ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1272/2021 от 25.11.2021 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело Председательствующий ФИО5

Апелляционное определение

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО5

судей ФИО5. и ФИО5

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации <адрес> к ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5 о признании проживания незаконным и выселении

по частной жалобе истца на определение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия

установила:

Администрация <адрес> обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным проживание ответчиков в жилых помещениях для временного поселения вынужденных переселенцев и обязать из освободить занимаемые жилые помещения по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ работниками администрации Центрального административного округа <адрес> было обследовано состояние казарм (помещений), предназначенных для временного поселения вынужденных переселенцев, по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что проживающим там лицам оказана государственная поддержка в виде компенсации за утраченное жилье и выданы жилищные сертификаты на приобретение жилья. Поскольку договор найма заключался на срок, не превышающий срок действия статуса вынужденного переселенца, и ответчикам оказана государственная поддержка, истец полагал их проживание в указанных помещениях незаконным.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление оставлено без рассмотрения по причине отсутствия у муниципального образования права требования выселения жильцов из занимаемых жилых помещений по указанному адресу, а также того, что должностные лица администрации <адрес> не уполномочены подписывать иски о признании проживания незаконным и выселении.

Определение суда обжаловано главой администрации <адрес>ФИО5, который просит об отмене определения суда и направлении дела для рассмотрения по существу.

Ответчики ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, прокурор, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав мнение представителя истца ФИО5, поддержавшую доводы жалобы, ответчиков ФИО5, ФИО5, представителя ответчиков ФИО5, настаивавших на законности определения суда об оставлении искового заявления без рассмотрения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 131 ГПК РФ исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у представителя полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. В случае, если исковое заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска, суц оставляет исковое заявление без рассмотрения (абз. 4 ст. 222 ГПК РФ).

Оставляя исковое заявление без рассмотрения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у муниципального образования отсутствует право требования выселения жильцов из занимаемых жилых помещений по указанному адресу и должностные лица администрации <адрес> не уполномочены подписывать иски о признании проживания незаконным и выселении.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом.

Из материалов дела усматривается, что помещения по адресу: <адрес> находятся в аварийном состоянии, что подтверждается заключением строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ

В реестре государственного имущества Республики Ингушетия указанные помещения не значатся и не принадлежат ответчикам на праве собственности, что подтверждается письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлениями об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствую сведения об объекте недвижимости по адресу <адрес>.

Между тем, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование "<адрес>" является городским поселением. Все земли в границах муниципального образования "<адрес>", независимо от форм собственности и целевого назначения, входят в состав территории городского округа и являются землями поселения (землями населенных пунктов). В состав территории <адрес> входит территория, предназначенная для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры в соответствии с генеральным планом (ст. 10 Устава муниципального образования "<адрес>" Республики Ингушетия, принятого Решением городского совета Муниципального образования "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 5/22-1, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 38/150-2).

Сторонами не оспаривается, что помещения по адресу: <адрес> расположены на территории <адрес>.

Учитывая, что территория, на которой расположены жилые помещения по адресу: <адрес>, не разграничена и находится на территории <адрес>, коллегия полагает, что в силу ст. 10 Устава у администрации <адрес> имеется право на обращение в суд с указанным иском.

Кроме того, право подписания и.о. главы администрации <адрес>ФИО5 на ДД.ММ.ГГГГ подтверждается распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на ФИО5 возложено исполнение обязанностей главы администрации <адрес> на период временной нетрудоспособности ФИО5, а также электронным листком нетрудоспособности ФИО5 и табелем учета использования рабочего времени за апрель 2021 г.

В обоснование довода о том, что с данным иском полномочно обратиться лишь Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия, представитель ответчиков ФИО5 ссылалась на постановление Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "Об уполномоченном органе исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", согласно которому в целях реализации Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 56-РЗ "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия" Правительство Республики Ингушетия установило, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия является уполномоченным органом по осуществлению полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В пп. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Вместе с тем, обстоятельства, на которые ссылается сторона ответчиков не свидетельствуют о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия является собственником указанной недвижимости, поскольку оно наделено лишь правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, коллегия находит доводы частной жалобы истца обоснованными, в связи с чем определение суда подлежит отмене, а дело – направлению в суд первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Частную жалобу администрация <адрес> удовлетворить.

Определение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым оставлено без рассмотрения исковое заявление администрации <адрес> к ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5 о признании проживания незаконным и выселении отменить.

Дело направить в Магасский районный суд Республики Ингушетия для рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи

Дело Председательствующий ФИО5

Апелляционное определение

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО5

судей ФИО1 и ФИО2

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации <адрес> к ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5 о признании проживания незаконным и выселении

по частной жалобе истца на определение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия

установила:

Администрация <адрес> обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным проживание ответчиков в жилых помещениях для временного поселения вынужденных переселенцев и обязать из освободить занимаемые жилые помещения по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ работниками администрации Центрального административного округа <адрес> было обследовано состояние казарм (помещений), предназначенных для временного поселения вынужденных переселенцев, по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что проживающим там лицам оказана государственная поддержка в виде компенсации за утраченное жилье и выданы жилищные сертификаты на приобретение жилья. Поскольку договор найма заключался на срок, не превышающий срок действия статуса вынужденного переселенца, и ответчикам оказана государственная поддержка, истец полагал их проживание в указанных помещениях незаконным.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление оставлено без рассмотрения по причине отсутствия у муниципального образования права требования выселения жильцов из занимаемых жилых помещений по указанному адресу, а также того, что должностные лица администрации <адрес> не уполномочены подписывать иски о признании проживания незаконным и выселении.

Определение суда обжаловано главой администрации <адрес>ФИО5, который просит об отмене определения суда и направлении дела для рассмотрения по существу.

Ответчики ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, прокурор, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав мнение представителя истца ФИО5, поддержавшую доводы жалобы, ответчиков ФИО5, ФИО5, представителя ответчиков ФИО5, настаивавших на законности определения суда об оставлении искового заявления без рассмотрения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 131 ГПК РФ исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у представителя полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. В случае, если исковое заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска, суц оставляет исковое заявление без рассмотрения (абз. 4 ст. 222 ГПК РФ).

Оставляя исковое заявление без рассмотрения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у муниципального образования отсутствует право требования выселения жильцов из занимаемых жилых помещений по указанному адресу и должностные лица администрации <адрес> не уполномочены подписывать иски о признании проживания незаконным и выселении.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом.

Из материалов дела усматривается, что помещения по адресу: <адрес> находятся в аварийном состоянии, что подтверждается заключением строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ

В реестре государственного имущества Республики Ингушетия указанные помещения не значатся и не принадлежат ответчикам на праве собственности, что подтверждается письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлениями об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствую сведения об объекте недвижимости по адресу <адрес>.

Между тем, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование "<адрес>" является городским поселением. Все земли в границах муниципального образования "<адрес>", независимо от форм собственности и целевого назначения, входят в состав территории городского округа и являются землями поселения (землями населенных пунктов). В состав территории <адрес> входит территория, предназначенная для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры в соответствии с генеральным планом (ст. 10 Устава муниципального образования "<адрес>" Республики Ингушетия, принятого Решением городского совета Муниципального образования "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 5/22-1, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 38/150-2).

Сторонами не оспаривается, что помещения по адресу: <адрес> расположены на территории <адрес>.

Учитывая, что территория, на которой расположены жилые помещения по адресу: <адрес>, не разграничена и находится на территории <адрес>, коллегия полагает, что в силу ст. 10 Устава у администрации <адрес> имеется право на обращение в суд с указанным иском.

Кроме того, право подписания и.о. главы администрации <адрес>ФИО5 на ДД.ММ.ГГГГ подтверждается распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на ФИО5 возложено исполнение обязанностей главы администрации <адрес> на период временной нетрудоспособности ФИО5, а также электронным листком нетрудоспособности ФИО5 и табелем учета использования рабочего времени за апрель 2021 г.

В обоснование довода о том, что с данным иском полномочно обратиться лишь Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия, представитель ответчиков ФИО5 ссылалась на постановление Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "Об уполномоченном органе исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", согласно которому в целях реализации Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 56-РЗ "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия" Правительство Республики Ингушетия установило, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия является уполномоченным органом по осуществлению полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В пп. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Вместе с тем, обстоятельства, на которые ссылается сторона ответчиков не свидетельствуют о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия является собственником указанной недвижимости, поскольку оно наделено лишь правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, коллегия находит доводы частной жалобы истца обоснованными, в связи с чем определение суда подлежит отмене, а дело – направлению в суд первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Частную жалобу администрация <адрес> удовлетворить.

Определение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым оставлено без рассмотрения исковое заявление администрации <адрес> к ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5, ФИО5 о признании проживания незаконным и выселении отменить.

Дело направить в Магасский районный суд Республики Ингушетия для рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи

Определение15.12.2021