ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12767/2013 от 20.01.2014 Пермского краевого суда (Пермский край)

 Судья Зяблицева Н.Б.

 Дело№ 33-273-2014

 20.01.2014 г.

 Апелляционное определение

 Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Кириенко Е.В.,Панковой Т.В. при секретаре Цыганковой Е.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 29.11.2013 г., которым постановлено:

 Возложить на администрацию городского округа «Город Губаха» обязанности: включить ФИО1 в Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, планируемых к расселению и сносу в рамках реализации «Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году»; заключить с ФИО1 договор выкупа квартиры № ** общей площадью 63,6 кв.м, в доме № ** по улице ****; выплатить ФИО1 безвозмездную субсидию на приобретение жилья в сумме **рублей.

 Решение в части возложения обязанности включить в Список и заключить договор выкупа подлежит немедленному исполнению.

 Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения представителя Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «Город Губаха» о возложении обязанности включить ее в Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, планируемых к расселению и сносу в рамках реализации «Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году»; заключить с ней договор выкупа квартиры № ** общей площадью 63,6 кв.м, расположенной в доме № ** по ул. ****; выплатить ей безвозмездную субсидию на приобретение жилья в сумме **рублей.; обратить решение суда к немедленному исполнению.Свои требования мотивировала тем,что является собственником жилого помещения в доме, включенном в перечень домов, расположенных на территории городского округа, подлежащих расселению и сносу в рамках реализации подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов в 2013 году». Она передала ответчику необходимые документы для участия в программе по переселению.Однако,ответчик обязанности по своевременному оформлению документов и включению её в заявку на получение жилищной субсидии в 2013 году не выполнил.

 Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии решения об отказе в иске просит в апелляционной жалобе Администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края. Заявитель указывает, что судом неправильно определен круг ответчиков по делу.Муниципальная программа «Ликвидация ветхих (аварийных ) домов...» реализуется в том числе за счет средств бюджета Пермского края.Денежные средства в рамках предоставления безвозмездной субсидии выделяются на основании решения Правительства Пермского края.Суд в удовлетворении ходатайства о привлечении Правительства Пермского края в качестве соответчика отказал,в решении указал на обязанность ответчика произвести выплату безвозмездной субсидии,то есть произвести действия, возможность совершения которых не зависит от воли ответчика,поскольку предоставление средств бюджета Пермского края производится на основании решения Правительства Пермского края.Судебным решением,по мнению заявителя,затронуты права и обязанности Правительства Пермского края, не привлеченного к участию в деле. Заявитель полагает,что судом не дана должная оценка доказательствам,приведенным истцом: обязывая ответчика выплатить истцу безвозмездную субсидию на приобретение жилья в сумме **рублей.судом не принял во внимание, что данная субсидия предоставляется как за счет средств местного бюджета,так и за счет средств бюджета Пермского края.Истцом не указано и судом не установлено в каком объеме и соотношении используются средства местного и краевого бюджетов.Данное обстоятельство имеет значение,так как средства бюджета Пермского края для выплаты субсидии на реализацию муниципальных проектов предоставляются местному бюджету только при условии положительного решения данного вопроса Правительством Пермского края и издания им соответствующего нормативного акта. Заявитель указывает также,что истец обратилась к ответчику с заявлением об участии в Программе 20.08.2013 г.- после истечения установленного п.3.1 Постановления Правительства Пермского края от 08.02.2008 г. № 14П срока формирования и направления на рассмотрение в уполномоченный орган по реализации подпроекта «Капитальный ремонт многоквартирных домов», либо «Ликвидация ветхих(аварийных) домов» заявки на предоставление субсидий на реализацию муниципальных проетов, составляющего 60 дней после опубликования закона Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год либо о внесении изменений и дополнений в этот закон. Последние изменения в закон Пермского края о бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов внесены Законом Пермского края от 05.06.2013 г. № 204 ПК, опубликованного 10.06.2013 г. Невключение истца в заявку на предоставление субсидий произошло не по вине ответчикам в результате несвоевременного предоставления документов истцом.

 Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.

 При рассмотрении дела судом обоснованно и правильно применены нормы ст. 32 ЖК РФ, Постановления Правительства Пермского края № 14-П от 08.02.2008 г. «Об утверждении порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье».

 Как установлено судом первой инстанции, 30 июня 2011 года межведомственная комиссия Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района составила заключение о признании жилого дома № ** по улице **** аварийным и подлежащим сносу. 04 апреля 2013 года Решением Губахинской городской Думы № 49 утвержден муниципальный проект, регулирующий проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье». 19 апреля 2013 года ответчик вывесил объявление на доме с предложением срочно, до 25.04.2013, сообщить о намерении участвовать в проекте. 20 мая 2013 года администрация городского округа «Город Губаха» утвердила реестр домов, в котором указано, что дом №13 подлежит сносу, а проживающие в нем граждане подлежат расселению в 2013 году. К 06.06.2013 ответчиком составлен Список граждан, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений, расположенных в ветхих (аварийных) домах, планируемых к расселению и сносу в рамках реализации «Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа, в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» в 2013 году. Квартира №** в список не включена. 06.06.2013 года муниципальная адресная программа «Переселение граждан и снос ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа в 2013 году» ответчиком утверждена и заявка на предоставление субсидий на реализацию муниципального проекта направлена в Правительство Пермского края. 20 августа 2013 года, на основании договора купли-продажи квартиры, в ЕГРП сделана запись регистрации № ** права собственности за истцом на квартиру площадью 63,6 кв.м. по адресу: **** 20 августа2013 года истец передала ответчику документы, необходимые для получения безвозмездной субсидии в рамках муниципальной программы. 17 сентября 2013 года ответчик отказал истцу во включении в список участников программы мотивируя тем, что заявка на предоставление субсидий направлена в Министерство строительства и архитектуры Пермского края на утверждение в июне 2013 года, сообщил о возможном включении истца в адресную программу 2014 года.

 Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,суд первой инстанции исходил из того,что истец является собственником квартиры в доме,который в установленном законом порядке, компетентным органом, признан аварийным и подлежащим сносу. Техническое состояние дома в целом оценено как непригодное к дальнейшей эксплуатации вследствие недопустимого работоспособного технического состояния стен и ограниченно работоспособного состояния основных несущих строительных конструкций (фундаментов, перекрытия, крыши и кровли), угрожающих безопасности находящихся в нем людей. Администрация городского округа «Город Губаха» утвердила муниципальный проект, регулирующий проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», целью которого является снос ветхих (аварийных) домов для подготовки земельных участков под комплексную застройку территории округа. Участниками проекта являются в том числе граждане- собственники жилых помещений, проживающие в доме, включенном в муниципальную адресную программу. Переселение граждан осуществляется путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность благоустроенных жилых помещений на основании договора выкупа занимаемого жилого помещения за счет средств местного бюджета (п.п.2.3.,2.5.,2.6.).Обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, Администрация городского округа «Город Губаха» 20.05.2013г. утвердила Реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, включила дом в муниципальную адресную программу «Переселение граждан и снос ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа в 2013 году». Собственники жилых помещений в доме, за исключением прежнего собственника квартиры и истца, включены в Список граждан, подлежащих переселению в рамках реализации программы. 06.06.2013г. Администрация направила в Правительство Пермского края заявку на денежные средства для выплаты субсидий собственникам жилых помещений, проживающих в том числе и в доме №13.Поскольку ответчик принял решение об изъятии жилых помещений в указанном доме, путем включения в муниципальную программу, в соответствии с требованием ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, суд пришел к выводу о том,что истец, являющаяся собственником жилого помещения в доме, также как и другие собственники, вправе стать участником программы. Удовлетворяя ходатайство истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд исходил из того,что переселение граждан запланировано на ноябрь, а снос дома-на декабрь 2013 года.Размер субсидии определен судом с учетом средней расчетной стоимости строительства и приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующим муниципальным образованиям для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, ежеквартально утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края (утверждена Распоряжением Правительства Пермского края от 28.03.2013 года №84-рп «Об утверждении на II квартал 2013 года корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским округам)

 Пермского края для расчета средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам ) Пермского края для расчета размера субсидий,предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений».

 Судебная коллегия находит выводы суда правильными,основанными на верном определении судом обстоятельств,имеющих значение для дела,исследованных судом доказательствах,  противоречащими закону.

 Доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают, судом им дана надлежащая оценка.

 Так,отклоняя довод о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку реализация программы осуществляется за счет средств бюджета Пермского края, суд обоснованно исходил из положений ст. 1 Закона Пермского края «О региональном фонде софинансирования расходов «(действовавшего в период возникновения правоотношений и принятия решения суда),согласно которому субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Пермского края из бюджета Пермского края предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения при реализации приоритетных муниципальных проектов (программ) в рамках приоритетных региональных проектов, в том числе, проекта «Достойное жилье». В соответствии с п. 1.7. Порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», утвержденного 08.02.2008г., порядок определения размера и предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» устанавливается муниципальным проектом. Согласно п.2.1. Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих(аварийных) домов на территории Губахинского городского округа в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов »,приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», указанный проект определяет отбор объектов для включения в программу, порядок определения объемов расходов по объектам в составе муниципальной адресной программы. В связи с чем, суд обоснованно возложил обязанность по включению ФИО1, являющейся собственником жилого помещения в доме, признанном подлежащим сносу в 2013 году, в соответствующий список ;по заключению с ней договора выкупа жилого помещения и по выплате ей субсидии на Администрацию городского округа «Город Губаха». Довод жалобы о неправильном определении судом круга ответчиков отмену решения не влечет.

 В соответствии с п.3.1 Порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2008 № 14-П,заявки на предоставление субсидий на реализацию муниципальных проектов в том числе, подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов», на текущий финансовый год и плановый период формируют и направляют на рассмотрение в уполномоченный орган органы местного самоуправления. Согласно п.4.3 Порядка, субсидии на реализацию муниципальных проектов предоставляются местным бюджетам на основании соглашений о совместной деятельности, заключаемых органами местного самоуправления с Правительством Пермского края с целью реализации подпроектов регионального проекта. При таких обстоятельствах, довод жалобы о том, что истцом не указано и судом не установлено в каком объеме и соотношении используются средства местного и краевого бюджетов несостоятелен и отмену решения не влечет.

 Довод жалобы о том, что обращение истца к ответчику поступило после истечения срока направления заявки также не является основанием для отмены решения. Как правильно указал суд, муниципальные проект и программа не содержат каких-либо временных ограничений на подачу заявлений в текущем году собственниками жилых помещений в доме, включенном в программу. Как следует из п.3.8. Порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» внесение изменений в муниципальную программу, влекущих изменение размера субсидии на реализацию муниципального проекта, допускается.

 Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

 Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.

 Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Губахинского городского суда Пермского края от 29.11.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи