ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1274/2012Г от 25.10.2012 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья: Безроков Б.Т. Дело № 33 - 1274/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25» октября 2012 г. г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Макоева А.А.

судей - Жернового Е.И. и Шомахова Р.Х.

при секретаре – Геттуеве А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу местной администрации г.о. Нальчик на определение Нальчикского городского суда КБР от 16 июля 2012 г. об отказе в принятии заявления главы администрации г.о. Нальчик об оспаривании протеста прокурора.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

У С Т А Н О В И Л А:

Определением Нальчикского городского суда КБР от 16.07.2012 г. в принятии заявления главы администрации г.о. Нальчик об оспаривании протеста прокурора отказано.

На определение суда представитель местной администрации г.о. Нальчик подал частную жалобу, в которой просит определение Нальчикского городского суда КБР от 16.07.2012 г. отменить.

В жалобе указано, что в обоснование вынесенного определения, суд сослался на то, что протест прокурора не подлежит оспариванию в порядке Главы 25 ГПК РФ. Протест не возлагает на орган или должностное лицо, издавшие акт, никаких обязанностей, за исключением обязанности в силу закона рассмотреть протест и о результатах рассмотрения сообщить прокурору. Следовательно, как указано в определении, протест прокурора не затрагивает права главы местной администрации, не влечет для него последствий, не создает препятствий для осуществления им своей деятельности.

С выводами суда заявитель не согласен по следующим причинам. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» мерами прокурорского реагирования являются представление, протест и предостережение.

В соответствии с ч.1 ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 61 Устава городского округа Нальчик от 10 июля 2009 года в систему муниципальных правовых актов входят:

1) Устав городского округа Нальчик, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты Совета местного самоуправления городского округа Нальчик;

3) правовые акты главы городского округа Нальчик, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом.

Статья 62 Устава определяет, что правовые акты органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления городского округа подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные).

Нормативный правовой акт - это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение.

Ненормативный (индивидуальный) правовой акт - это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий права и обязанности конкретных лиц и (или) рассчитанный на однократное применение.

К нормативным правовым актам относятся:

1) Устав городского округа Нальчик;

2) решения Совета местного самоуправления, носящие нормативный характер. К ненормативным (индивидуальным) правовым актам относятся:

1) решения Совета местного самоуправления, носящие ненормативный характер;

2) постановления и распоряжения главы городского округа Нальчик (председателя Совета местного самоуправления городского округа Нальчик), носящие ненормативный характер, принимаемые в соответствии с его компетенцией;

3) постановления и распоряжения главы местной администрации по вопросам организации работы местной администрации городского округа Нальчик;

4) распоряжения глав администраций сел Адиюх, Белая Речка, Кенже, Хасанья и микрорайона Вольный Аул;

5) приказы руководителей структурных подразделений Местной администрации.

Перечень правовых актов органов местного самоуправления, а также должностных лиц является исчерпывающим и не содержит понятия «должностная инструкция».

Таким образом, на должностную инструкцию начальника отдела по вопросам в сфере здравоохранения администрации г.о.Нальчик от 11.01.2012г. не может быть принесен протест.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Выводы суда о том, что оспариваемый акт прокурора не затрагивает прав Главы местной администрации, не считаем обоснованными в связи с тем, что в протесте прокурор г. Нальчика требует изменить должностную инструкцию и привести в соответствие с требованиями законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. То есть, вынося подобного рода акты прокурорского реагирования, он напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы Местной администрации г.о.Нальчик.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР считает вынесенное определение законным и обоснованным.

В силу ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Протест прокурора может приноситься на противоречащий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт местного самоуправления в орган местного самоуправления, либо должностному лицу органа местного самоуправления, в зависимости от того, кто является субъектом, издавшим правовой акт. Закон "О прокуратуре Российской Федерации" не уточняет вопрос о характере правового акта, подлежащего опротестованию, предоставляя, таким образом, прокурору возможность принесения протеста, как на правовой акт индивидуального характера, так и на нормативный правовой акт, не соответствующие закону.

Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) об устранении нарушений закона, содержит разъяснение норм действующего законодательства и не влечет для должностного лица правовых последствий в случае неисполнения изложенных в протесте предписаний.

Согласно ст. 255 ГПК РФ оспариванию в порядке гражданского судопроизводства подлежат такие решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы лица, созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Поскольку принесение прокурором г. Нальчика протеста не затрагивает прав главы местной администрации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для его обращения в суд об оспаривании в рамках самостоятельного судопроизводства протеста прокурора, а заявление на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ не подлежало рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

О П Р Е Д Е Л И Л А:

определение Нальчикского городского суда от 16 июля 2012 г. оставить без изменения, частную жалобу местной администрации г.о. Нальчик - без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Макоев

Судьи: Е.И. Жерновой

Р.Х. Шомахов

Копия верна: Е.И. Жерновой