Судья Ошвинцева О.И.
Дело № 33-541/2021 (№ 33-12828/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Лапухиной Е.А.,
судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,
при секретаре Мусулевой Н.А.
рассмотрела 18 января 2021 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 9 октября 2020 года по делу №2-2853/2020, которым постановлено:
возложить на Федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор №1» ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность провести работы в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: установить в зданиях корпусных отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5 Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 1» ГУФСИН России по Пермскому краю систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,
возложить на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в необходимом объёме финансовое обеспечение расходов по установке в зданиях корпусных отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5 Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 1» ГУФСИН России по Пермскому краю системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,
отказать в удовлетворении требований к Федеральной службе исполнения наказаний.
Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителя ответчиков Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, ФСИН России ФИО1, представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
21.04.2020 Прокуратура Пермского края, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратилась в суд с иском к ответчикам Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю» (далее по тексту - ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю», Учреждение), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее по тексту - ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту - ФСИН России) просила (с учётом изменения исковых требований), возложить обязанности на ответчиков:
- на ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» провести в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
установку в зданиях корпусных отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю», системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре,
- на ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России в течение двенадцати месяцев с даты вступления в законную силу решения суда организовать в необходимом объёме финансовое обеспечение расходов по установке системы автоматической пожарной сигнализации в зданиях корпусных отделений № № 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
В обоснование требований указано, что в результате проведённой Прокуратурой Пермского края проверки от 01.10.2019 по соблюдению требований Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «Осодержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при содержании лиц, заключённых под стражу, в ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»,
здания и помещения не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации,
в связи с выявленными нарушениями 08.10.2020 в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в части пожарной безопасности,
в зданиях корпусных отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре находятся в неисправном состоянии и монтажные работы по автоматической пожарной сигнализации не проводились.
11.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУ МЧС России по Пермскому краю.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУФСИН России по Пермскому краю просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, считает, что судом нарушены, нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения суда, полагает, что, что возложение обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю будет являться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность территориального органа ФСИН России,
представитель ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы,
Прокуратура Пермского края представила письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения,
представитель Прокуратуры Пермского края в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала указанные возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю», представитель третьего лица Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий по Пермскому краю (далее по тексту – ГУ МЧС России по Пермскому краю) не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены заблаговременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что решение Ленинского районного суда г. Перми от 9октября 2020 года следует отменить в части возложения на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности организовать в необходимом объёме финансовое обеспечение расходов и принять по делу в данной части новое решение, в удовлетворении исковых требований Прокуратуры Пермского края к ГУФСИН России по Пермскому краю отказать, в остальной части решение Ленинского районного суда г. Перми от 9октября 2020 года следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией на основании имеющихся в деле доказательств, 08.10.2019 заместителем прокурора Пермского края вынесено представление в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, в том числе требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», здания и помещения ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации. Из ответа ГУФСИН России по Пермскому краю от 08.11.2019 следует, что ФКУ «Следственный изолятор № 1» ГУФСИН России по Пермскому краю оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, которая находится в работоспособном состоянии, имеется ряд объектов с нефункционирующей автоматической пожарной сигнализацией по причине выработки срока годности данного оборудования.
Также из ответа следует, что ГУФСИН России по Пермскому краю направлен ФСИН России запрос о выделении дополнительных денежных средств на техническое обслуживание, проведение ремонтных и монтажных работ систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и вопрос об устранении выявленных нарушений будет разрешён после доведения дополнительного финансирования ФСИН России.
21.01.2020 Прокуратурой Пермского края в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю направлен запрос о предоставлении информации об устранении нарушений, указанных в представлении.
Из представленного сообщения от 13.02.2020 ГУФСИН России по Пермскому краю следует, что в зданиях корпусных отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» система автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии, монтажные работы автоматической пожарной сигнализации не производились в связи с отсутствием лицензии, а также для приведения в соответствие объектов в учреждениях и исполнение представления прокуратуры необходимо дополнительное финансирование ФСИН России.
17.10.2019 отделом надзорной деятельности профилактической работы по городу Перми ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка в отношении ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю», в ходе которой установлено, что в помещения корпусов №№1, 2, 3, 4, 5 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
Факт неисправности в зданиях корпусных отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре ответчиками не оспаривался.
Из положений Устава следует, что ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, учредителем является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российская Федерация, управление учреждением осуществляет ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, источником финансирования деятельности являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешённые законодательством Российской Федерации, при недостаточности денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России № 518 от 11.06.2015 утверждено положение о ГУФСИН России по Пермскому краю, из которого следует, что основными задачами ГУФСИН России по Пермскому краю являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы Главного управления и подведомственных учреждений; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; контроль использования закреплённого за подведомственными учреждениями имущества, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств, осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Согласно пункту 7 Положения о ФСИН России, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.
Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 13 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012, суд пришёл к правильным выводам о том, что несоблюдение ответчиком ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» возложенных на него законом обязанностей, а также невыполнение требований пожарной безопасности нарушает права неопределённого круга лиц, поэтому требования прокурора о возложении обязанности на ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» установить в зданиях корпусных отделений №№1, 2, 3, 4, 5 ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре подлежат удовлетворению.
Делая такие выводы, суд обоснованно исходил из того, что факт нарушения ответчиком норм действующего законодательства в части отсутствия в зданиях корпусных отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре установлен,
необходимо установление срока, в течение которого ФКУ «Следственный изолятор № 1» ГУФСИН России по Пермскому краю обязан провести работы по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, доказательств невозможности устранения нарушений в указанные сроки ответчиками не представлены.
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор о возложении обязанности на ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» установить в зданиях корпусных отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.
Доводами апелляционной жалобы ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю указанные выводы суда не опровергнуты.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю о том, что собственником имущества ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» является Российская Федерация в лице ФСИН России, и возложение обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю по организации финансового обеспечения расходов является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность территориального органа ФСИН России, поскольку главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» является ФСИН России, и также является надлежащим ответчиком, имеющим право действовать от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Удовлетворяя требования истца о возложение обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю по организации финансового обеспечения расходов, суд посчитал, что поскольку ГУФСИН России по Пермскому краю является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, то и обязанность организовать в необходимом объёме финансовое обеспечение расходов по установке системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в зданиях корпусных отделений № № 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю должна быть возложена на ГУФСИН России,
в связи с тем, что возложение обязанности на ФСИН России организовать финансовое обеспечение на устранение нарушений требований пожарной безопасности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, то в удовлетворении требований к ФСИН России следует отказать.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, о возложении обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в необходимом объёме финансовое обеспечение расходов по установке в зданиях корпусных отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5 ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю» системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права, являются ошибочными.
Так, согласно пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно - исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций, соответственно ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю»
Согласно пункту 5 названного Положения, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, и учреждения исполняющие наказание.
ГУФСИН России по Пермскому краю, являясь территориальным органом, в соответствии с подпунктом 2 п. 15 Приложения 60 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, утверждённого приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 года № 518, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, принимает меры по укреплению и развитию материально-технической базы подведомственных учреждений, осуществляет подготовку обоснованности инвестиций в строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений.
Однако понуждение ФСИН России в лице его территориального органа ГУФСИН России по Пермскому краю к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на неё функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию зданий системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа (Определение Верховного Суда Российской федерации по делу № 81-КГ20-1 от 29 мая 2020 года).
Учитывая изложенное, в удовлетворении иска Прокуратуры Пермского края в интересах неопределённого круга лиц о возложении на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю обязанности организовать в необходимом объёме финансовое обеспечение расходов по установке в зданиях корпусных отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5 Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 1 Главного управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре следует отказать.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Перми от 9 октября 2020 года следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 9 октября 2020 года отменить в части возложения на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю обязанности организовать в необходимом объёме финансовое обеспечение расходов и принять по делу новое решение в этой части.
В удовлетворении иска Прокуратуры Пермского края в интересах неопределённого круга лиц о возложении на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю обязанности организовать в необходимом объёме финансовое обеспечение расходов по установке в зданиях корпусных отделений № 1, 2, 3, 4, 5 Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 1 Главного управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре – отказать.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Перми от 9 октября 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи