ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12808/17 от 16.01.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Кузьменко Л.В.

Докладчик Вегелина Е.П. Дело № 33-354/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Белик Н.В.

судей Вегелиной Е.П., Крейса В.Р.

при секретаре Левицкой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 16 января 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Западно-Сибирской дирекции управления движением- Центральная дирекция управления движением - филиала ОАО «РЖД» о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 04 октября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вегелиной Е.П., объяснения представителя истца – Ф.И.О., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с суд с иском к ОАО «РЖД», в котором после отказа от части исковых требований и с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на станции Ояш, а именно: в течение года со дня вступления решения в законную силу оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие; обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности; сформировать или привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства.

В обоснование иска указано, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в ОАО «РЖД», в ходе которой установлено, что требования законодательства соблюдаются не в полном объеме.

Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 04 октября 2017 года исковые требования удовлетворены. ОАО «РЖД» обязано устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Ояш, а именно: в течение года со дня вступления решения в законную силу оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие; обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности; сформировать или привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства. С ОАО «РЖД» взыскана в доход местного бюджета госпошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» - Ф.И.О. просит решение отменить, принять по данному делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд необоснованно не принял во внимание довод Ответчика о невозможности оснащения станции Ояш инженерно-техническими средствами в связи с отсутствием требований к сертификации инженерно-технических средств и технических средств, прошедших процедуру сертификации.

Суд неполно исследовал предоставленные Ответчиком в материалы дела письма из ФСБ РФ, МВД РФ, МЧС России, Минтранса России, Федерального агентства связи. В каждом из представленных писем указано, что в настоящее время отсутствуют сертифицированные инженерно-технические средства, Суд же данный довод не принял во внимание.

По мнению ответчика, суд необоснованно не применил закон, подлежащий применению, а именно п. 8 ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности», что привело к принятию незаконного решения.

Кроме того, апеллянт считает, что у прокурора отсутствовали основания для обращения в суд с исковым заявлением, обязывающим ОАО «РЖД» оснастить станцию Ояш инженерно- техническими средствами.

Исковое заявление Новосибирским транспортным прокурором подано в суд 02.09.2016 г. на основании действующих на тот момент Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. № 43.

Согласно ч. 8 ст. 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. № 12-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством РФ.

При этом Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969, вступившим в силу 30.03.2017 г.

Таким образом, со стороны ОАО «РЖД» не проявлено бездействие, как указал в своем решении суд. У ответчика до этого момента фактически и не было возможности исполнения требований законодательства, касающихся установки сертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Суд необоснованно возложил на ответчика обязанность на станции Ояш сформировать или привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства.

Ссылаясь на положения Закона «О транспортной безопасности», указывает, что согласно Реестру, размещенному на официальном сайте Росжелдора, аккредитацию в качестве подразделений транспортной безопасности прошли 4 организации. Как уже было выше сказано, прокурор обратился с иском в суд 02.09.2016 г. В штате же ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Западно-Сибирской железной дороге отсутствует достаточное количество работников, которые могли бы быть привлечены к выполнению обязанностей по защите объектов ОАО «РЖД» от актов незаконного вмешательства.

Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения. Вопрос о наличии реальной, объективной возможности ОАО «РЖД» сформировать или привлечь на станции Ояш подразделения транспортной безопасности на момент обращения прокурора с иском, судом не исследовался.

При вынесении обжалуемого решения суд основывал свои выводы на Требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 г. № 495 и вступивших в силу с 1 июля 2017 г., уже после предъявления искового заявления в суд и за менее чем за 3 месяца до вынесения судебного решения.

Таким образом, учитывая, что положения о сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности являются новыми в российском законодательстве, механизм их реализации находится еще в стадии становления и разработки, понуждение ОАО «РЖД» в судебном порядке к их исполнению является преждевременным.

Кроме того, в решении не указано, какими конкретно техническими средствами обеспечения транспортной безопасности необходимо оборудовать данные пункты и в каком объеме, что делает решение суда фактически не исполнимым.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как указано в ч. 2 ст. 2 ФЗ от 09.09.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Пунктом 4 статьи 2 названного закона предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Частью 2 статьи 20 ФЗ от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Ранее действующий приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 г. № 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 г. № 495, утвердившего новые требования.

В силу подп. 3, 6, 26, 27 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 г. № 495 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), с которыми имеется технологическое взаимодействие;

обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности.

Согласно приказу Минтранса РФ от 11.02.2010 года № 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в ОАО «РЖД», в ходе которой установлено, что ответчику на праве собственности принадлежит железнодорожная станция Ояш, где ответчиком нарушаются требования обеспечения транспортной безопасности.

Постанавливая обжалуемое решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ст. 4, ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 20 ФЗ «О транспортной безопасности», п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 г. № 495, исходил из того, что обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД», доказательств исполнения указанных норм закона в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах материального права.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 9 ФЗ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (ч. 4).

Установив факт отсутствия оборудования железнодорожного вокзала на станции Мошково инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности и необходимыми средствами управления и связи в полном объеме, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, доводы апеллянта об обратном несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы о невыполнений требований действующей законодательства по независящим от ОАО «РЖД» причинам, так как не определен порядок сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленный частью 8 статьи 12.2 ФЗ № 16-ФЗ без которого исполнить требования невозможно, отклоняются, поскольку постановлением Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 г. утверждены Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 г. вступили в силу лишь 30.03.2017 г., то есть после обращения прокурора в суд, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку актуальность требований прокурора в связи с принятием указанного выше постановления Правительством РФ продолжается оставаться.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 г., данное постановление вступило в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования, а именно 30.03.2017 года. Поскольку спор разрешен судом 05.09.2017 г., указанные положения приведенных нормативно-правовых актов обоснованно положены в основу судебного акта.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд неполно исследовал представленные в дело письма из ФСБ РФ, МВД РФ, МЧС России, Минтранса России, Федерального агентства связи, которые подтверждают отсутствие сертифицированных инженерно-технических средств, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на субъекте транспортной безопасности лежит обязанность обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения не учтено отсутствие возможности привлечения подразделений транспортной безопасности в связи с отсутствием в Сибирском Федеральном округе сил обеспечения транспортной безопасности, прошедших аттестацию, являются необоснованными и опровергаются сведениями, размещенными на официальном сайте Росжелдора www.roszeldor.ru/trans_save/page319/page367, по Сибирскому территориальному управлению имеется список, согласно которому свидетельства об аттестации получили 62 человека.

Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам судом дана правильная юридическая оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с требованиями норм материального права регламентирующих спорные правоотношения. Существенных нарушений норм материального и процессуального права ставящих под сомнение обжалуемый судебный акт районным судом не допущено.

Таким образом, выводы, приведенные в оспариваемом решении, судебная коллегия находит правильными, должным образом мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 04 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи