ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1280/2018 от 10.04.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Полузерова С.В.

№ 33–1280/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2018 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,

судей Душнюк Н.В., Стракатовой З.Е.

при секретаре Чесноковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 22 января 2018 г. по иску прокурора Беломорского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о расторжении трудового договора.

Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Беломорского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в администрации было выявлено, что (...) между администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и ФИО1 заключен трудовой договор, в соответствии с которым он принят на главную муниципальную должность - (...). При этом у ФИО1 отсутствует высшее образование, что является нарушением квалификационных требований. Прокурор просил обязать ответчика расторгнуть трудовой договор от (...), заключенный с ФИО1

Решением суда исковые требования удовлетворены, суд обязал ответчика расторгнуть трудовой договор от (...), заключенный с ФИО1 на замещение главной муниципальной должности муниципальной службы администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» - (...).

С таким решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе глава администрации ФИО2 просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что при назначении ФИО1 на должность (...) было проведено заседание комиссии администрации по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, по результатам которого были учтены факты трудовой деятельности ФИО1 на предприятиях коммунальной инфраструктуры и стаж муниципальной службы. ФИО1 надлежащим образом исполняет возложенные на него обязанности, имеет намерение обучаться в высшем учебном заведении. Иных ограничений, связанных с муниципальной службой, установленных ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», в отношении ФИО1 не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Беломорского района Айвазян А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции прокурор Иовлев Д.С. с апелляционной жалобой ответчика не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что комиссия администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (...) приняла решение о назначении ФИО1 на должность заместителя главы администрации.

(...) между администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и ФИО1 заключен трудовой договор на неопределенный срок, согласно которому ФИО1 принят на должность муниципальной службы - (...).

Статья 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, отражающий сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Закрепляя принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, указанный Закон признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.

Из положений ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» должность заместителя главы администрации муниципального образования отнесена к числу главных должностей муниципальной службы. В силу ч. 1 ст. 4 данного Закона РК для замещения указанной должности установлены квалификационные требования: наличие высшего профессионального образования и не менее трех лет стажа муниципальной службы или не менее трех лет стажа работы по специальности.

Таким образом, наличие высшего профессионального образования для замещения должности заместителя главы администрации муниципального образования является обязательным в силу прямого указания в законе.

Согласно представленным доказательствам стаж муниципальной службы ФИО1 составляет более 7 лет. Вместе с тем ФИО1 имеет среднее специальное образование. Документов, подтверждающих наличие у ФИО1 высшего профессионального образования, не предоставлено.

Поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, поскольку на указанную должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципам профессионализма и компетентности муниципальных служащих, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Исходя из положений приведенных правовых норм, расторжение трудового договора по указанному основанию возможно, если выполнение конкретной трудовой функции требует обязательного наличия документа об образовании, подтверждающего получение лицом квалификации, которая позволяет ему выполнять данную работу.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию муниципального района обязанность расторгнуть с ФИО1 трудовой договор от (...), поскольку он заключен в нарушение установленных правил, что исключает возможность продолжения ФИО1 муниципальной службы на данной должности.

Судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что при назначении ФИО1 на должность были учтены факты его трудовой деятельности на предприятиях коммунальной инфраструктуры и стаж муниципальной службы, судебной коллегией отклоняется. Поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего одному из квалификационных требований, является нарушением указанных норм права и основанием для расторжения трудового договора.

Ссылка ответчика в жалобе о том, что ФИО1 имеет намерение обучаться в высшем учебном заведении, не свидетельствует о возможности продолжения им муниципальной службы на указанной должности в отсутствие высшего образования.

Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом допущено не было.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 22 января 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи