ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12798/2013 от 18.06.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Кашкаров С.В. Дело < номер обезличен >

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   18 июня 2013 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Перовой М.В., Цехомской Е.В.

по докладу судьи Перовой М. В.

при секретаре Рысине А.Ю.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 14 февраля 2013 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, УИО администрации муниципального образования город-курорт Анапа, МУП муниципального образования город-курорт Анапа «УЖКХ» о признании недействительными торгов по продаже муниципального имущества и применении послед­ствий недействительности сделки. В обоснование заявленных исковых требований указал, что 12 мая 2012 года в газете «Анапское Черноморье» в №57-58 (< номер обезличен >) и на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа www.anapa-offlcial.ru бы­ло опубликовано информационное сообщение о продаже муниципального имущества - отдельно стоящего здания, расположенного по адресу: < адрес обезличен >, Литеры А, А1, Б, В, Д, Е, общей площадью 250,4 кв.м. Данное имущество было вы­ставлено на продажу в соответствии с решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27 декабря 2011 года №230 «Об утверждении Прогнозного плана (Программы) приватизации объектов муни­ципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа на 2012 год». В соответствии с условиями сообщения он подал заявку на участие в аукционе. Однако в Протоколе №1 рассмотрения заявок на предмет соответствия требованиям по организа­ции продажи муниципального имущества без объявления цены от 14 июня 2012 года его заявка была признана якобы не соответствующей требованиям, установленным продавцом, так как в составе заявки отсутствует опись предоставленных документов. Единственным претендентом, допущенным к про­даже муниципального имущества в соответствии с Протоколом №1 от 14 июня 2012 года стал ФИО2, при этом сумма, заявленная ФИО1 в качестве предло­жения о цене покупки муниципального имущества, значительно превышала цену покуп­ки магазина ФИО2 Решением Анапского городского суда от 26 июня 2012 года, вступившим в закон­ную силу, не допуск его к участию в аукционе по продаже муниципального имущества был признан незаконным. На основании решения Комиссии по приватизации согласно протоколу об отмене торгов по продаже муниципального имущества от 12 июля 2012 года, тор­ги по продаже без объявления цены муниципального имущества, расположенного по ад­ресу: < адрес обезличен >, были отменены. При этом, как ему стало известно только в декабре 2012 года из сообщения Анапской межрайонной прокуратуры, здание мага­зина по адресу: < адрес обезличен >, летом 2012 года было передано в хозяйст­венное ведение МУП «УЖКХ». Передача была проведена незаконно, так как эксплуатация магазина, осуществление торговой деятельности, направ­ленной на извлечение дохода, в том числе организация розничной торговли алкогольной продукцией, не соответствует уставным целям данной организации. При этом до государ­ственной регистрации права хозяйственного ведения на основании объявления МУП «УЖКХ» в газете «Вольная Кубань» от 20 июля 2012 года здания, расположенные по адресу: < адрес обезличен >, были выставлены на торги. Кроме того, инфор­мация о продаже указанных зданий на официальном сайте торгов Российской Федерации отсутствовала, в связи с чем, ФИО1 был лишен возможности принять участие в торгах. Бездействие адми­нистрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившееся в сокрытии информации о проведении торгов от широких слоев населения РФ, нарушило его права на участие в открытых торгах, уста­новленные п. 1 ст. 448 ГК РФ. Просил суд признать недействительными торги, проведенные 20 августа 2012 года в отношении муниципального имущества - отдельно стоящего здания (литеры А, А1, Б, В, Д, Е), расположенного по адресу: < адрес обезличен >, и применить последствия недействительности сделки в виде двусторонней рес­титуции.

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Сено­косов М.Н.

В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, просил суд их удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа и УИО администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности ФИО3 в судебном засе­дании не признала заявленные исковые требования, просила суд отказать в их удовлетворении.

ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления ФИО1, просил суд отказать в его удовлетворении.

Обжалуемым решением Анапского городского суда от 14 февраля 2013 года ФИО1 в удовлетворении иска к админист­рации муниципального образования город-курорт Анапа, УИО администрации муниципального образования город-курорт Анапа, МУП муниципального образования город-курорт Анапа «УЖКХ», ФИО4 о признании недействительными торгов, проведенных 20 августа 2012 года в от­ношении муниципального имущества - отдельно стоящего здания (литеры А, А1, Б, В, Д, Е), расположенного по адресу: < адрес обезличен >, и применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение Анапского городского суда от 14 февраля 2013 года отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные им исковые требования. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования материалов дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав ФИО1, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Анапского городского суда от 26 июня 2012 года по делу < номер обезличен >, вступившим в законную силу 27 июля 2012 года, удовлетворено заявление ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления. Суд обязал управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод ФИО1 Решение о признании заявки ФИО1 на участие в продаже муниципального имущества по адресу: < адрес обезличен >, без объявления цены не соответствующим требованиям, установ­ленным продавцом (п. 7.6. Протокола №1 от 14.06.2012 г.), признано незаконным.

04 сентября 2012 года ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа по вопросу проведения повторного аукциона по продаже муниципального имущества - от­дельно стоящего здания по адресу: < адрес обезличен > Литеры А, А1, Б, В, Д, Е общей площадью 250,4 кв.м.

Письмом администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 26 сентября 2012 года ФИО1 со­общено о том, что торги по продаже муниципального имущества по адресу: < адрес обезличен >, на основании заключения Правового управления администрации муниципального образования город-курорт Анапа < номер обезличен > от 12 июля 2012 года были отменены.

Письмом и.о. Анапского межрайонного прокурора Балагурова Г.А. от 05 декабря 2012 года на обращение ФИО1 сообщено, что проверкой выявлены на­рушения закона при приватизации пяти объектов, расположенных по адресу: < адрес обезличен >, включенных решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 27.12.2011 года №230 в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества на 2012 год, переданных в 2010 году в хозяйственное ведение МУП «УЖКХ». Проверкой установлены нарушения при проведении процедуры торгов в отношении указанных объектов, однако 12 июля 2012 года торги по продаже указанного муниципального имущества были отменены, договор куп­ли-продажи имущества с ФИО2 не заключался, имущество ему не передава­лось. Установлено, что 16 июля 2012 года в УИО администрации муниципального образования город-курорт Анапа поступило обращение директора МУП «УЖКХ» о даче согласия на продажу объектов недвижимости, закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения и расположенных по адресу: < адрес обезличен >, в результате чего решением комиссии УИО администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 16 июля 2012 года реализация указанного имущества МУП «УЖКХ» была согласована. МУП «УЖКХ» была опубликована информация о проведе­нии открытых торгов в форме аукциона в газете «Вольная Кубань» от 20.07.2012 года №103, которые были назначены на 20 августа 2012 года. Всего на участие в торгах поступило три заявки, в соответствии с протоколом открытого аукциона от 20 августа 2012 года №2 его победителем признан ФИО4 12 сентября 2012 года между МУП «УЖКХ» и ФИО4 заклю­чен договор купли-продажи объектов недвижимости по цене 3210000 руб. 17 сентября 2012 года стоимость имущества оплачена покупателем в полном объеме, после чего 18 сентября 2012 года имущество было передано ему по акту приема-передачи. Нарушений зако­нодательства о муниципальных унитарных предприятиях, о конкуренции при реализации МУП «УЖКХ» принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения объектов недвижимости не установлено. Имущество реализовано на открытых торгах, с согласия собствен­ника, по рыночной цене. Жалоб от участников торгов в Анапскую межрайонную прокура­туру не поступало. На момент проведения торгов право хозяйственного ведения МУП «УЖКХ» на реализуемое имущество было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Судом первой инстанции установлено, что распоряжением главы муниципального образования город-курорт Анапа от 10 июня 2008 года №1843-р «О включении в Реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа» на основании проведен­ной инвентаризации муниципального имущества решено включить в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа здание магазина, находящегося по адре­су: < адрес обезличен >.

Согласно Приказу УИО администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 20 октября 2010 года < номер обезличен > в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия муниципального образования город-курорт Анапа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» переданы объекты муниципальной собственности, расположенные по адресу: < адрес обезличен >, отдельно стоящее здание магазина (литер А, А1), павильон (литер Б), павильон (литер В), склад (литер Д), сторожка (литер Е).

Передача указанного недвижимого имущества в хозяйственное ведение МУП «УЖКХ» от УИО администрации муниципального образования город-курорт Анапа подтверждена актом приема-передачи недвижимости от 27 октября 2010 года.

Согласно ч. 2 ст. 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предпри­ятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ч. 1 ст. 299 ГК РФ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества уни­тарному предприятию, таким образом, ответчику МУП «УЖКХ» спорное недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения с 2010 года.

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 16.08.2012 года < номер обезличен >, < номер обезличен >, < номер обезличен >, < номер обезличен >, < номер обезличен > зарегистрировано право хозяйствен­ного ведения МУП «УЖКХ» на здание магазина №38 литер А, А1, павильон литер В, павильон литер Б, сторожку литер Е, склад литер Д, расположенные по адресу: < адрес обезличен >, на основании Приказа о передаче МУП «УЖКХ» в хозяйст­венное ведение объектов муниципальной собственности от 20 октября 2010 года №203 и Акта о приеме-передаче объекта основных средств от 31 января 2012 года.

Доказательств незаконности передачи указанного муниципального недвижимого имущества в хозяйственное ведение МУП «УЖКХ» истцом в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие, которо­му имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и рас­поряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отда­вать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Суд первой инстанции правильно указал, что указанное требование закона, а также нормы п.п. 2 и 3 ст. 18 Закона «О государст­венных и муниципальных унитарных предприятиях» предоставляют муниципальному предприятию право распоряжаться недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, в том числе продавать его с согласия собственника этого имущества и при условии, что распоряжение осуществляется в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Из материалов дела следует, что МУП «УЖКХ» в адрес УИО администрации муниципального образования город-курорт Анапа поступило заяв­ление о даче согласия на продажу имущества, расположенного по адресу: < адрес обезличен >, для пополнения оборотных средств предприятия.

В соответствии с Протоколом заседания комиссии по вопросам подготовки пред­ложений о даче согласия на совершение сделок муниципальным унитарным предприяти­ям и муниципальным учреждениям муниципального образования город-курорт Анапа от 16 июля 2012 года решено дать согла­сие МУП «УЖКХ» на реализацию посредством проведения аукциона по рыночной стоимости, определенной независимой экспертизой, имущества предприятия, находящегося в хозяйственном ведении, следующих объектов недвижимого имущества, расположен­ных по адресу: < адрес обезличен > - отдельно стоящее здание магазина ли­тер А, А1, павильон литер Б, павильон литер В, склад литер Д, сторожка литер Е.

Согласно Отчету ООО «Межрегиональный центр экспертиз и консалтинга «Экско» < адрес обезличен > от 15 мая 2012 года рыночная стоимость объектов недвижимости, общей площадью 250,4 кв.м., расположенных по адресу: < адрес обезличен >, по состоянию на 15 мая 2012 года составляет 3210000 руб.

Из материалов дела также следует, что продажа спорного имущества осуществлена путем проведения аукциона в порядке ст.ст. 447, 448 ГК РФ.

Согласно положениям ст. 447 ГК РФ договор может быть заключен путем про­ведения торгов с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может вы­ступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права.

Статья 448 ГК РФ устанавливает организацию и порядок проведения тор­гов, согласно которым извещение о проведении торгов должно быть сделано организа­тором не менее чем за тридцать дней до их проведения, и должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а так­же сведения о начальной цене.

Судом первой инстанции установлено, что в газете «Вольная Кубань» №103 (25734) от 20 июля 2012 года было опубликовано объявление о проведении открытого аукциона в отношении зданий литер Д, В, А, А1, Б, Е, общей площадью 250,4 кв.м., расположенных по адресу: < адрес обезличен >, организатором торгов ООО «АК «Гарант», указано на обременения третьих лиц - право хозяйственного ведения МУП «УЖКХ», начальная цена составляет 3210000 руб., дата и место про­ведения аукциона и подведения его итогов - < адрес обезличен >, – 20 августа 2012 года с 10.00.

С учетом положений ч. 1 ст. 299 ГК РФ, ч. 2 ст. 11 Закона «О государствен­ных и муниципальных унитарных предприятиях», устанавливающих, что право на иму­щество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения соб­ственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарно­му предприятию, суд первой инстанции правильно признал необоснованными доводы истца о том, что МУП «УЖКХ» дало объявление о распоряжении не принадлежащим ему имуществом, по­скольку МУП «УЖКХ» спорное недвижимое имущество принадлежало на праве хо­зяйственного ведения с 2010 года.

Согласно Протоколу №1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе и признания претендентов участниками открытого аукциона от 17 августа 2012 года заявки на участие в аукционе были поданы от ФИО5, ФИО6 и ФИО4 В результате рассмотрения заявок на предмет их соответствия требованиям аукционной документации Комиссия по приватизации приняла решение признать единственным участником ФИО4

Частью 5 ст. 448 ГК РФ установлено, что лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного ука­занного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.

Согласно Протоколу №2 от 20 августа 2012 года открытого аукциона по продаже му­ниципального имущества город-курорт Анапа, организатором которого является МУП «УЖКХ» муниципального образования город-курорт Анапа, Комиссией по приватизации единогласно принято решение о заключе­нии между МУП «УЖКХ» и ФИО4 в течение 20 рабочих дней с даты подведения итогов аукциона договора купли-продажи имущества - зданий литер Д, В, А, А1, Б, Е, общей площадью 250,4 кв.м., расположенных по адресу: < адрес обезличен >, по цене 3210000 руб.

В соответствии с договором купли-продажи от 17 сентября 2012 года МУП «УЖКХ» продало ФИО4 за 3210000 руб. здания литера Д, В, А, А1, Б, Е, распо­ложенные по адресу: < адрес обезличен >, передача которых подтверждена актом приема-передачи от 18 сентября 2012 года.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что торги в форме аукциона по реализации принадлежавшего муниципальному образованию город-курорт Анапа имущества, на­ходящегося на праве хозяйственного ведения МУП «УЖКХ», расположенного по адресу: < адрес обезличен > - зданий литер Д, В, А, А1, Б, Е, которые состоя­лись 20 августа 2012 года, были проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд первой инстанции правильно указал, что проведение торгов для заключения договоров о продаже вещи или имущественно­го права, в силу п. 3 ст. 447 ГК РФ, обязательно исключительно в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе.

Так, при приватизации муниципального имущества продажа на аукционе или кон­курсе является способами приватизации этого имущества, предусмотренными ст. 13 Фе­дерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и му­ниципального имущества». Однако действие указанного Федерального закона не рас­пространяется на отношения, возникающие при отчуждении муниципальными унитар­ными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении (.п. 9 п. 2 ст. 3 указанного Закона).

Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкурен­ции» регулирует порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав вла­дения и (или) пользования в отношении муниципального недвижимого имущества, при­надлежащего муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного веде­ния, однако ее положения не распространяются на договоры по отчуждению такого имущества.

Судом первой инстанции правильно указано, что нормы действующего федерального законодательства не предусматривают обязательного проведения торгов для заключения договоров купли-продажи имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муници­пальными унитарными предприятиями, в связи с чем, для продажи такого имущества, не требуется ни согласия антимонопольного органа, ни проведения торгов.

Таким образом, судом первой инстанции обосновано признаны несостоятельными доводы истца, о необходимости размещения объявления о приватизации муниципального имущества на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа - anapa-official.ru.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением пра­вил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску за­интересованного лица. Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недейст­вительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использовани­ем мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведе­ния торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заклю­ченной на торгах сделки. При рассмотрении иска о признании публичных торгов недей­ствительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными я повлияли ли они на результат торгов.

Суд первой инстанции правильно указал, что смена собственника спорного магазина по адресу: < адрес обезличен >, не затрагивает права истца ФИО1, инте­ресы не нарушены, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных им исковых требований не имеется.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано, в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.

Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: