправления решения об отказе в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, в частности п.2 в отношении ФИО1, что свидетельствует о незаконной правовой позиции в виде правового акта, влекущем нарушение жилищных прав гражданина.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Так, доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно указал на необходимость истребования справки об инвалидности, не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют действительности, решение суда не содержит выводов по инвалидности истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не указал основание, по которому трудоспособный гражданин, должен быть признан малоимущим, не могут быть приняты во внимание, не соответствуют сути разрешенного спора. Суд первой инстанции не разрешал и истец не заявлял требований о признании его малоимущим, равно как и ответчик не принимал решение по указанному вопросу, отказав в постановке на учет по причине непредставления документов, которые должен истребовать самостоятельно.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены или изменения не имеется. Представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, выводы суда мотивированы.
Руководствуясь ст. 327.1ч.1. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Анжеро-Судженского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Н.Зайцева
Судьи : В.Н.Бойко
Л.А.Молчанова