ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12828/2013 от 18.06.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья–Слука В.А. дело № 33–12828/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«18» июня 2013 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

Председательствующего Дунюшкиной Н.В.,

судей Рогова С.В., Палянчук Т.А.,

по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,

с участием прокурора Стукова Д.Г.

при секретаре Корольковой А.А.

слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Центрального района г. Сочи Плахотнюк С.М. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 05 апреля 2013 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Сочи.

В обоснование заявления указала, что прокуратурой Центрального района г. Сочи по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия.

Согласно сведений, предоставленных Управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, на территории Центрального района г. Сочи расположено 16 памятников военной истории, включающих воинские захоронения.

Каждый объект имеет регистрационный номер по государственному списку памятников, определена его видовая принадлежность, а также оформлены документы о постановке на государственную охрану.

Установлено, что памятники военной истории, включающие воинские захоронения, в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-КЗ (ред. от 01.08.2012) "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края" (принят ЗС КК 28.07.2000) включены в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края, и в соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" приняты на государственную охрану.

Вместе тем, проверкой установлено, что в реестре муниципальной казны г. Сочи памятники военной истории (воинские захоронения) расположенные на территории Центрального районе г. Сочи не значатся. Технические и кадастровые паспорта отсутствуют, что указывает на их бесхозность.

В соответствии с предъявляемыми требованиями закона, охранные зоны не разработаны и не согласованы, охранные договора не заключены.

Прокурор в судебное заседание не явился.

Представитель администрации города Сочи в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.

Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи от 05 апреля 2013 года в удовлетворении заявления прокурора Центрального района г. Сочи отказано.

Не согласившись с данным решением суда, прокурор Центрального района г. Сочи Плахотнюк С.М. подал апелляционное представление, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, необоснованного и вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Стукова Д.Г., не поддержавшего доводы представления и представителя администрации г. Сочи ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в представлении.

Из материалов дела видно, что прокуратурой Центрального района г. Сочи по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия.

Согласно сведений, предоставленных Управлением по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, на территории Центрального района г. Сочи расположено 16 памятников военной истории, включающих воинские захоронения по следующим адресам: могила ФИО2 (1911-1962), Героя Советского союза по ул. Дагомысская,45 ( кладбище); могила ФИО3 ( 1907-1972), Героя Советского союза по ул. Дагомысская,45 ( кладбище); могила ФИО4 ( 1910-1963), Героя Советского союза по ул. Дагомысская,45 ( кладбище); могила ФИО5 (1895-1965), командира 34-й дивизии РККА, освободившей город от белогвардейцев по ул. Дагомысская,45 (кладбище); могила ФИО6 (1918-1973), Героя Советского союза по ул. Дагомысская,45 ( кладбище); могила Н.П. Поярко ( 1861-1922), комиссара красной гвардии по ул. Дагомысская,45 ( кладбище); братская могила 79 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942-1943 г.г. по ул. Дагомысская,45 (кладбище); братская могила красногвардейцев, красных партизан и красноармейцев, погибших в борьбе за власть Советов, 1918-1920г.г. по ул. Дагомысская,45 ( кладбище); братская могила 45 советских воинов, умерших от ран в годы Великой отечественной войны, 1941-1945г.г. по ул. Клубничная, Новосочинское (закрытое) кладбище; могила ФИО7 ( 1910-1970), Героя Советского союза по ул. Пятигорская, 1 (кладбище); могила ФИО8 ( 1923-1971), Героя Советского союза по ул. Пятигорская, 1 (кладбище); могила ФИО9 (1917-1968), Героя Советского союза по ул. Пятигорская, 1 (кладбище); братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945г.г. по ул. Севастопольская, Завокзальное (закрытое) кладбище; могила ФИО10 ( 1913-1977), Героя Советского союза по ул. Дагомысская, 45 (кладбище); могила С.А. Спильченко ( 1891-1967), участника гражданской войны по ул. Дагомысская, 45(кладбище).

Судом установлено, что каждый объект имеет регистрационный номер по государственному списку памятников, определена его видовая принадлежность, а также оформлены документы о постановке на государственную охрану.

Установлено также, что памятники военной истории, включающие воинские захоронения, в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-КЗ (ред. от 01.08.2012) "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края" (принят ЗС КК 28.07.2000) включены в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края, и в соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" приняты на государственную охрану.

Согласно ст 36 Закона Краснодарского края № 558-КЗ от 06.02.1003 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края» (в ред. Закона Краснодарского края от 10.05.2011 N 2226-КЗ) определен порядок и условия использования объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, земельных участков, в пределах которых расположены объекты археологического наследия, устанавливаются краевым органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности физических и юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, соответствующим охранным документом: охранным обязательством собственника объекта культурного наследия, охранным обязательством пользователя объектом культурного наследия (в ред. Закона Краснодарского края от 03.05.2012 N 2489-КЗ)

Объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также с обязательным выполнением требований, предусмотренных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно ст. 18 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов РФ» федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц. Объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр.

Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр. Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что решение о включении объекта в реестр культурного наследия производится на основании соответствующего решения органа субъекта РФ, а значит государственный учет, государственная охрана, объектов указанных прокурором в заявлении, не входят в полномочия администрации г. Сочи, как органа местного самоуправления.

Согласно ст. 15 Закона Краснодарского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края», краевым органом охраны объектов культурного наследия совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия формируется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Включение объектов историко-культурного наследия в соответствующие реестры не входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Кроме того, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что не подлежат удовлетворению требования о признании бездействия в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены объекты, и прав собственности на сами объекты, так как указанные прокурором объекты внесены в реестр объектов регионального значения (приложение к ЗКК №1872-КЗ), следовательно, право собственности на указанные объекты администрация г. Сочи в силу закона зарегистрировать не может.

Право собственности на указанные объекты фактически возникло у субъекта РФ- Краснодарского края.

Доводы апелляционного представления были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному – неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

В этой связи, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 05 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи краевого суда: