Судья: Фомина И.А. гр. дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11октября 2017 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Самчелеевой И.А.,
судей: Тароян Р.В., Смирновой Е.И.,
с участием прокурора Тихоновой Ю.В
при секретаре Латыповой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 июля 2017 г., которым постановлено:
«Исковое заявление заместителя прокурора Промышленного района г. Самары к Главе городского округа Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать Главу г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара в пределах предоставленных законом полномочий осуществить учет и включить в реестр муниципального имущества г.о.Самары игровое оборудование (качели на металлических стойках двухместные - 1 шт.; качели на металлических стойках одноместные - 1 шт.; карусель - 1 шт.; песочница - 1 шт.; детский игровой комплекс - 1 шт.; каркасы фундамента для скамеек - 19 шт.,), установленное на детской площадке, расположенной в районе <адрес>
В удовлетворении остальной части иска отказать…».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тароян Р.В., объяснение представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Промышленного района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Главе г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о возложении обязанности, указывая на то, что прокуратурой Промышленного района г. Самары по результатам рассмотрения обращения ФИО1, поступившего из Аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, установлено, что игровое оборудование на детской площадке, расположенной в районе домов №, № по <адрес> не соответствуют ГОСТ 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и скрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», а именно: оборудование имеет шероховатые поверхности, элементы со сколами, а также выступающие элементы с острыми концами. По результатам проверки доводов обращения также установлено, что игровое оборудование, установленное на площадке по указанному адресу, в реестр муниципального имущества г.о. Самара не включено, контроль за эксплуатацией и обслуживанием оборудования органами местного самоуправления не осуществляется, обязанность по реализации указанных полномочий на какие-либо обслуживающие организации не возлагалась, представление прокурора с требованием о принятии игрового оборудования на баланс и последующей передачи его в ведение Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара оставлено без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что бездействие уполномоченных органов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей города Самара, в том числе несовершеннолетних, на безопасное использование указанного игрового оборудования, прокурор с учетом уточненных исковых требований просил суд обязать Главу г.о. Самара и Департамент управления имуществом оформить право муниципальной собственности г.о. Самара на движимое имущество – игровое оборудование, установленное на детской площадке, расположенной в районе домов №, № по <адрес>, осуществить его учет и включить в реестр муниципального имущества г.о. Самара: качели на металлических стойках двухместные - 1 шт.; качели на металлических стойках одноместные - 1 шт.; карусель - 1 шт.; песочница - 1 шт.; детский игровой комплекс - 1 шт.; каркасы фундамента для скамеек - 19 шт., обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара включить следующее движимое имущество - игровое оборудование, установленное на детской площадке, расположенной в районе домов №, № по <адрес> в перечень имущества для передачи муниципальному образованию внутригородскому Промышленному району г. Самара: качели на металлических стойках двухместные - 1 шт.; качели на металлических стойках одноместные - 1 шт.; карусель - 1 шт.; песочница - 1 шт.; детский игровой комплекс - 1 шт.; каркасы фундамента для скамеек - 19 шт.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ в части обязания Главы г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара осуществить учет и включить в реестр муниципального имущества г.о. Самара игровое оборудование, на детской площадке, расположенной в районе домов №, № по <адрес> отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении указанных требований отказать, по доводам апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы, дав аналогичные жалобе пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 48, ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, в порядке, предусмотренным ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Судом установлено и из материалов дела следует, что по факту обращения ФИО1 поступившему из Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, прокуратурой Промышленного района г. Самары проведена проверка по результатам которой установлено, что игровое оборудование, установленное на площадке по адресу: <адрес>, не соответствует ГОСТ 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» - оборудование имеет шероховатые поверхности, элементы со сколами, а также выступающие элементы с острыми концами (л.д.7-13).
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Промышленного района г. Самара в адрес руководителя Департамента управления имуществом вынесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего устройство и содержание детских игровых и спортивных площадок с требованием принять игровое оборудование на баланс и последующей передачи его в ведение Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара (л.д.14-16). устранить допущенные нарушения законодательства,
Из ответа Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное представление прокурора следует, что представление оставлено без удовлетворения, в связи с тем, что игровое оборудование, установленное на детской площадке, расположенной в районе домов №, № по <адрес> в собственность муниципального образования г.о. Самара не приобреталось, сведения о данном имуществе в реестре муниципального имущества г.о. Самара не учтены, обращения об учете в реестре муниципального имущества г.о. Самара, а также сведения о наличии бесхозяйного имущества по указанному адресу в Департамент не поступали, сведениями о лице, осуществившем установку данного игрового оборудования на детской игровой площадке по вышеуказанному адресу, Департамент не располагает (л.д.17-19).
Таким образом, установлено, что игровое оборудование, установленное на детской площадке, расположенной в районе домов №, № по <адрес> является бесхозяйным движимым имуществом.
Данные обстоятельства стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
В соответствии со ст.16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения внутригородского района относится утверждение правил благоустройства территории внутригородского района, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории внутригородского района (п.10 ч.1).
Согласно ч.2 ст. 16.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских округов.
Полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородских районов по решению установленных частью 1 и в соответствии с частью 2 настоящей статьи вопросов местного значения внутригородских районов могут разграничиваться законами субъекта Российской Федерации между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов (ч.3 ст.16.2).
Состав муниципального имущества внутригородских районов определяется законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для внутригородских районов настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.16.2).
В соответствии с п.4 ст.45 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Устав), от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Статьей 46.1. Устава к полномочиям Главы городского округа Самара по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара отнесено, в том числе, принятие решения о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара.
Согласно п. «б» ст.47 Устава, Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Согласно п.п.«ж» п.4 ст. 45 Устава, управление и распоряжение собственностью городского округа Самара осуществляется, в том числе, на основе принципа обеспечения сохранности муниципального имущества путем осуществления контроля за его использованием.
Согласно п.2.3 Постановления Самарской Городской Думы от 30.05.2002 г. №154 «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара» муниципальное имущество городского округа Самара образуется, в том числе, за счет бесхозяйного имущества, признанного муниципальной собственностью городского округа Самара в установленном законодательством порядке.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара (далее - Порядок).
Согласно п.1.2 данного Порядка определено, что под объектом, имеющим признаки бесхозяйного имущества, понимаются вещи, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственник отказался.
Согласно п.1.3. Порядка, выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице своих территориальных органов (далее – администрация соответствующего района) по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших, в том числе, из заявлений и обращений граждан.
В соответствии с п.1.4. Порядка формирование пакета документов для оформления права муниципальной собственности осуществляет администрация соответствующего района.
Согласно п.1.5. Порядка, оформление права муниципальной собственности городского округа Самара в отношении бесхозяйного недвижимого имущества и учет бесхозяйного недвижимого и движимого имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно п. 1.7. Порядка, приобретателем бесхозяйного движимого и недвижимого имущества (долей в праве собственности на данное имущество) является муниципальное образование городской округ Самара.
Постановлением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ согласованы перечни имущества, подлежащего передаче муниципальному образованию внутригородскому Промышленному району г. Самара.
Согласно списку перечня имущества, переданному муниципальному образованию внутригородскому Промышленному району г. Самары, игровое оборудование, установленное на детской площадке, расположенной в районе домов №, № по <адрес> в данном перечни отсутствует (л.д.24-26).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение указанных законодательных норм, ответчиками в пределах предоставленных им полномочий не осуществлен учет указанного бесхозяйного имущества, т.к. игровое оборудование, установленное на детской площадке, расположенной в районе домов №, № по <адрес> не включено в реестр муниципальной собственности.
Оценивая установленные обстоятельства, учитывая вышеприведенные нормы права, суд обоснованно обязал Главу г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара в пределах предоставленных законом полномочий осуществить учет и включить в реестр муниципального имущества г.о. Самары игровое оборудование (качели на металлических стойках двухместные - 1 шт.; качели на металлических стойках одноместные - 1 шт.; карусель - 1 шт.; песочница - 1 шт.; детский игровой комплекс - 1 шт.; каркасы фундамента для скамеек - 19 шт.,), установленное на детской площадке, расположенной в районе домов №№ по <адрес>
При этом отказывая в удовлетворении требований в части обязании Департамента управления имуществом г.о. Самара включить игровое оборудование в перечень имущества в целях передачи его внутригородскому Промышленному району г. Самары суд правильно исходил из того, что в силу норм Закона Самарской области от 06.07.2015 г. № полномочия Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара по приобретению права собственности на бесхозяйственные вещи не разграничены.
Также суд правильно пришел к выводу, что требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по оформлению права муниципальной собственности г.о. Самара на движимое имущество (игровое оборудование) не основано на законе.
Судебная коллегия признает выводы суда правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г.о. Самара о том, что Глава г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями по включению движимого имущества в реестр муниципальной собственности г.о. Самара и ведению указанного реестра, не могут служить основанием для отмены решения суда по следующим основания.
Согласно п.4 ст. 45 Устава г.о. Самара Самарской области, принятого решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. №, от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В силу ст. 46.1. данного Устава, к полномочиям Главы городского округа Самара по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара отнесено, в том числе, принятие решения о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара.
Учитывая указанные нормы права, судебная коллегия полагает, что оснований для освобождения ответчика от ответственности не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ, и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара – без удовлетворения.
Настоящее определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: