ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12746/19 от 29.07.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Брегвадзе С.Ю. Дело № 33-12746/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2019 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Вялых О.Г.

судей Голубовой А.Ю., Криволапова Ю.Л.

при секретаре Толстопятовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белокалитвинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белокалитвинского района Ростовской области об обязании обратиться в специализированную организацию для категорирования автомобильной дороги, проведения оценки уязвимости от актов незаконного вмешательства, разработки плана обеспечения транспортной безопасности по апелляционной жалобе администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 08 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Вялых О.Г., судебная коллегия

установила:

Белокалитвинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белокалитвинского района Ростовской области, третье лицо- администрация Белокалитвинского городского поселения об обязании обратиться в специализированную организацию для категорирования автомобильной дороги, проведения оценки уязвимости от актов незаконного вмешательства, разработки плана обеспечения транспортной безопасности, ссылаясь на то, что проведенной проверкой исполнения ответчиком полномочий в сфере дорожной деятельности и содержания муниципального имущества установлено, что администрацией Белокалитвинского района какие либо мероприятия на объекте в части соблюдения законодательства антитеррористической защищенности, включающие себя категорирование объектов транспортной инфраструктуры; оценку уязвимости; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности до настоящего времени не выполнены.

В декабре 2017 года Главе администрации Белокалитвинского городского поселения начальником ГИБДД ОМВД России по Белокалитвинскому району внесено представление, которое также осталось без должного внимания. В октябре 2017 года Главе администрации Белокалитвинского района было внесено представление по факту устранения нарушений транспортной безопасности автомобильного моста, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Кроме того начальником ГИБДД ОМВД России по Белокалитвинскому району неоднократно направлялись информации Главе администрации района о принятии мер реагирования транспортной безопасности на данной автомобильной дороге. Но до настоящего времени меры со стороны должностных лиц администрации Белокалитвинского района, а также Белокалитвинского городского поселения не приняты.

Также в Белокалитвинскую городскую прокуратуру поступила информация из отделения УФСБ России по Ростовской области в г. Белая Калитва «О выявленных нарушениях в сфере антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры». Так, в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности, в целях выявления причин и условий, способствующих совершению актов незаконного вмешательства на объектах автодорожной инфраструктуры, 25.02.2019 проведен эксперимент по оценке антитеррористической защищенности критически важного объекта транспортной инфраструктуры моста автомобильной дороги с мостовым переходом «Волгоград-Каменск-Шахтинский» от ул. Комарова, до границы населенного пункта г. Белая Калитва, находящегося в собственности администрации Белокалитвинского района, с использованием учебного объекта и муляжа СВУ. Целью проведения эксперимента являлось определение эффективности антитеррористической защищенности моста от попыток совершения террористических акций. Местом проведения эксперимента был выбран мост, который является одной из основных транспортных магистралей на участке Федеральной дороги Волгоград-КаменскШахтинский, по которому проходят пассажирские и грузовые автомобильные потоки, соединяющие Южный и Центральный регионы.

В ходе проведенных мероприятий установлено, что система антитеррористической защищенности моста имеет ряд недостатков в частности: охрана несущих конструкций не осуществляется, ограждение охраняемой территории отсутствует, камеры видео наблюдения отсутствуют, обход периметра сотрудниками охраны не осуществляется, что дает возможность посторонним лицам беспрепятственно проникнуть на охраняемую территорию объекта с целью вмешательства в деятельность критически-важного объекта, в т.ч. совершения террористического акта.

Неисполнение со стороны администрации Белокалитвинского района возложенных на него обязанностей влечет угрозу совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, безопасности неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, истец просил суд обязать администрацию Белокалитвинского района обратиться в специализированную организацию для категорирования автомобильной дороги с мостовым переходом «Волгоград -Каменск - Шахтинский», проведения оценки уязвимости от актов незаконного вмешательства, разработки плана обеспечения транспортной безопасности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 08 мая 2019 г. исковые требования Белокалитвинского городского прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель администрации Белокалитвинского района, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт, которым в иске отказать.

Ссылаясь на п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 695 ГК РФ, пункты 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4 договора № 402-БП от 18.02.2019 г., считает необоснованным возложение на ответчика обязанности по исковым требованиям прокурора.

На апелляционную жалобу Белокалитвинской городской прокуратурой поданы возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика, третьего лица не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания, в связи с этим, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Чернову Е.В., пришла к следующим выводам.

Постанавливая обжалуемое решение, суд руководствовался ст. 210 ГК РФ, Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и исходил из того, что администрацией Белокалитвинского района какие -либо мероприятия на объекте в части соблюдения законодательства антитеррористической защищенности, включающие в себя категорирование объектов транспортной инфраструктуры; оценку уязвимости; разработку и реализацию мер и требований по обеспечению транспортной безопасности до настоящего времени не выполнены.

Судом установлено, что одним из объектов транспортной инфраструктуры на территории Белокалитвинского района является автомобильный мост через реку «Северский Донец», соединяющий мкр. Заречный и центральную часть города.

Собственником автомобильной дороги с мостовым переходом «Волгоград- Каменск-Шахтинский» через реку Северский Донец, от ул. Комарова до границы населенного пункта г.Белая Калитва, протяженностью 2,9 кв.м является администрация Белокалитвинского района.

По договору от 18.02.2019 № 402 - БП безвозмездного пользования муниципальным имуществом Комитет по управлению имуществом администрация Белокалитвинского района (КУИ Администрации Белокалитвинского района) на основании постановления Администрации Белокалитвинского района от 18.02.2018 № 213 предоставляет в безвозмездное пользование администрации Белокалитвинского городского поселения муниципальное имущество - автомобильную дорогу с мостовым переходом «Волгоград - Каменск - Шахтинский», расположенную по адресу: Ростовская область, Белокалитвинский район, г. Белая Калитва, автомобильная дорога «Волгоград - Каменск - Шахтинский» от ул. Комарова до границы населенного пункта г. Белая Калитва, протяженностью 2,9 км, на срок до 12.02.2020 г.

Проверкой соблюдения законодательства, проведенной Белокалитвинской городской прокуратурой, подтверждается, что система антитеррористической защищенности моста имеет ряд недостатков в частности: охрана несущих конструкций не осуществляется, ограждение охраняемой территории отсутствует, камеры видео наблюдения отсутствуют, обход периметра сотрудниками охраны не осуществляется, что дает возможность посторонним лицам беспрепятственно проникнуть на охраняемую территорию объекта с целью вмешательства в деятельность критически-важного объекта, в т.ч. совершения террористического акта.

Поскольку на момент заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом категорирование автомобильной дороги с мостовым переходом «Волгоград- Каменск- Шахтинский» через реку Северский Донец, а также иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности собственником – администрацией Белокалитвинского района не проводились, заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом между ответчиком и третьим лицом не освобождает ответчика как собственника от обязанности выполнить указанные в иске мероприятия, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции не повторяя их мотивов, поскольку они основаны на правильном применении приведенных норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.

Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 № 924 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» предусмотрены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее Постановление).

Пунктом 6 Постановления предусмотрены обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, которые до настоящего времени не исполнены:

- назначать лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры;

для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства образовать (формировать) и (или) привлекать в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план объекта транспортной инфраструктуры) разделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее - группы быстрого реагирования) в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, земной, воздушной, надводной части, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи реагирования на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

представлять в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных Министерством транспорта Российской Федерации;

обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме;

представлять на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;

обеспечивать обращение со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и сведениями, содержащимися в плане объекта транспортной инфраструктуры, который является информацией ограниченного доступа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона О транспортной безопасности";

- утверждать в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану объекта транспортной инфраструктуры:

Факт невыполнения администрацией Белокалитвинского района вышеуказанных мероприятий на автомобильной дороге с мостовым переходом «Волгоград-Каменск-Шахтинский» в части соблюдения законодательства о антитеррористической и транспортной безопасности, включающие в себя категорирование объекта транспортной инфраструктуры; оценку уязвимости; разработку и реализацию мер и требований по обеспечению антитеррористической защищенности, при том, что в силу ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, подтверждается актом прокурорской проверки, не опровергнутым представителями ответчика.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены правильного по существу судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, сводятся к несогласию с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, и представленных по делу доказательств, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Судебная коллегия считает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 08 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Белокалитвинского района Ростовской области- без удовлетворения.

Полный текст изготовлен 31 июля 2019 года.

Председательствующий

Судьи