АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 февраля 2019 г. г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | ФИО1, |
судей | ФИО2, ФИО3, |
при секретаре | ФИО4, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО5 к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым о внесении изменений в постановление, понуждении заключить договор, по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 октября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
25 июля 2018 года ФИО5 обратился в суд с иском к Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент), в котором просит обязать Администрацию внести изменения в пункт 1 постановления № 305-п от 26 февраля 2018 года «О включении земельного участка в состав казны и в Реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и заключении договора аренды земельного участка по адресу: <данные изъяты>, домовладение № <данные изъяты> в порядке переоформления прав» в части неверного указания кадастровой стоимости земельного участка; обязать Департамент в течение 14-ти дней с момента вступления в законную силу судебного решения заключить с ним договор аренды земельного участка с кадастровым <данные изъяты> которым установить нормативную цену (кадастровую стоимость) земельного участка в размере 1481883,45 руб., а размер ежегодной арендной платы - в размере 14818,83 руб.
Исковые требования обоснованы тем, что он является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> на основании договора аренды от 23 июня 2008 года. 28 марта 2017 года он обратился в Департамент для переоформления договора аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации. 26 февраля 2018 года Администрацией было вынесено постановление о включении указанного земельного участка в состав имущества казны муниципального образования городской округ Ялта с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» и заключении с ним договора аренды на срок до 18.08.2057 года. Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Администрации в размере 2695037,05 руб. На основании указанного постановления Департаментом был подготовлен проект договора аренды земельного участка и предоставлен ему для подписания. В пункте 3.2 проекта договора аренды указано, что размер ежегодной арендной платы составляет 107801,48 руб., расчет которой приведен в приложении № 1 к Договору, исходя из размера арендной платы, указанного в договоре аренды от 23 июня 2008 года и дополнительных соглашений к нему. Однако он с данным расчетом не согласен по тем основаниям, что он должен быть произведен из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1481883,45 руб., которая была установлена на момент его обращения с заявлением о перезаключении договора аренды и внесена в ЕГРН.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 октября 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО5 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО5 просит данное решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение норм материального и процессуального права.
При этом указывает, что суд при разрешении спора не учел требования ст. 39 ЗК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», и не обратил внимания на то, что положения раздела 3 Положения о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», прямо противоречат требованиям действующего федерального земельного законодательства, в связи с чем не могут применяться при установлении размера арендной платы за землю.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 - ФИО6 поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
Представители ответчиков - Администрации и Департамента в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав судью-докладчика, объяснения представителя истца, исследовав материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба является необоснованной и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО5, суд первой инстанции исходил из того, что расчет арендной платы за землю, установленный в пункте 1 постановления Администрации № 305-п от 26 февраля 2018 года и предусмотренный пунктом 3.2 договора аренды земельного участка соответствует требования действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Из материалов дела усматривается, что 23 июня 2008 года между Ливадийским поселковым советом как арендодателем с одной стороны и ФИО5 как арендатором с другой стороны был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,1130 га, расположенного по адресу: г<данные изъяты>, домовладение № <данные изъяты> индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства (далее - Договор).
Согласно пункту 2.3 Договора нормативная денежная оценка земельного участка составляет 155617,65 гривен.
В соответствии с пунктом 3.1 Договор заключен на 49 лет.
Пунктом 4.1 Договора установлен размер годовой арендной платы за пользование объектом аренды 7051,82 гривен, что согласно расчету размера арендной платы составляет 4,5% от нормативной денежной оценки земельного участка.
Договор был зарегистрирован в КРФ ГП «ЦГЗК» при Госкомземе Украины, о чем в Государственном реестре земель сделана запись от 19 августа 2008 года.
29 ноября 2011 года между Ливадийским поселковым советом и ФИО5 было заключено дополнительное соглашение к Договору аренды, в соответствии с которым пункт 2.3 Договора изложен в новой редакции, согласно которой нормативная денежная оценка земельного участка составляет 552377,45 гривен, а пункт 4.1 Договора изложен в новой редакции, согласно которой арендная плата установлена в размере 4-х кратного размера земельного налога и составляет 22095,10 гривен.
Дополнительное соглашение к Договору аренды зарегистрировано в КРФ ГП «ЦГЗК» при Госкомземе Украины, о чем в Государственном реестре земель сделана запись от 5 ноября 2012 года.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК установлены особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым (далее - Закон № 38-ЗРК).
Согласно части 9 ст. 3 Закона № 38-ЗРК право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 12-14 ст. 3 Закона № 38-ЗРК положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации (ч. 12).
Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2019 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (ч. 13).
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (ч. 14).
28 марта 2017 года ФИО5 обратился в Администрацию, которая является правопреемником Ливадийского поселкового совета в спорном правоотношении, с заявлением о предоставлении земельного участка <данные изъяты> в его пользовании на основании договора аренды от 23 июня 2008 года и дополнительного соглашения к нему от 29 ноября 2011 года, в порядке переоформления данного права.
Постановлением Администрации № 305-п от 26 февраля 2018 года земельный участок площадью <данные изъяты><данные изъяты>, с кадастровой стоимостью 2695037,05 руб. из категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» включен в Реестр муниципальной собственности и в состав имущества казны муниципального образования городской округ Ялта. Департамент обязан заключить с ФИО5 договор аренды указанного земельного участка сроком до 18.08.2057 года.
На основании данного постановления Департамент подготовил проект договора аренды земельного участка и направил его для подписания ФИО5
По условиям проекта Договора размер арендной платы за земельный участок составляет 107801,48 руб., а кадастровая стоимость земельного участка - 2695037,05 руб.
Полагая, что расчет арендной платы произведен с нарушением требований постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», ФИО5 направил в Департамент протокол разногласий к Договору, в котором предложил согласовать арендную плату в размере 14818,83 руб. в год и кадастровую стоимость земельного участка в размере 1481883,45 руб.
Ответ на данное обращение дан не был.
Согласно пункту 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, предусматривающий, что любое ее использование осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации 16 июля 2009 г. издало постановление № 582, которым утвердило Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Постановление № 582).
Согласно Постановлению № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений;
принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 16 раздела IV Методических рекомендаций в целях применения принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости (далее - Принцип № 3), рекомендуется в порядке определения размера арендной платы установить случаи расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельных участков, на основе рыночной стоимости земельных участков или рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 23 раздела V Методических рекомендаций в целях применения принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков (далее - Принцип № 4) в порядке определения размера арендной платы рекомендуется предусматривать, что при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двукратного размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Согласно пункту 1 ст. 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;
определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 24.17 Закона № 135-ФЗ датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
29 ноября 2016 года Советом министров Республики Крым принято распоряжение № 1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым».
Однако согласно пункту 13 данного распоряжения оно вступает в силу после принятия дополнительного решения о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
Пунктом 3 ст. 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Решением 39-й сессии первого созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 декабря 2016 г. № 17 утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Положение).
Пунктом 3.4 Положения предусмотрено, что плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 года, признается равной платежам, установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 и если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка с учетом коэффициентов инфляции, установленных в приложении № 1 к настоящему Положению.
При заключении договора аренды по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», плата устанавливается в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения в следующих случаях:
а) если плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 года, не соответствовала законодательству, действующему до 21 марта 2014 года (за исключением случаев, когда такой размер арендной платы будет меньше, чем в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта);
б) если существенно меняются условия договоров (изменение площади земельного участка более чем на 10 процентов, изменение категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка) права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 года;
в) если в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка не установлена нормативная денежная оценка земельного участка (за исключением случаев, когда такой размер арендной платы будет меньше, чем в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта).
Подпунктом «б» пункта 3.2 Положения установлено, что годовой размер арендной платы для земельных участков, видом разрешенного использования которых согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков являются коды 1.0 - 1.18, 2.0 - 2.3, 2.7 - 2.7.1, 3.0 - 3.10.2 (за исключением объектов негосударственной и немуниципальной собственности), 6.10, 8.0 - 8.4, 10.0 - 10.4, 11.0 - 11.3, 12.0 - 12.2, 13.1 - 13.3 составляет 1 процент от нормативной цены земельного участка.
Согласно части 1 ст. 25 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» (далее - Постановление N 319) нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 1).
Статьей 11 Закона № 38-ЗРК предусмотрено, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков (часть 1).
До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков (часть 2).
Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым (часть 3).
12 ноября 2014 года Советом министров Республики Крым принято постановление № 450 «О плате за земельные участки, которые распложены на территории Республики Крым» (далее - Постановление № 450).
Пунктом 1 Постановления № 450 установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.
При пересчете нормативной цены земельного участка, установленной до 1 января 2014 года, учитываются коэффициенты инфляции, установленные приложением 4 к настоящему постановлению, а при пересчете нормативной цены земельного участка сельскохозяйственного назначения (вид угодий - пашня), установленной до 1 января 2012 года, кроме коэффициентов инфляции учитывается также коэффициент 1,756.
Нормативная цена, установленная по состоянию на 2014 год, начиная с 1 января 2015 года ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 2.1 Постановления 450 нормативная цена земельного участка используется для целей налогообложения, определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
На момент направления истцу Департаментом проекта Договора аренды дополнительное решение о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Советом министров Республики Крым принято не было, в связи с чем арендодателем расчет арендной платы был правомерно произведен из нормативной цены земельного участка.
Согласно дополнительному соглашению от 29 ноября 2011 года к Договору аренды от 19 августа 2008 года нормативная денежная оценка земельного участка составляла 552377,45 гривен.
Согласно приложению № 4 к Постановлению № 450 коэффициент инфляции с 2011 по 2013 год составлял 1.
Индекс инфляции за 2015 год составил 1,122, за 2016 год - 1,058, за 2017 г. - 1,04, за 2018 год 1,04.
Таким образом, нормативная цена спорного земельного участка на момент направления истцу Департаментом проекта Договора аренды была правильно рассчитана в размере 695037,05 руб. (552377,45х3,8х1,122х1,058х1,04х1,04).
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение данной нормы процессуального права истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований перечисленных в пункте 3.4 Положения для установления ему арендной платы в размере, предусмотренном подпунктом «б» пункта 3.2 Положения, т.е. 1% от нормативной цены земельного участка.
В соответствии со ст. 21 Закона Украины «Об аренде земли», действующего на момент заключения Договора аренды земли от 19 августа 2008 года, арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.
Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливается по соглашению сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Украины).
Согласно ст. 288.5. раздела XIII Налогового кодекса Украины размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, однако годовая сумма платежа для земель всех категорий, кроме земель сельскохозяйственного назначения, не может быть меньше, чем трехкратный размер земельного налога, который устанавливается этим разделом, и не может превышать 12 процентов нормативной денежной оценки.
Согласно ст. 274.1. Налогового кодекса Украины ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1 процента от их нормативной денежной оценки.
В соответствии с дополнительным соглашением от 29 ноября 2011 года к Договору аренды от 19 августа 2008 года размер арендной платы устанавливается в размере 4-х кратного размера земельного налога, что в соответствии с указанными выше положениями Налогового кодекса Украины составляет 4 % от нормативной денежной оценки земельного участка.
Таким образом, в проекте Договора аренды арендная плата правомерно установлена в размере 4-х процентов от нормативной цены земли, что составляет 107801,48 руб. (2695037,05х4%) и соответствует размеру арендной платы, установленной ранее заключенным договором аренды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований ФИО5
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и выводы суда первой инстанции не опровергают.
Оснований для установления истцу арендной платы в размере, не превышающем в два раза размер земельного налога, согласно Постановлению № 582 и пункту 23 раздела V Методических рекомендаций не имеется, поскольку земельный участок предоставляется истцу в аренду не в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом изложенного, судебная коллегия оставляет решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинский городской суд Республики Крым от 30 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: