Судья Матвеева Н.Д. дело № 33-12735/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Сидоренко О.В.,
судей Котельниковой Л.П., Шамрай М.С.,
при секретаре Юхановой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УСЗН Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании права на установление статуса «Ветеран труда Ростовской области», обязании выдать удостоверение «Ветеран труда Ростовской области» по апелляционной жалобе УСЗН Администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 24 апреля 2017г. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к УСЗН Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании права на установление статуса «Ветеран труда Ростовской области», обязании выдать удостоверение «Ветеран труда Ростовской области», в обоснование заявленных исковых требований указав, что распоряжением Администрации Ростовской области от 28.01.2011г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ему присвоено звание «Лучший работник промышленного комплекса Дона», вручен нагрудный знак и диплом, произведена соответствующая запись в трудовой книжке. Истец, имея необходимый трудовой стаж более 40 лет, обратился в УСЗН Администрации Белокалитвинского района Ростовской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Ростовской области», но ему было отказано, поскольку звание «Лучший работник промышленного комплекса Дона», не включено в перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда Ростовской области».
Полагая такой отказ незаконным, истец, уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на установление статуса «Ветерана труда Ростовской области»; обязать ответчика выдать ему удостоверение «Ветеран труда Ростовской области» и предоставить установленные законом льготы для этой категории граждан.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 24 апреля 2017г. суд признал право ФИО1 на звание «Ветеран труда Ростовской области»; обязал УСЗН Администрации Белокалитвинского района Ростовской области выдать ФИО1 удостоверение «Ветеран труда Ростовской области» в соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством.
В апелляционной жалобе УСЗН Администрации Белокалитвинского района Ростовской области ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что в перечень иных званий утвержденных Правительством Ростовской области при присвоении звания «Ветеран труда Ростовской области» входит только звание «Лучший работник промышленного комплекса Дона», утвержденное Постановлением Правительства Ростовской области от 23.05.2012г. №440 «Об утверждении звания «Лучший работник промышленного комплекса Дона», а звание истца «Лучший работник промышленного комплекса Дона» не входит, так как оно учреждено Постановлением Администрации Ростовской области от 20.03.2009г. №117, которое 23.05.2012г. утратило силу.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца ФИО1, представителя ответчика УСЗН Администрации Белокалитвинского района Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела соответствующие уведомления (л.д. 86, 87).
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливая общие основания присвоения звания "Ветеран труда" и в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, относит к их числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Пункт 4 статьи 7 данного Федерального закона предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации социальная поддержка ветеранов труда осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании ст. ст. 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Ростовской области в Законе Ростовской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года) предусмотрел, что звание "Ветеран труда" присваивается, в частности, лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде. При этом, в статье 3 указанного Закона Ростовской области был определен перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", в числе которых названы ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, а также органов власти и управления СССР. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки, распространяется в равной мере на всех лиц, проживающих на территории Ростовской области, и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
В соответствии со ст. 3 Областного закона Ростовской области "О ветеранах труда Ростовской области" N 763-ЗС от 20.09.2007 г. ( в редакции, с учетом внесенный изменений) звание "Ветеран труда Ростовской области" присваивается лицам, награжденным Почетной грамотой Администрации Ростовской области, Почетной грамотой Губернатора Ростовской области, званием "Почетный гражданин Ростовской области", орденом "За заслуги перед Ростовской областью", орденом Атамана Платова, медалью ордена "За заслуги перед Ростовской областью", медалью "За доблестный труд на благо Донского края", знаком Губернатора Ростовской области "За ратную службу", знаком Губернатора Ростовской области "Во благо семьи и общества", знаком Губернатора Ростовской области "За милосердие и благотворительность", знаком Губернатора Ростовской области "За безупречную службу", знаком Губернатора Ростовской области "Во славу донского спорта", Почетной грамотой Законодательного Собрания Ростовской области, памятным знаком "За развитие парламентаризма" или иными званиями, учреждаемыми Правительством Ростовской области, и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, при условии осуществления ими трудовой деятельности на территории Ростовской области в течение не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. В трудовой стаж, необходимый для присвоения звания "Ветеран труда Ростовской области", включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые включаются (засчитываются) в страховой стаж для установления страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением Администрации Ростовской области от 28.01.2011г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФИО1 присвоено звание «Лучший работник промышленного комплекса Дона», вручен нагрудный знак и диплом, произведена соответствующая запись в трудовой книжке.
Истец, имея необходимый трудовой стаж более 40 лет, 12.11.2016г. обратился в МФЦ г. Белая Калитва с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Ростовской области», но письмом от 21.11.2016г. и от 26.12.2016г. ему было отказано, поскольку нагрудный знак «Лучший работник промышленного комплекса Дона», не является основанием для присвоения указанного звания.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, учитывая, Постановление Правительства Ростовской области от 23.05.2012 г., не учитывает ранее принятое Администрацией Ростовской области решение от 20.03.2009 г., которое в рамках одной и той же категории граждан установило два вида субъектов социальной поддержки, различающихся лишь моментом присвоения звания "Лучший работник промышленного комплекса Дона".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, исходя из следующего.
Звание "Лучший работник промышленного комплекса Дона" утверждено постановлением Администрации Ростовской области от 20.03.2009 г. N 117 "Об утверждении звания "Лучший работник промышленного комплекса Дона", в целях поощрения наиболее отличившихся работников промышленного комплекса Ростовской области, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие области.
Согласно Положению о звании "Лучший работник промышленного комплекса Дона", звание "Лучший работник промышленного комплекса Дона" присваивается высококвалифицированным работникам крупных и средних предприятий промышленного комплекса Ростовской области, относящихся к видам экономической деятельности "обрабатывающие производства", за исключением вида деятельности "производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака".
Звание присваивается за значительный вклад в повышение эффективности производства, улучшение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, укрепление финансово-экономического положения предприятия, высокие производственные показатели; разработку и внедрение современных достижений, новой техники и технологий, повлекших решение экономических и социальных задач в промышленной сфере, развитие производства, повышение объемов производства, выпуск новых видов конкурентоспособной продукции.
Звание присваивается ежегодно. Количество награждаемых может составлять не более 25 ежегодно. Повторное присвоение звания не производится.
Лицам, которым присвоено звание, вручается нагрудный знак и диплом, подписанный Главой Администрации (Губернатором) области, и выплачивается денежная премия в двукратном размере среднемесячной начисленной заработной платы граждан, работающих на предприятиях промышленного комплекса области, относящихся к виду деятельности "обрабатывающие производства", согласно официальным статистическим данным по состоянию на 1 января соответствующего года. С согласия предприятия выплата денежной премии производится за счет предприятия.
При этом, согласно п. 8 указанного Положения учет лиц, которым присвоено звание осуществляет Министерство промышленности и энергетики области.
Впоследствии указанный документ утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства Ростовской области от 23.05.2012 г. N 440 "Об утверждении звания "Лучший работник промышленного комплекса Дона", утвержденного также в целях поощрения наиболее отличившихся работников промышленного комплекса Ростовской области, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие Ростовской области.
Следовательно, у суда первой инстанции имелись законные основания для удовлетворения требований истца, поскольку оба постановления устанавливали поощрения для одной и той же категории граждан, отличавшихся только временем присвоения звания.
Довод апелляционной жалобы о том, что в перечень иных званий утвержденных Правительством Ростовской области при присвоении звания "Ветеран труда Ростовской области" входит, в том числе, ведомственный знак "Лучший работник промышленного комплекса Дона", утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 23.05.2012 г. N 440 "Об утверждении звания "Лучший работник промышленного комплекса Дона", но диплом "Лучший работник промышленного комплекса Дона" был учрежден постановлением Администрации Ростовской области от 20.03.2009 г. N 117, которое 23.05.2012 г. утратило силу, основанием для отмены решения суда не является. По сути, ответчик в апелляционной жалобе не отрицает, что звание «Лучший работник промышленного комплекса Дона» относится к числу иных званий, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда Ростовской области», апеллянт лишь ссылается на иное правовое обоснование присвоения вышеуказанного звания.
Так, в силу положений п. 3 и п. 4 ст. 22 Областного закона Ростовской области от 01.08.2011 N 635-ЗС ( в ред. от 22.12.2016)"О Правительстве Ростовской области" Администрация Ростовской области осуществляла свои полномочия до 15 сентября 2011 года. Правительство Ростовской области является правопреемником Администрации Ростовской области с 15 сентября 2011 года.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе, в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определение от 12 июля 2006 года N 350-О).
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда Ростовской области" являются правомерными.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда, постановленное в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 24 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Администрации Белокалитвинского района – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 августа 2017 года