ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1280/2014 от 18.02.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Судья Демидова Г.Г.

 Судья-докладчик Николаева Т.В. № 33-1280/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 18 февраля 2014 года г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Быковой А.В.,

 судей Скубиевой И.В. и Николаевой Т.В.,

 при секретаре Березовской Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Усолье-Сибирское в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования, администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 о признании постановлений недействительными, признании недействительными договоров купли-продажи, применении последствий недействительности сделки, признании права собственности, прекращении права собственности, обязать возвратить земельные участки в собственность Российской Федерации,

 по апелляционному представлению прокурора г. Усолье-Сибирское на решение Усольского городского суда Иркутской области от 18 декабря 2013 года,

 УСТАНОВИЛА:

 В обоснование исковых требований, заявленных в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, прокурор г. Усолье-Сибирское указал, что проведенной прокуратурой города Усолье-Сибирское проверкой установлено, что <дата изъята> постановлением мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования за <номер изъят> Р.В.И. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства. На основании вышеуказанного постановления право собственности Р.В.И. на данный земельный участок было зарегистрировано. <дата изъята> Р.В.И. заключил договор купли-продажи указанного земельного участка с гр. ФИО1, который <дата изъята> заключил договор купли-продажи указанного земельного участка с гр. ФИО4, заключившей <дата изъята> договор купли-продажи этого земельного участка с гр. ФИО5

 Постановлением мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> ФИО3 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят>, для ведения огородничества. Право собственности ФИО3 на данный земельный участок зарегистрировано.

 Постановлением мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> изменено целевое назначение данного земельного участка – для индивидуального жилищного строительства.

 <дата изъята> ФИО3 заключила договор купли-продажи данного земельного участка с ФИО1, право собственности последнего было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата изъята>.

 Распоряжением главы сельского поселения Сосновского муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> вышеуказанному земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес изъят>.

 <дата изъята> ФИО1 заключил договор купли-продажи данного земельного участка с ФИО6, которая <дата изъята> заключила договор купли-продажи данного земельного участка с ФИО7

 Также, постановлением мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> ФИО2 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства.

 На основании вышеуказанного постановления право собственности ФИО2 на данный земельный участок зарегистрировано.

 <дата изъята> ФИО2 заключил договор купли-продажи данного земельного участка с ФИО1, право собственности которого зарегистрировано в установленном законом порядке <дата изъята>. <дата изъята> ФИО1 заключил договор купли-продажи указанного земельного участка с гр. ФИО8, которая <дата изъята> заключила договор купли-продажи данного земельного участка с гр. ФИО7

 Постановления мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования «О предоставлении в собственность земельного участка»: <номер изъят> от <дата изъята>, <номер изъят> от <дата изъята>, <номер изъят> от <дата изъята>, а также распоряжение главы сельского поселения Сосновского муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> «О присвоении почтового адреса» подлежат признанию недействительными, поскольку земельные участки предоставлены в собственность данными постановлениями в нарушение земельного законодательства.

 Так, по результатам натурного обследования сотрудниками территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству было определено, что вышеуказанные земельные участки расположены в квартале <номер изъят>, выдел <номер изъят> технического участка <номер изъят> на территории лесного фонда <данные изъяты>  Усольского участкового лесничества, на покрытой лесом площади, средний возраст сосны 60-80 лет, эксплуатационная группа лесов. Выявлено, что на территории лесного фонда расположены постройки.

 Согласно заключению территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усольскому лесничеству <номер изъят> от <дата изъята>, данные земельные участки отнесены к землям лесного фонда РФ. На основании свидетельства о государственной регистрации права <номер изъят>, выданного <дата изъята> земли лесного фонда в Усольском районном муниципальном образовании являются собственностью Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области <номер изъят> от <дата изъята> «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам» утвержден лесохозяйственный регламент Усольского участкового лесничества, в структуру которого включен технический участок <номер изъят> <данные изъяты>  общей площадью <данные изъяты> .

 Поскольку произошло выделение земельного участка и последующая передача права собственности на данный земельный участок, собственником которого фактически является Российская Федерация, без согласия собственника, постановления главы администрации подлежат признанию недействительными, а договоры купли-продажи должны быть признаны недействительными (ничтожными) сделками.

 В результате указанных действий нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), в силу ст. 11 Лесного кодекса РФ, имеющих право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

 На основании изложенного, прокурор г. Усолье-Сибирское просил суд признать недействительными:

 - постановление мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> «О предоставлении Р.В.И. в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства;

 - постановление мэра муниципального района, Усольского районного муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> «О предоставлении ФИО3 в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят>, для ведения огородничества»;

 - распоряжение главы сельского поселения Сосновского муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> «О присвоении почтового адреса <адрес изъят>»;

 - договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, заключенный <дата изъята> между Р.В.И. и ФИО1, в силу ничтожности, применить последствия недействительной сделки;

 - договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, заключенный <дата изъята> между ФИО2 и ФИО1, в силу ничтожности, применить последствия недействительной сделки;

 - договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят> (ныне <адрес изъят>), кадастровый номер <номер изъят>, заключенный <дата изъята> между ФИО3 и ФИО1, в силу ничтожности применить последствия недействительной сделки;

 - договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, заключенный <дата изъята> между ФИО1 и ФИО8, в силу ничтожности, применить последствия недействительной сделки;

 - договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, заключенный <дата изъята> между ФИО8 и ФИО7, в силу ничтожности, применить последствия недействительной сделки;

 - договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят> (ныне <адрес изъят>), кадастровый номер <номер изъят>, заключенный <дата изъята> между ФИО1 и ФИО6, в силу ничтожности, применить последствия недействительной сделки;

 - договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят> (ныне <адрес изъят>), кадастровый номер <номер изъят>, заключенный между ФИО6 и ФИО7 от <дата изъята>, в силу ничтожности, применить последствия недействительной сделки;

 - договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, заключенный <дата изъята> между ФИО1 и ФИО4, в силу ничтожности, применить последствия недействительной сделки;

 - договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят>, заключенный <дата изъята> между ФИО4 и ФИО5, в силу ничтожности, применить последствия недействительной сделки.

 Признать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят> собственностью Российской Федерации, право собственности ФИО7 на земельный участок площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят>, прекратить. Признать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят> собственностью Российской Федерации, право собственности ФИО5 на земельный участок площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят>, прекратить.

 Признать земельный участок, которому главой сельского поселения Сосновского муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> «О присвоении почтового адреса» присвоен почтовый адрес: <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят> собственностью Российской Федерации, право собственности ФИО7 на земельный участок площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят>, прекратить.

 Обязать гр. ФИО7 возвратить земельный участок площадью <данные изъяты> , расположенный по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят> в собственность Российской Федерации.

 Обязать гр. ФИО5 возвратить земельный участок площадью <данные изъяты> , расположенный по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят> в собственность Российской Федерации.

 Обязать гр. ФИО7 возвратить земельный участок площадью <данные изъяты> , расположенный по адресу: <адрес изъят>, кадастровый номер <номер изъят> в собственность Российской Федерации.

 Решением Усольского городского суда Иркутской области от 18 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований прокурора г. Усолье-Сибирское, заявленных в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, отказано.

 В апелляционном представлении прокурор г. Усолье-Сибирское – Шергин Р.Ю. ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

 Прокурор считает необоснованным вывод суда о том, что спорные земельные участки на момент их предоставления были расположены в границах Сосновского муниципального образования, а в настоящее время утвержден генеральный план Сосновского МО от <дата изъята>, согласно которому спорные земельные участки входят в его состав и предназначены для индивидуального жилищного строительства. Суд не принял во внимание, что границы лесного фонда на территории Сосновского МО Усольского района были установлены материалами лесоустройства 1984 года, генеральный план и правила землепользования и застройки Сосновского МО, на момент предоставления спорных земельных участков в собственность гражданам, отсутствовали. Кроме того, генеральный план Сосновского МО от <дата изъята> не прошел согласования с федеральным агентством лесного хозяйства, что является обязательной процедурой в силу п. 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства от 23.09.2010 № 736.

 Немотивированным, по мнению прокурора, является вывод суда об отсутствии доказательств, свидетельствующих о принадлежности спорного земельного участка к лесному фонду и непринятии представленных истцом акта проверки соблюдения земельного законодательства от <дата изъята>, структуры лесничества и карты-схемы Усольского района. Между тем, прокурором суду были представлены достаточные доказательства принадлежности спорного земельного участка лесному фонду, а именно, свидетельство о государственной регистрации права собственности от <дата изъята>, лесохозяйственный регламент Усольского лесничества, выкопировка из лесохозяйственного регламента Усольского участкового лесничества, письмо Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области <номер изъят> от <дата изъята>, акт проверки от <дата изъята>.

 Прокурор считает, что вывод суда о том, что границы земель Усольского лесничества и лесного фонда в Усольском лесничестве на местности не закреплены, и о том, что землеустройство с целью установления местоположения земель лесного фонда не проводилось, противоречит исследованным в судебных заседаниях достаточным, относимым и допустимым доказательствам принадлежности спорного земельного участка к лесному фонду Российской Федерации.

 Кроме того, по мнению прокурора, необоснованным является вывод суда о том, что на момент предоставления гражданам в собственность спорных земельных участков не было произведено разграничение земель между землями государственной и муниципальной собственности, следовательно, орган местного самоуправления вправе был распоряжаться ими. Суд не принял во внимание приведенные прокурором нормы закона, исходя из которых в состав территории сельского поселения (т.е. муниципального образования) могут входить разные категории земель – лесного фонда, населенных пунктов и т.д. Таким образом, нахождение участка лесного фонда на территории Сосновской администрации Усольского района само по себе не дает право мэру администрации Усольского района распоряжаться данными участками.

 Судом также не указано, в соответствии с каким ранее действующим законодательством, предоставлены гражданам спорные земельные участки, в связи с чем, право собственности на них не может быть прекращено.

 В письменных возражениях на апелляционное представление ответчик ФИО7 указывает на законность и обоснованность оспариваемого прокурором г. Усолье-Сибирское решения, в связи с чем, полагает, что оно не подлежит отмене или изменению.

 Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., пояснения прокурора Нарижняк О.Н., ответчика ФИО1, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права.

 Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемыми прокурором г. Усолье-Сибирское постановлениями мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования: <номер изъят> от <дата изъята>, <номер изъят> от <дата изъята>; <номер изъят> от <дата изъята>, предоставлены в собственность бесплатно земельные участки Р.В.И. - площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят> (кадастровый номер <номер изъят>), для индивидуального жилищного строительства; ФИО3 – площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят> (кадастровый номер <номер изъят>), для ведения огородничества, а впоследствии, в соответствии с постановлением мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> -для индивидуального жилищного строительства; а также ФИО2 – площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят> (кадастровый номер <номер изъят>) - для индивидуального жилищного строительства.

 Установлено также, что на данные земельные участки зарегистрировано право собственности в установленном законом порядке: за Р.В.И. – <дата изъята>, за ФИО3 – <дата изъята> и за ФИО2 – <дата изъята> соответственно, а также за гражданами, впоследствии их приобретшими на основании сделок купли-продажи: ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6 и ФИО8

 Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

 В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).

 Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

 Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе материалы лесоустройства 1984 года Усольского лесничества, суд первой инстанции правомерно указал, что прокурором не представлено надлежащих доказательств того, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда РФ.

 Судом установлено, что на момент предоставления спорных земельных участков границы земель Усольского лесничества и лесного фонда в Усольском лесничестве на местности не закреплены, землеустройство с целью установления местоположения земель лесного фонда не проводилось. Вместе с тем, спорные участки сформированы, идентифицированы и прошли кадастровый учет в целях оформления земельно-правовых отношений как отнесенные к категории земель населенных пунктов, впоследствии при совершении сделок купли-продажи с ними, неоднократно проходили правовую экспертизу и государственную регистрацию.

 В настоящее время в соответствии с Генеральным планом Сосновского муниципального образования Усольского района, утвержденного решением Думы сельского поселения Сосновского муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята>, установлены границы данного сельского поселения, в границах которого находятся спорные земельные участки. Согласно Правилам землепользования и застройки с.Сосновка указанные земельные участки расположены в зоне, предназначенной для индивидуального жилого строительства.

 Довод апелляционного представления о том, что спорные земельные участки, входят в состав этих земель Усольского лесничества, а, следовательно, является земельным участком лесного фонда не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку в соответствии со ст. 101 ЗК РФ границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

 Доказательств внесения в государственный земельный кадастр данных о границах земель Усольского лесничества на момент предоставления спорных земельных участков прокурором не представлено.

 При таких данных вывод суда о том, что администрация муниципального района Усольского районного муниципального образования распорядилась спорными земельными участками в <данные изъяты>  году в пределах предоставленных ей полномочий является правильным.

 Ссылка прокурора на регистрацию в установленном порядке <дата изъята> права собственности Российской Федерации на лесной участок земель лесного фонда общей площадью <данные изъяты>  по адресу: <адрес изъят>, куда вошли и спорные земельные участки, не может быть признана достаточным основанием к отмене судебного решения, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 201-ФЗ распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

 Довод прокурора о том, что спорные участки являются участками лесного фонда и, следовательно, распоряжаться ими, как находящимися в федеральной собственности, предусмотренными законом способами, могла только Российская Федерация или уполномоченный ею орган государственной власти субъекта Российской Федерации, не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, само по себе нахождение спорных участков в границах выдела <номер изъят>, квартала <номер изъят>, технического участка <номер изъят>, Усольского участкового лесничества, не свидетельствует об их принадлежности лесному фонду.

 Апелляционное представление отражает правовую позицию прокурора, с которой судебная коллегия не может согласиться по вышеизложенным основаниям, не указывает на обстоятельства, которые в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием для отмены решения, и удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Усольского городского суда Иркутской области от 18 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

     Председательствующий:

  А.В. Быкова

   Судьи:

  И.В. Скубиева

 Т.В. Николаева