Судья Дергачева Н.В. Дело № 33-1269/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Гулящих А.В., Петровой Л.С.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 21 марта 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе СТП на решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 03 ноября 2017 года, которым
исковые требования СТП к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике о включении периода работы в срок службы для назначения пенсии за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения СТП и её представителей САН и НЕВ, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя УФСИН России по Удмуртской Республике ШТН и представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике ВНП, полагавших жалобу необоснованной, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
СТП обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (далее – УФСИН России по Удмуртской Республике) о включении периода работы в срок службы для назначения пенсии за выслугу лет и назначении пенсии за выслугу лет. В обоснование указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проходила службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы в качестве сотрудника, имеющего специальное звание, в должностях контролера с присвоением звания «рядовая внутренней службы» (с ДД.ММ.ГГГГ), бухгалтера финчасти (с ДД.ММ.ГГГГ). Уволена ДД.ММ.ГГГГ с должности бухгалтера по внебюджету СИ-1 по собственному желанию. При поступлении на службу она дала письменное обязательство прослужить в органах внутренних дел не менее трех лет (в соответствии с п. 5 Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденного Постановлением Совмина СССР № 778 от 23 октября 1973 года). На момент перемещения на должность бухгалтера срок обязательства не истек. Указывает, что на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» она имеет право на пенсионное обеспечение за выслугу лет как лицо, имеющее на день увольнения со службы выслугу на службе в учреждении уголовно-исполнительной системы свыше 20 лет. Поскольку в назначении указанной пенсии УФСИН России по Удмуртской Республике ей отказано, считая данный отказ неправомерным, просила включить период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в срок службы для назначения пенсии за выслугу лет, назначить ей пенсию за выслугу лет.
Определением от 14 августа 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено Федеральное казённое учреждение Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (далее - ФКУ СИ-1 УФСИН России по Удмуртской Республике).
В судебном заседании представители истца НЕВ и САН данные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель УФСИН России по Удмуртской Республике ШТН исковые требования СТП не признала. Ссылаясь на отсутствие правовых оснований включения спорного периода работы истицы в должности бухгалтера по трудовому договору, не связанного с прохождением службы, в выслугу лет для назначения пенсии. Также указывала на пропуск истцом срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренный ч.1 ст.392 ТК РФ, поскольку увольнение имело место в 2003 году, обращение в суд последовало лишь в 2017 году.
Представитель ФКУ СИ-1 УФСИН России по Удмуртской Республике ВНП иск полагала необоснованным. Суду пояснила, что СТПДД.ММ.ГГГГ была назначена на должность бухгалтера финансовой части СИ-1, с освобождением от должности контролера по собственному желанию, в которой она работала с ДД.ММ.ГГГГ в специальном звании «рядовая внутренней службы». Однако должность бухгалтера не предусматривала присвоение специального звания, потому в дальнейшем СТП продолжила свою трудовую деятельность на должности гражданского персонала. На момент увольнения СТП (ДД.ММ.ГГГГ) с должности бухгалтера, срок её службы в учреждении уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) составил 2 года 7 месяцев. Так же заявила о пропуске истцом срока на обращение в суд за защитой нарушенных прав, установленный ч. 1 ст. 392 ГПК РФ.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе СТП просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Приводит доводы о том, что приказ, которым она назначена на должность бухгалтера, фактически является переводом по службе, поскольку не содержит указание об увольнении с должности контролера. Отдельного приказа о приёме на работу бухгалтером так же не имеется. Ссылается на невозможность её увольнения при наличии данного ею обязательства о службе в органах внутренних дел не менее трёх лет. Полагает, что суду надлежало выяснить исполняемые ею должностные обязанности в подтверждение особых условий прохождения ею службы в неблагоприятных условиях.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Удмуртской Республике приводит доводы о законности приятого судебного решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ № 4468-I).
В ст. 1 Закона РФ № 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.
На основании п. «а» ст. 13 Закона РФ № 4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст.1 указанного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона РФ № 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» определены периоды, включаемые в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел.
На основании ст. 18 Закона РФ № 4468-1, п. 1 вышеуказанного Постановления № 941 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, а также в выслугу лет после увольнения со службы засчитывается время работы до зачисления на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, СТПДД.ММ.ГГГГ была принята на должность контролера охраны СИ-1 УИТУ МВД УАССР, с присвоением специального звания «рядовая внутренней службы» (приказ начальника СИ-1 УИТУ МВД УАССР № от ДД.ММ.ГГГГ).
С ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления она назначена на должность бухгалтера финансовой части СИ-1 УИТУ МВД УАССР (категория персонала – служащий), с освобождением от ранее занимаемой должности контролера по собственному желанию (приказ начальника СИ-1 УИТУ МВД УАССР № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно штатному расписанию (утв. Приказом МВД УАССР № от ДД.ММ.ГГГГ) должность бухгалтера финансовой части не предусматривала присвоения специального звания.
ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с должности бухгалтера по внебюджету СИ-1 УИН Минюста России на основании ст. 80 ТК РФ по собственному желанию (приказ начальника СИ-1 УИН Минюста России по УР № л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
На обращение СТП в 2017 году о назначении пенсии за выслугу лет как прослужившей в учреждении УИС свыше 20 лет, сообщением УФСИН России по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ за № в назначении ей данной пенсии отказано в связи с тем, что период её службы в УИС составляет 2 года 7 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), что менее необходимых 20 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в выслугу лет периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в срок службы истца для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам УИС засчитывается только служба на должностях рядового и начальствующего состава, кроме того закон не предусматривает каких-либо исключений относительно пенсионного обеспечения лиц, замещавших не аттестованные должности.
Судебная коллегия полагает такие выводы суда правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Из представленных штатных расписаний СИ-1, личного дела СТН, личных карточек на денежное довольствие, лицевых счетов следует, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ истица относилась к категории вольнонаемного состава, специальное звание ей не присваивалось, и выплаты, предусмотренные для лиц, проходящих службу на должностях рядового и начальствующего состав, не производились.
Поскольку в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера финчасти СТП не являлась аттестованным сотрудником внутренних дел, с присвоением специального звания, отсутствуют правовые основания для включения указанного спорного периода её работы в выслугу лет для назначения ей пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ № 4468-1.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований о включении спорного периода работы в трудовой стаж, дающий право на получение пенсии по выслуге лет, и назначения пенсии по выслуге лет, не имеется.
Таким образом, при разрешении дела судом не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для иных выводов и для переоценки представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Первомайского районного суда Удмуртской Республики от 03 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу СТП – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: