ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12760/2015 от 18.11.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья: Ежелева Е.А. Дело № 33-12760/2015 А-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Гаус Т.И.

судей Лоншаковой Е.О., Абрамовича В.В.,

при секретаре Круликовской А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О.

гражданское дело по иску ФИО6 , действующей в интересах малолетних детей ФИО1, ФИО2, к МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края, Управлению образованием администрации Емельяновского района Красноярского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Администрации Емельяновского района Красноярского края об оспаривании действий руководителя образовательного учреждения, взыскании убытков и компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ФИО6

на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 7 сентября 2015 года, которым постановлено:

«Исковое заявление ФИО6 , действующей в интересах малолетних детей ФИО1, ФИО2, к МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края, Управлению образованием администрации Емельяновского района, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Администрации Емельяновского района об оспаривании действий руководителя образовательного учреждения, взыскании убытков и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконными действия руководителя МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края по отказу в предоставлении и осуществлении бесплатного школьного питания для ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 01 февраля 2015 года по 30 мая 2015 года.

В удовлетворении исковых требований ФИО6 , действующей в интересах малолетних детей ФИО1, ФИО2, к МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края, Управлению образованием администрации Емельяновского района, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Администрации Емельяновского района об обязании руководителя МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края обеспечить горячим завтраком и обедом без взимания платы ФИО2 и ФИО1; о взыскании с Управления образованием администрации Емельяновского района Красноярского края убытков из расчета стоимости продуктов питания на одного обучающегося в возрасте от 6 до 11 лет включительно в течение учебного года в размере <данные изъяты>, о взыскании с Управления образования администрации Емельяновского района Красноярского края убытков из расчета стоимости продуктов питания на одного обучающегося в возрасте от 12 до 18 лет включительно в течение учебного года в размере <данные изъяты>, о взыскании с казны Российской Федерации компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО6, действуя в интересах малолетних детей ФИО1, ФИО2, обратилась в суд с иском к МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края, Управлению образованием администрации Емельяновского района Красноярского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, Администрации Емельяновского района Красноярского края, требуя признать незаконными действия руководителя МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края по отказу в предоставлении и осуществлении бесплатного школьного питания для ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать руководителя МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края обеспечить горячим завтраком и обедом без взимания платы ФИО2 и ФИО1; взыскать с Управления образованием администрации Емельяновского района Красноярского края убытки из расчета стоимости продуктов питания на одного обучающегося в возрасте от 6 до 11 лет включительно в течение учебного года в размере <данные изъяты>, убытки из расчета стоимости продуктов питания на одного обучающегося в возрасте от 12 до 18 лет включительно в течение учебного года в размере <данные изъяты>, взыскать с казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Требования мотивированы тем, что семья ФИО6 является многодетной, в
связи с чем ее дети ФИО2 и ФИО1 в силу п. 3 ст. 11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» имеют право на бесплатное питание в школе. В начале 2014 учебного года она представила директору школы заявление и все
документы, необходимые для предоставления её детям бесплатного питания. На основании указанных документов с октября 2014 года по январь 2015 года её детям предоставлялось бесплатное питание, однако с 1 февраля 2015 года директор школы прекратила осуществлять питание ФИО2 и ФИО1, ссылаясь на то, что увеличился прожиточный минимум, в связи с чем ФИО6 необходимо заново представить все документы, в том числе справку о заработной плате. Данные действия
считает незаконными, поскольку на начало учебного года она уже представляла справки о среднедушевом доходе ее семьи, не превышающем 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения. Поскольку ее дети не смогли питаться бесплатно в школе в период с 1 февраля 2015 года по 18 марта 2015 года, она, как родитель, была вынуждена нести убытки в виде обеспечения своих детей питанием, размер убытков ею оценен в соответствии с положениями п. 3 ст. 11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» и данный размер составил для ФИО1 - <данные изъяты>, для ФИО2 - <данные изъяты>. Помимо этого, действиями ответчика её детям был причинен моральный вред, который она оценивает в 200000 рублей и просит взыскать за счет казны Российской Федерации.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО6 просит решение отменить в части отказа во взыскании убытков и компенсации морального вреда, в остальной части решение оставить без изменения. Поскольку действия руководителя школы судом признаны незаконными, считает, что в удовлетворении требований о взыскании убытков по смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ не может быть отказано на том основании, что их точный размер установить невозможно.

В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не установила оснований к удовлетворению жалобы и отмене или изменению решения суда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» за счет средств краевого бюджета обеспечиваются горячим завтраком без взимания платы следующие категории обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам: обучающиеся из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения; обучающиеся из многодетных семей со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения; обучающиеся, воспитывающиеся одинокими родителями со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения; обучающиеся из семей, находящихся в социально опасном положении, в которых родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3,4 настоящей статьи, устанавливается Правительством края (пункт 7 статьи 11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка»).

Согласно пункту 16 Постановления Правительства Красноярского края от 25.01.2011 № 43-п «Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в Красноярском крае» исчисление величины среднедушевого дохода семьи Получателя производится органом, назначающим меры социальной поддержки, на основании документов (сведений) о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, представленных Получателем одновременно с подачей заявления о назначении мер социальной поддержки и (или) полученных уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Пунктами 17,18 вышеуказанного Постановления установлено, что сведения о доходах семьи Получателя подтверждаются документально. При изменении доходов и (или) состава семьи получатель мер социальной поддержки, предоставляемых в виде ежемесячных выплат, обязан не позднее чем в трехмесячный срок сообщить об этом уполномоченному органу местного самоуправления, назначившему меры социальной поддержки.

Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 18 мая 2012 года утвержден Порядок по обеспечению питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Емельяновского района, без взимания платы, который вступил в силу с 1 января 2012 года.

Согласно пункту 4 данного Порядка списки детей из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения, а также детей из многодетных семей со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1.25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения, формируются по состоянию на 1 сентября текущего года и ежемесячно корректируются муниципальными общеобразовательными учреждениями, в которых эти дети обучаются, заверяются их руководителями и направляются до 10 числа каждого месяца в МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района».

Обеспечение обучающихся питанием без взимания платы производится при наличии заявлений родителей обучающихся, зачисленных в общеобразовательное учреждение, документов, подтверждающих среднедушевой доход семьи, не превышающий 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения (справки о доходах, составе семьи, либо справки органа социальной защиты населения) и решения органа местного самоуправления общеобразовательного учреждения (п. 4); заявления и необходимые документы подаются руководителю общеобразовательного учреждения по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (п. 5); решения по принятым заявлениям оформляются приказом общеобразовательного учреждения (пункт 7); руководители общеобразовательных учреждений издают приказ, которым утверждаются списки обучающихся, имеющих право на обеспечение питанием без взимания платы по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку (пункт 8).

Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 20 июня 2014 года утвержден Порядок расходования средств субвенции, направленной на обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Емельяновского района, реализующих основные общеобразовательные программы, без взимания платы согласно приложению 1 к настоящему постановлению. За МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района» закреплено осуществление исполнения государственных полномочий по обеспечению питанием детей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Емельяновского района, реализующих основные общеобразовательные программы, без взимания платы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО6 имеет на иждивении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; семья является многодетной и стоит на учете в администрации Октябрьского района г. Красноярска.

ФИО2 и ФИО1 обучаются в МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края в связи с проживанием по адресу: п<адрес>.

Из журнала принятых документов на бесплатное питание следует, что 1 октября 2014 года ФИО6 представила в школу справку о составе семьи и две справки о заработной плате.

На основании приказа директора школы ФИО5 № 65/5 от 15 декабря 2014 года «Об организации питания детей на январь 2015 года без взимания платы из семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума» с 1 января 2015 года льготное питание предоставлено учащимся 1-11 классов в количестве 152 человека.

Согласно спискам детей из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения, ФИО1 - ученик 3 Б класса и ФИО2 - ученица 9 А класса были включены в данные списки и должны были получать бесплатное питание с 1 января 2015 года по 1 июня 2015 года.

9 февраля 2015 года директором школы ФИО5 издан приказ № 5/4 «Об утверждении списка детей на предоставление питания без взимания платы в феврале 2015 года», которым утверждены новые списки учащихся 1-11 классов в количестве 137 детей, имеющих право на получение льготного питания с 1 февраля 2015 года, в которые дети ФИО6 не вошли.

Из представления прокурора Емельяновского района Красноярского края от 11 февраля 2015 года, вынесенного по результатам проверки, проведенной по обращениям ФИО6 и ФИО7 о нарушении прав их детей на получение бесплатного питания, следует, что в ходе проверки такие нарушения были выявлены; выразилось это в том, что администрацией школы вопреки требованиям ч. 1, 4 ст. 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 6 ст. 11 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», Порядка по обеспечению питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Емельяновского района, без взимания платы, утвержденного постановлением администрации Емельяновского района от 18 мая 2012 года № 1509, в связи с изменением с 1 декабря 2014 года величины прожиточного минимума в Красноярском крае незаконно были приняты меры по дополнительному истребованию с родителей (законных представителей) документов, подтверждающих наличие права на получение их детьми, обучающимися в указанном образовательном учреждении, питания без взимания платы; лицам, не представившим испрашиваемые документы, с 2 февраля 2015 года питание без взимания платы не отпускается; при этом администрацией школы проверка наличия (отсутствия) у данных семей права на получение меры социальной поддержки в виде льготного питания не проводилась.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, выслушав доводы и возражения сторон, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, принял решение о частичном удовлетворении требований ФИО6, признав незаконными действия руководителя МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края по отказу в предоставлении и осуществлении бесплатного школьного питания для ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с 1 февраля 2015 года по 30 мая 2015 года. При этом суд исходил из того, что у руководства МБОУ «<данные изъяты>» отсутствовали законные основания для повторного истребования у истицы заявления и справок о доходах, а также для прекращения обеспечения детей бесплатными завтраками и обедами. Изменение величины прожиточного минимума не влекло обязанность ФИО6 повторно представлять документы о своих доходах и доходах членов семьи, поскольку, как следует из объяснений ФИО6, размер этих доходов не изменился и не стал выше 1,25 величины прожиточного минимума. Доказательств, указывающих на отсутствие у ФИО6 в период с 1 февраля 2015 года по 1 июня 2015 года права на получение указанной меры социальной поддержки, в материалы дела не представлено.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части обязания руководителя МБОУ «<данные изъяты>» Емельяновского района Красноярского края обеспечить горячими завтраком и обедом без взимания платы ФИО2 и ФИО1, суд обоснованно исходил из того, что исчисление величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.3 ст.11 Закона Красноярского края от 01 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», производится в соответствии с Законом Красноярского края от 27 декабря 2005 года № 17-4377 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы» органом местного самоуправления на основании документов (сведений) о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, представленных семьёй получателя одновременно с подачей заявления о назначении мер социальной поддержки. ФИО6 документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи суду не представила, то есть не подтвердила наличие у детей права на получение указанной меры социальной поддержки.

В указанной части решение сторонами не оспаривается, поэтому его законность и обоснованность в этой части не является предметом проверки судебной коллегии, поскольку в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части возмещения убытков, суд обоснованно исходил из того, что истица в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представила доказательств тому, что она несла расходы в указанный период в связи с не получением детьми мер социальной поддержки.

Доводы истицы о том, что размера убытков следует исчислять из размера денежных средств, которые ежемесячно предоставляются на каждого ребенка в рамках оказания государственной услуги по льготному питанию, не могут быть приняты во внимание, поскольку меры социальной поддержки в виде обеспечения детей из многодетных семей горячим питанием предоставляются в натуральном виде. Замена этих мер денежной компенсацией не предусмотрена. В этой связи требования истицы о взыскании расходов на питание в сумме 1406 рублей 16 копеек на одного обучающегося в возрасте от 6 до 11 лет и 1596 рублей 42 копейки на одного обучающегося в возрасте от 12 до 18 лет обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Законодатель установил ответственность в виде компенсации морального вреда, лишь за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие, гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе - ст. 1100 ГК РФ.

Истица не представила доказательств причинения ей морального вреда действиями ответчика в соответствии со ст.56 ГПК РФ, в связи с чем суд обоснованно отказал ей в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, с чем суджебная коллегия соглашается.

Судом первой инстанции всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права.

Доводов апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 7 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: