ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1275/2015 от 25.05.2015 Липецкого областного суда (Липецкая область)

4

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Дорыданова И.В. Дело №33-1275/2015г.

Докладчик Лепёхина Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Лепёхиной Н.В.,

судей Малыка В.Н., Орловой О.А.,

при секретаре Земской Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - ОБУ «Центр социальной защиты населения по г. Липецку» на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 05 марта 2015 года, которым постановлено:

Признать незаконным отказ ОБУ «Центр социальной защиты населения по г. Липецку» от 01 декабря 2014 года в выдаче Лалаян К.Л. справки для назначения государственной социальной стипендии на 2014 – 2015 учебный год.

Обязать ОБУ «Центр социальной защиты населения по г. Липецку» выдать Лалаян К.Л. справку для назначения государственной социальной стипендии на 2014 – 2015 учебный год.

В удовлетворении остальной части требований Лалаян К.Л. отказать.

Заслушав доклад судьи Лепёхиной Н.В., судебная коллегия

установила:

Лалаян К.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий ОБУ «Центр социальной защиты населения по городу Липецку», указывая, что 01 декабря 2014 года Центр социальной зашиты отказал ей в выдаче справки для назначения государственной социальной стипендии, поскольку мать заявителя Лалаян И.А. является трудоспособной и имеет возможность трудоустроиться. Заявитель Лалаян К.Л. просила признать указанное решение ОБУ «Центр социальной защиты населения по городу Липецку» незаконным.

Дополнив требования, просила взыскать с центра неполученную социальную стипендию в сумме (сумма) руб.

Представители ответчика - ОБУ «Центр социальной защиты населения по городу Липецку» по доверенностям Копаева И.В. и Дуванова О.И. просили отказать в удовлетворении заявления, объяснив, что семья заявителя имеет низкий доход по причинам, которые зависят от родителей Лалаян К.Л.

Представители заинтересованных лиц - Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации в судебное заседание не явились.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик - ОБУ «Центр социальной защиты населения по г. Липецку» просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность и указывая, что Лалаян К.Л. не имеет права на получение государственной социальной помощи, так как с заявлением о назначении и выплате социального пособия в центр не обращалась.

Выслушав представителя ответчика – ОБУ «Центр социальной защиты населения по городу Липецку» по доверенности Копаеву И.В., поддержавшую жалобу, представителя истицы Лалаян К.Л. по доверенности Лалаяна Л.Л., возражавшего против жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда правильным.

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 36 Федерального закона N273-ФЗ от 29декабря2012года «Об образовании в Российской Федерации», студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В соответствии с пунктом 7 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 г. N 1000, государственная социальная стипендия назначается, в числе прочих категорий, студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

Пунктом 10 указанного Порядка предусмотрено, что государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственная стипендия аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендия слушателям подготовительных отделений назначается распорядительным актом руководителя организации.

Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 января 2002 года № 365 ГК на органы социальной защиты населения возложена обязанность выдавать справки на получение государственной социальной стипендии студентам из малоимущих семей, а также малоимущим одиноко проживающим студентам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лалаян К.Л. является студенткой … курса … формы обучения ФГБОУ ВПО «Государственный …» (л.д. 26).

Ответом ОБУ «Центр социальной защиты населения по городу Липецку» от 01 декабря 2014 года Лалаян К.Л. отказано в выдаче справки для назначения государственной социальной стипендии, поскольку отсутствуют сведения о доходах матери заявителя, являющейся гражданкой трудоспособного возраста, у которой имеется реальная возможность для улучшения своего материального положения на трудовой основе (л.д. 16-17).

Удовлетворяя требования Лалаян К.Л. о признании незаконным отказа ОБУ «Центр социальной защиты населения по г. Липецку» от 01 декабря 2014 года и выдаче справки для назначения государственной социальной стипендии на 2014 – 2015 учебный год, суд пришел к верному выводу, что отказ учреждения в выдаче справки по мотивам невозможности произвести расчет среднедушевого дохода семьи является неправомерным.

В ответе от 1 декабря 2014 года на имя Лалаяна Л.Л. директор учреждения указывает, что в представленном комплекте документов отсутствуют сведения о доходах матери Лалаян К.Л. – Лалаян И.А. Однако это утверждение не соответствует действительности, так как заявитель представил документы, свидетельствующие о том, что Лалаян И.А. не работает, и именно из этого обстоятельства исходит ответчик, указывая в ответе, что мать заявителя является гражданкой трудоспособного возраста, у которой имеется реальная возможность для улучшения своего материального положения на трудовой основе, поэтому основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи является зависящая от члена семьи причина низкого дохода (л.д. 16-17).

Суд обоснованно не согласился с утверждением ответчика, что семья истицы имеет низкий доход без уважительных причин, поскольку мать Лалаян К.Л. – Лалаян И.А. не имеет дохода, не занимается поиском работы, не обращалась за получением пособия по безработице.

Согласно статье 4 Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Как предусмотрено статьей 15 приведенного Закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

Указанный Федеральный закон, а также Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, не устанавливают особенностей расчета среднедушевого дохода с учетом неработающего члена семьи.

Возможность отказа в выдаче справки о среднедушевом доходе семьи в связи с отсутствием дохода у одного из членов семьи законодательством также не предусмотрена.

Кроме того, возможность либо невозможность матери истицы трудиться не зависит от волеизъявления Лалаян К.Л., поэтому положения статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» о причинах низкого среднедушевого дохода необходимо применять к истице, а не к ее матери.

Судебная коллегия соглашается также и с выводом суда о том, что среднедушевой доход семьи Лалаян К.Л. ниже величины прожиточного минимума, установленного в Липецкой области.

Так, из материалов дела следует, что семья Лалаян К.Л. состоит из четырех человек: заявитель, отец Лалаян Л.Л., мать Лалаян И.А., несовершеннолетний брат Л.

Сторонами не оспаривалось, что мать заявителя – Лалаян И.А., (дата) года рождения, не работает, пенсию не получает, доходов не имеет (л.д. 37).

Из справки формы 2 НДФЛ усматривается, что доход Лалаян Л.Л. составляет (сумма) руб. в месяц, других доходов семья не имеет (л.д. 30, 31-32). Таким образом, на долю каждого члена семьи приходится (сумма) руб.

Если не учитывать неработающую мать, зарегистрированную по другому адресу, в составе семьи Лалаян И.А., на долю каждого из членов семьи будет приходиться (сумма) руб.

Так как в 4 квартале 2014 года величина прожиточного минимума в Липецкой области на душу населения составляла 7 062 руб., для трудоспособного населения – 7603 руб., для детей - 6963 руб., вывод суда, что семья Лалаян К.Л. является малоимущей, поскольку имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в Липецкой области, является правильным.

Утверждение ответчика, что Лалаян К.Л. не обращалась в учреждение с заявлением о назначении социального пособия малоимущим семьям, правового значения не имеет, поскольку такого условия для выдачи справки законодательство не предусматривает.

Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к отмене судебного решения не имеется.

Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 05 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОБУ «Центр социальной защиты населения по г. Липецку» – без удовлетворения.

Председательствующий (подпись)

Судьи: (подписи)

Копия верна:

Судья

Секретарь