Судья Шабалина Н.В. дело № 33-12748/2021
УИД 24RS0016-01-2019-001306-19
2.209
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2021 года г.Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Деева А.В.,
судей Плаксиной Е.Е. и Парфеня Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Васильевой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Плаксиной Е.Е.
гражданское дело по иску прокурора ЗАТО города Железногорска в интересах неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Почта России» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию условий беспрепятственного доступа мобильных групп населения к объектам связи, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе АО «Почта России»
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 15 апреля 2021 года, которым на АО «Почта России» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать вход в почтовое отделение в п.Подгорный ЗАТО Железногорск, расположенное по адресу: <адрес> пандусом и техническим средством информирования, ориентирования и сигнализации - звуковым информатором; оборудовать входы в почтовое отделение № 10, расположенное по адресу: <адрес>, в почтовое отделение № 1, расположенное по адресу: <адрес>, в почтовое отделение № 8, расположенное по адресу: <адрес> пандусами и техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации - звуковым информатором, яркой контрастной маркировкой.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г.Железногорска предъявил в суде иск в интересах неопределённого круга лиц к АО «Почта России» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию условий беспрепятственного доступа мобильных групп населения к объектам связи.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г.Железногорска проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проведения проверки установлено, что доступ в помещения почтовых отделений территории ЗАТО г.Железногорск не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов. Входы в отделения почтовой связи, а именно: почтовое отделении №1, расположенное по адресу: <адрес>, почтовое отделение № 2 (<адрес>), почтовое отделение № 3 (<адрес>), почтовое отделение № 4 (<адрес>), почтовое отделение № 6 (<адрес>), почтовое отделение № 7 (<адрес>), почтовое отделение №8 <адрес>), почтовое отделение № 10 (<адрес>), почтовое отделение, расположенное по адресу <адрес>, Железногорский почтамт, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудованы техническими средствами информирования ориентирования и сигнализации, а входы в почтовые отделения № 2, 7, 10, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес> не оборудованы пандусами. Прокуратурой ЗАТО г.Железногорск 12 октября 2018 года в УФПС Красноярского края –филиал ФГУП «Почта России» внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. По результатам рассмотрения представления 19 ноября 2018 года поступил ответ, согласно которому выявленные в ходе проведения проверки нарушения не устранены; планируется обеспечить доступность для маломобильных групп населения почтового отделения № 3 (<адрес>) - полная доступность; Железногорского почтамта ( <адрес>) - частичная доступность, а остальные отделения почтовой связи относятся к условной доступности. При повторном визуальном осмотре почтовых отделений, расположенных на территории ЗАТО г.Железногорск, установлено, что вход в почтовое отделение № 10 в п.Подгорный и входы в почтовые отделения № №1, 4, 6, 7, 10 не оборудованы пандусом и техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации. Прокурор ЗАТО города Железногорска просит признать незаконным бездействие АО «Почта России» по непринятию мер к созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам связи, расположенным на территории муниципального образования – ЗАТО Железногорск; обязать АО «Почта России» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в почтовое отделение в п.Подгорный ЗАТО Железногорск (<адрес>) пандусом, а также техническим средством информирования, ориентирования и сигнализации - звуковым информатором; оборудовать вход в почтовое отделение № 10, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом техническим средством информирования, ориентирования и сигнализации - звуковым информатором, яркой контрастной маркировкой; оборудовать вход в почтовое отделение № 1, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом и техническим средством информирования, ориентирования и сигнализации - звуковым информатором, яркой контрастной маркировкой; оборудовать вход в почтовое отделение № 8, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом и техническим средством информирования, ориентирования и сигнализации - звуковым информатором, яркой контрастной маркировкой.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе АО «Почта России» в лице представителя ФИО2 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что проектирование и строительство зданий, в которых расположены отделения почтовой связи, расположенные по адресам: <адрес>, осуществлены до введения в действие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года №605, а также ранее действовавших СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73. Указанные объекты недвижимого имущества не являются вновь вводимыми в эксплуатацию или прошедшими реконструкцию, модернизацию объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и требования указанный СНиПов в соответствии с ч.3 ст.26 ФЗ № 419 –ФЗ к ним не применяются. Указывает, что отделение почтовой связи №10, расположенное по <адрес> с 29 декабря 2007 года по 25 декабря 2019 года находилось во временном пользовании на основании договора аренды от 30 октября 2007 года №4330, заключённого между ФГУП «Почта России» и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ЗАТО г.Железногорск, а недвижимое имущество ОПС №10 ЗАТО г.Железногорск передано в безвозмездное пользование АО «Почта России» по дополнительному соглашению от 3 февраля 2020 года №1 к договору безвозмездного пользования №3477 от 25 декабря 2019 года. В здании, где расположено почтовое отделение №1 по <адрес> расположены помещения администрации города, Совета депутатов, а АО «Почта России» является собственником нежилого помещения №2 в указанном здании, которое не имеет отдельного входа и требования прокурора в этой части являются необоснованными. Кроме того, суд не принял во внимание, что АО «Почта России» оказывает альтернативный предусмотренный законом способ оказания услуг почтовой связи в отношении маломобильных групп населения, администрация ЗАТО г.Железногорск подлежала привлечению к участию в деле в качестве соответчика, а не третьего лица.
Старшим помощником прокурора ЗАТО г.Железногорска ФИО3 и представителем администрации ЗАТО г.Железногорск ФИО4 представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на необоснованность изложенных в жалобе доводов.
Представитель администрации ЗАТО г.Железногорск в судебное заседание не явилсяпросил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснение представителя АО «Почта России» – ФИО2, прокурора Панариной В.А., проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого судом решения.
Согласно ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьёй 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст.15 приведённого Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учётом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации (ст.9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
На основании п.1 ч.1 ст.3 Закона Красноярского края от 21 апреля 2011 года № 12-5794 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к жилым помещениям и общему имуществу в многоквартирном доме, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым в них услугам, беспрепятственного пользования средствами связи и информации в Красноярском крае», объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, средства информации и связи, указанные в статье 2 настоящего Закона, в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства оснащаются в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, пандусами и поручнями или подъёмными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, при перепаде высот пола в здании, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров.
Требования к зданиям и сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утверждённом Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр, которые действовали на момент принятия решения и утратили силу с 1 сентября 2021 года.
В соответствии с п.6.1.1 СП 59.13330.2016, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни (п.6.1.2 СП 59.13330.2016).
Прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9 - 1,0 м и 1,3 - 1,4 м (п.6.1.6 СП 59.13330.2016).
Входы и выходы, доступные для МГН, если не все входы и выходы доступны, должны идентифицироваться с помощью технических средств информирования, ориентирования и сигнализации и, если это предусмотрено заданием на проектирование, обозначаться знаками доступности (п.6.5.1 СП 59.13330.2016).
Технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, должны быть унифицированы и обеспечивать визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги. Конкретный перечень определённого назначения необходимых технических средств устанавливается заданием на проектирование (п.6.5.2 СП 59.13330.2016).
Световые оповещатели, эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, подключенные к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, к системе оповещения о стихийных бедствиях и экстремальных ситуациях, следует устанавливать в помещениях и зонах общественных зданий и сооружений, посещаемых МГН, и производственных помещениях, имеющих рабочие места для инвалидов. В дошкольных образовательных организациях данные оповещатели и знаки следует устанавливать только на путях эвакуации (п.6.5.5 СП 59.13330.2016).
Кроме визуальной должна быть предусмотрена звуковая сигнализация. Для аварийной звуковой сигнализации следует применять приборы, обеспечивающие уровень звука не менее 80 - 100 дБ в течение 30 с. Аппаратура привода звуковых сигнализаторов (электрических, механических или электронных) в действие должна находиться не менее чем за 0,8 м до предупреждаемого участка пути (п.6.5.6 СП 59.13330.2016).
Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения (п.6.5.9 СП 59.13330.2016).
Аналогичные требования содержатся и в действующих в настоящее время СП 59.13330.2020 "СНИП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 904/пр.
В силу ч.2 ст.46 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», оператор связи обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, включая: оснащение объектов связи, предназначенных для работы с пользователями услугами связи, надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; обеспечение инвалидам возможности самостоятельного передвижения по объекту связи в целях пользования общедоступными услугами связи; доведение работниками оператора связи информации об услугах связи до инвалидов иными доступными им способами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой ЗАТО г.Железногорска проведена проверка соблюдения УФПС Красноярского края – филиала ФГУП «Почта России» требований законодательства о социальной защите инвалидов по обращению председателя местной организации Всероссийского общества слепых ФИО1, по результатам которой составлен акт от 12 октября 2018 года. Установлено, что входы в отделения почтовой связи на всей территории ЗАТО Железногорск, а именно: почтовое отделении №1, расположенное по адресу: <адрес>, почтовое отделение №2 (<адрес>), почтовое отделение № 3 (<адрес>), почтовое отделение № 4 (<адрес>), почтовое отделение № 6 (<адрес>), почтовое отделение № 7 (<адрес>), почтовое отделение №8 (<адрес>), почтовое отделение № 10 (<адрес>), почтовое отделение, расположенное по адресу <адрес>, а также Железногорский почтамт, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудованы техническими средствами информирования ориентирования и сигнализации, а входы в почтовые отделения № 2, 7, 10, расположенные по адресам: <адрес>, не оборудованы пандусами (т.1, л.д.12).
12 октября 2018 года в УФПС Красноярского края – филиал ФГУП «Почта России» заместителем прокурора ЗАТО г.Железногорск внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов (т.1, л.д.13-16).
УФПС Красноярского края – филиал ФГУП «Почта России» представление прокурора рассмотрено 19 ноября 2018 года, разработан план мероприятий по повышению показателей доступности объектов и услуг почтовой связи, основными направлениями которого являются проведение обследования и паспортизация объектов и услуг почтовой связи; проведение оснащения объектов почтовой связи в качестве доступных для инвалидов; обеспечение размещения табличек с надписями, выполненными с применением шрифта Брайля; внесение изменений в локальные нормативно – правовые акты; возложение обязанностей по сопровождению и оказанию помощи инвалидам при оказании услуг почтовой связи; разработка рабочей инструкции (т.1, л.д.17-18).
Приказом ФГУП «Почта России» №95-п от 20 апреля 2018 года утверждён адресный перечень объектов почтовой связи по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг почтовой связи для инвалидов на 2018 год, в котором, в том числе указано почтовое отделение, расположенное по адресу: <адрес> (т.1, л.д.19-22).
Между ФГУП «Почта России» и ООО «Строительно-монтажный комплекс» заключён договор подряда №767 от 6 августа 2018 года, по условиям которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по ремонту входных групп отделения почтовой связи Железногорский почтамт УФПС Красноярского края – филиала ФГУП Почта России в соответствии с техническим заданием (т.1, л.д.55-69).
Прокуратурой ЗАТО г.Железногорска проведена повторная проверка соблюдения УФПС Красноярского края – филиала ФГУП «Почта России» законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, по результатам которой составлен акт от 29 мая 2019 года, из которого следует, что нарушения, ранее выявленные прокурором устранены частично. Так, входы в почтовые отделения п.Подгорный ЗАТО <...>, расположенное по адресу: <адрес>, №1, расположенное по адресу: <адрес> и № 8, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудованы пандусом, а также техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации - звуковым информатором, яркой контрастной маркировкой (т.1, л.д.23-38).
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что целями и предметом деятельности АО «Почта России» является оказание услуг почтовой связи, осуществление почтовых переводов денежных средств, оказание услуг по доставке и выдаче пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, приём жилищно – коммунальных и прочих платежей, из чего следует, что АО «Почта России» является объектом социальной инфраструктуры.
Учитывая, что проведённой прокуратурой ЗАТО г.Железногорск проверкой установлено, что в нарушение действующих на момент принятия судом решения СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 вход в почтовое отделение, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом и техническим средством информирования, ориентирования и сигнализации - звуковым информатором, а входы в почтовые отделения №10 (<адрес>), №1 (<адрес>), №8 <адрес>) не оборудованы пандусами и техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации - звуковым информатором, яркой контрастной маркировкой, чем ограничивается беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объектам связи, районный суд пришёл к правильному выводу о возложении на АО «Почта России» обязанности по оборудованию указанных входов необходимыми средствами для беспрепятственного доступа мобильных групп населения к объектам связи.
Не соглашаясь с принятым по делу решением АО «Почта России» в лице представителя ФИО2 в апелляционной жалобе ссылается на то, что проектирование и строительство зданий, в которых расположены отделения почтовой связи, расположенные по адресам: <адрес>, осуществлены до введения в действие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года №605 и ранее действовавших СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73, эти объекты не являются вновь вводимыми в эксплуатацию или прошедшими реконструкцию и требования указанный СНиПов в соответствии с ч.3 ст.26 ФЗ № 419 -ФЗ к ним не применяются.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Между тем, несмотря на то, что данные требования, как указано в ч.1 ст.42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введённым в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч.2 ст.42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться маломобильные группы населения, содержатся в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утверждённом Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр, которые действовали на момент принятия судом решения и утратили силу с 1 сентября 2021 года.
Как Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2020 года № 985, действовавшим до 31 августа 2021 года, так и действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 г. N 815 утверждён перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в п.43 ранее действующего Постановления № 985 указан СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в п.38 действующего в настоящее время Постановления № 815 указан СП 59.13330.2020 "СНИП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Как из положений СП 59.13330.2016, так и из СП 59.13330.2020 следует, что свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна), и распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется и на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Кроме того, несмотря на то, что пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» определяет, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, часть 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ прямо предусматривает, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учётом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны в частности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
Поэтому указанные выше доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отделение почтовой связи №10, расположенное по <адрес> с 29 декабря 2007 года по 25 декабря 2019 года находилось во временном пользовании на основании договора аренды от 30 октября 2007 года №4330, заключённого между ФГУП «Почта России» и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ЗАТО г.Железногорск, а недвижимое имущество ОПС №10 ЗАТО г.Железногорск передано в безвозмездное пользование АО «Почта России» по дополнительному соглашению от 3 февраля 2020 года №1 к договору безвозмездного пользования №3477 от 25 декабря 2019 года, не могут быть признаны состоятельными и подлежат отклонению ввиду следующего.
Как было указано выше, в ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
При этом, положения ст.15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Тот факт, что в здании, где расположено почтовое отделение №1 по <адрес> расположены помещения администрации города, Совета депутатов, а АО «Почта России» является собственником только нежилого помещения №2 в указанном здании и не имеет отдельного входа, оказывает альтернативный предусмотренный законом способ оказания услуг почтовой связи в отношении маломобильных групп населения, не освобождает АО «Почта России» от исполнения возложенной на него решением суда обязанности, так как исходя из целей и предмета деятельности АО «Почта России» является объектом социальной инфраструктуры, на который законом возложена обязанность обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к такому объекту.
В связи с изложенным подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы о том, что администрация ЗАТО г.Железногорск подлежала привлечению к участию в деле в качестве соответчика, а не третьего лица.
Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, выводы суда не противоречат материалам дела и требованиям закона, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО «Почта России» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 октября 2021 года