Судья <данные изъяты> Дело № 33-1275/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 августа 2018 года гор. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
председательствующего: Спесивцевой С.Ю.
судей: Анашкиной М.М., Дмитриевой Ю.М.
при секретаре: Гусаровой Е.А
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Псковского городского суда Псковской области от 07 июня 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к военному комиссариату Псковской области о признании незаконным решения об удержании пенсии, об обязании ответчика возобновить выплату пенсии и взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Выслушав доклад судьи Дмитриевой Ю.М., объяснения ФИО1, представителя ответчика военного комиссариата Псковской области- ФИО2, представителя третьего лица военного комиссариата Островского, Пыталовского и Палкинского районов Псковской области ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к военному комиссариату Псковской области о признании незаконным решения об удержании из пенсии излишней выплаты, о возложении обязанности на ответчика возобновить выплату пенсии и взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и состоит на пенсионном учете в военном комиссариате Псковской области с 01.01.2012 по месту пребывания г. <****>. С 01.04.2017 выплата пенсии истцу приостановлена в связи с установлением данных о том, что он с 04.01.2014 имеет вид на жительство в Республике Беларусь. Также ответчиком принято решение об удержании с него пенсии за период с 04.01.2014 по 20.07.2017. Истец обращался в военный комиссариат Псковской области с досудебной претензией от 07.08.2017 и с заявлением о возобновлении выплаты от 08.10.2017, однако заявленные требования оставлены ответчиком без удовлетворения. Считает, что действиями ответчика нарушены его пенсионные права, поскольку он хоть и имел вид на жительство в Республике Беларусь с 04.01.2014 по 03.01.2019, но там не проживал, в 2014-2015 г.г. работал в районах Крайнего Севера. 20.07.2017 вид на жительство в Республике Беларусь был аннулирован.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, дополнительно указал, что действительно первоначально был зарегистрирован по месту пребывания в г. Острове Псковской области, затем приобрел дом в Пыталовском районе Псковской области и зарегистрировался там постоянно с 07.04.2017. В 2014г. имел намерение проживать и работать в Республике Беларусь, в связи с чем зарегистрировался на территории иностранного государства в квартире супруги и был документирован видом на жительство. Однако в Республику Беларусь не поехал и там не проживал, ошибочно полагая, что вид на жительство аннулирован.
Представитель ответчика иск не признала, полагала, что поскольку истец на территории Российской Федерации в указанный не проживал, что было установлено в результате контрольных мероприятий, а получил вид на жительство и был зарегистрирован по месту жительства супруги в Республике Беларусь, то выплата пенсии ему обоснованно приостановлена и принято решение об удержании излишне выплаченного размерам пенсии за период проживания его на территории иностранного государства.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь, на незаконность лишения его права на пенсионное обеспечение, полагая, что он не выезжал за пределы Российской Федерации.
Апеллянт считает, что в решении суда сделаны взаимоисключающие выводы, о его работе в районах Крайнего Севера с 22.01.2014 по 26.08.2015 и в тоже время о непроживании на территории Российской Федерации. По его мнению, суд первой инстанции не учел, что в военном комиссариате г. Острова Псковской области им в спорный период получены документы: в декабре 2015г. удостоверение ветерана боевых действий, в октябре 2016г. предписание, также имеются записи о посещении военного комиссариата, что является подтверждением его постоянного пребывания на территории Российской Федерации. Апеллянт считает, что свидетельские показания не соответствуют действительности, так как даны в отношении другого человека. В связи с чем решение комиссии военного комиссариата Псковской области об удержании с него 1493160,61 рублей выплаченной пенсии за период с 04.01.2014 по 20.07.2017 признать незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ссылается на законность и обоснованность постановленного судом решения.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска ФИО1, пришел к выводу о том, что в период времени с 04.01.2014 по 20.07.2017 истец фактически проживал и был зарегистрирован в квартире супруги в Республике Беларусь, был документирован видом на жительство, с 26.08.2013 по 05.07.2017, в связи с чем в указанный период право на получение пенсии на территории Российской Федерации не имел.
Вывод суда мотивирован, основан на нормах права и материалах дела.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от последнего места службы, в отношении военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил РФ, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
В силу ст. 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Согласно части 1 статьи 62 вышеназванного Закона удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
В соответствии со ст. 64 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, выехавших на постоянное местожительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией с другими государствами.
Так, пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества регулируется Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств–участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее Соглашение)
Статьей 1 вышеназванного Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военные пенсионеры.
В соответствии со статьей 7 Соглашения "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Из дела видно, что ФИО1 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
На основании материалов пенсионного дела военным комиссариатом Псковской области с 01.01.2012 ФИО1 назначена пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 104 том 1).
Выплата пенсии назначена в связи с обращением истца в военный комиссариат г. Острова Островского района Псковской области 28.11.2011 с указанием сведений о месте временной регистрации и проживании по адресу г. <****> (л.д. 105).
В подтверждение факта своего проживания на территории Псковской области в г. Острове истцом представлены сведения о регистрации по месту пребывания с 02.09.2014 по 29.08.2017 (л.д.108 том 1), с отметкой о выбытии из Брянской области (л.д. 107 том 1).
Однако проверкой установлено, что по указанному адресу в г. Острове Псковского района истец в спорный период времени не проживал.
12.04.2017 истец в заявлении, адресованном в военный комиссариат Псковской области, указал, что проживал и проживает в жилом доме в деревне <данные изъяты> района Псковской области, о фактическом месте проживания не сообщал по причине приобретения жилого помещения в собственность и оформления документов (л.д. 122 том 1).
В связи с чем военным комиссариатом Псковской области проведена проверка на предмет проживания истца по указанному им адресу.
Так, из акта от 18.05.2017 следует, что истец и по указанному адресу не проживал, входная дверь в дом заколочена, приусадебный участок не обработан, колодец закрыт. Со слов соседей неоднократно приезжал в 2016 г. и в апреле 2017 г., проводил благоустройство жилого дома и земельного участка (л.д. 124 том 1).
Представленные суду доказательства подтверждают, что ФИО1 по заявленным им адресам, сообщенным пенсионному органу военного комиссариата Псковской области, не проживал, что свидетельствует о фиктивной регистрации истца в Псковской области.
Кроме того, в материалах дела представлены сведения о том, что ФИО1 04.01.2014 получил разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и был документирован видом на жительство. Выданное разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь аннулировано только 20.07.2017 (л.д. 13 том 1). В указанный период истец был постоянно зарегистрирован в квартире супруги И.Н. в Республике Беларусь (л.д. 58).
Из сообщения военного комиссара Минской области Республики Беларусь за период времени с 17 августа 2012 года по 09 июня 2017 года имел право на пенсионное обеспечение на территории Республики Беларусь (л.д. 41).
Кроме того, истец и ранее получал вид на жительство в Республике Беларусь с 07.12.2006 по 18.11.2008, который продлен с 10.12.2008 по 22.11.2013 (л.д. 165-166).
Указанные обстоятельства являются подтверждением того, что ФИО1, имея родственную связь в Республике Беларусь, проживал там постоянно вместе со своей семьей.
В силу положений статьи 56 вышеназванного Федерального закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 10).
Представленные доказательства являются подтверждением того, что нарушение взятых на себя обязательств, установленных законом, истец о выезде за пределы Российской Федерации, получении вида на жительство иностранного государства, не сообщил в военный комиссариат, выплачивающий ему пенсию, тем самым создал условия для необоснованной выплаты ему пенсии за период проживания на территории иностранного государства, с которым заключено соответствующее Соглашение о пенсионном обеспечении выехавших на постоянное место жительство граждан.
С учетом полученных сведений о проживании истца в Республике Беларусь, и данных о фактическом отсутствии по месту пребывания в г.Острове и в Пыталовском районе Псковской области военным комиссариатом Псковской области принято решение о приостановлении выплаты пенсии истцу с 01.04.2017 (л.д. 121), а также об удержании излишне выплаченного размера пенсии за период с 04.01.2014 по 20.07.2017 (л.д. 44 том 1)
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец, будучи обязанным в силу закона сообщать о выезде за пределы Российской Федерации, злоупотребил своим правом и не сообщил в пенсионный орган военного комиссариата Псковской области о выезде в Республику Беларусь, где он был документирован видом на жительство в связи с постоянным проживанием на территории данного государства и имел право в силу вышеназванного Соглашения на пенсионное обеспечение соответствующим пенсионным органом иностранного государства, что исключало выплату пенсии ответчиком.
В связи с чем решение пенсионного органа об удержании излишне выплаченной истцу пенсии вследствие злоупотребления со стороны истца является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что он в 2015, 2016 гг. получал в военном комиссариате Псковской области удостоверение ветерана боевых действий и другие документы не опровергает вывод суда о постоянном проживании истца на территории иностранного государства в спорный период.
Доводы истца о том, что в указанный период времени он работал вахтовым методом в различных городах Российской Федерации, в том числе и в районах Крайнего Севера, не выезжая за пределы Российской Федерации, объективными данными не подтверждены, поскольку постоянное проживание ФИО1 на законных основаниях на территории Республики Беларусь не исключало его выезд в Российскую Федерацию для работы вахтовым методом, что, в силу закона, при наличии действующего разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства, не являлось основанием для выплаты ему пенсии на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия считает, что приостановление выплаты пенсии истцу в связи с установлением его фактического места нахождения за пределами Российской Федерации, не означает лишение его права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления.
В связи с аннулированием 20.07.2017 вида на жительства в Республике Беларусь, в отношении истца принято решение о возобновлении выплаты пенсии, с которой производятся удержания, предусмотренные статьей 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит постановленный судебный акт законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 7 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: С.Ю. Спесивцева
Судьи: М.М. Анашкина
Ю.М. Дмитриева