ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 04 августа 2022 года № 33-12830/2022 (2-3550/2021)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Абдрахмановой Э.Я.,
Ибрагимовой И.Р.,
при секретаре Актиевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по исковому заявлению Щемелинина Е.В. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Башкортостан» о признании решения незаконным и перерасчете пенсии
по апелляционным жалобам федерального казенного учреждения Военного комиссариата Республики Башкортостан, федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия
установила:
Щемелинин Е.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Башкортостан» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан») о признании незаконным решения об отказе произвести перерасчет выплачиваемой военной пенсии за выслугу лет с учетом его увольнения с военной службы (воинская часть 67719) 16 сентября 2015 года по последней штатной должности начальника Уфимского временного перегрузочного района, «подполковник», 20 тарифный разряд и обязании произвести перерасчет выплачиваемой военной пенсии с учетом вышеприведенной должности.
Исковые требования мотивированы тем, что с 01 августа 1987 года по 19 июня 2011 года он проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. 19 июня 2011 года он был уволен в запас из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по организационно-штатным мероприятиям. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 53 от 05 февраля 2015 года в сентябре 2015 года он был призван на военные сборы в войсковую часть № 67719 на штатную должность начальника Уфимского временного перегрузочного района, в звании подполковник, 20 тарифный разряд. Приказом командира войсковой части №67719 № 57 от 08 сентября 2015 года он был включен в списки части с 07 сентября 2015 года и поставлен на все виды довольствия военнослужащего, в том числе, финансового довольствия. Приказом командира войсковой части № 67719 № 68 от 16 сентября 2015 года он был исключен из списков части с 16 сентября 2015 года как офицер, прошедший военные сборы на штатной должности (20 тарифный разряд, оклад по воинскому званию «подполковник»). Полагает, что в нарушение действующего постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, военная пенсия ему выплачивается из расчета оклада не по последней штатной должности (20 тарифный разряд, оклад по воинскому званию «подполковник»), с которой он был уволен, а исходя из расчета предыдущего оклада по штатной должности (10 тарифный разряд, оклад по воинскому званию «майор»).
Определениями Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 03 ноября 2021 года, от 24 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечены федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» (далее – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу»), Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года исковые требования Щемелинина Е.В. удовлетворены.
В поданной апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» просит отменить вышеуказанное решение суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что при призыве граждан, пребывающих в запасе, на военные сборы контракт с ними не заключается, выплата пенсии им не приостанавливается, за ними сохраняется рабочее место и должность, кроме денежного довольствия, выплачиваемого за прохождение военных сборов, поскольку производится выплата среднего заработка по месту работы. Обращает внимание, что по окончании военных сборов гражданин приказом командира войсковой части исключается из списков части, а не увольняется в запас или в отставку руководством федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; судом первой инстанции не были уточнены обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности, сохранялись ли за Щемелининым Е.В. его должность и средний заработок по месту основной работы на период прохождения военных сборов с 07 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года, выдавалось ли ему в сентябре 2015 года кадровым органом войсковой части № 67719 удостоверение личности офицера, проходившего военную службу.
В поданной апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» просит отменить вышеуказанное решение суда, полагая постановленным его с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что граждане, призванные на военные сборы, не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы, и статус военнослужащих не распространяется на них в полном объеме; действующее законодательство предоставляет гражданам, призванным на военные сборы, иной, чем у военнослужащих статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов, при этом, рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет на пенсию подлежит перерасчету только в случаях повторного поступления на военную службу и последующего увольнения с военной службы; судом первой инстанции не учтено, что по сообщению Военного Комиссара Кировского и Ленинского районов города Уфы Республики Башкортостан Щемелинин Е.В. с 21 декабря 2012 года по настоящее время на военную службу не призывался. Пребывая на военных сборах, истец заявление о прекращении выплаты военной пенсии не писал, с места работы: Управление Судебного Департамента в Республике Башкортостан, будучи в должности федеральной государственной службы начальника отдела судебной статистики и правовой информации (с 12 мая 2014 года по настоящее время), не увольнялся, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имелось.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, выслушав истца Щемелинина Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установила, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом. Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно справке ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» от 23 июня 2021 года Щемелинин Е.В. является получателем пенсии за выслугу лет с 20 июня 2011 года по настоящее время (лист дела 15, том 1).
Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет - с 01 августа 1987 года по 19 июня 2011 года, с 07 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года.
Указом Президента Российской Федерации № 53 от 05 февраля 2015 года постановлено призвать в 2015 году граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в органах государственной охраны, органах федеральной службы безопасности (пункт 1).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 67719 № 57 от 08 сентября 2015 года «О назначении личного состава», на основании распоряжения генерального штаба ВС РФ в соответствии с предназначением Щемелинин Е.В. назначен начальником района ВУС – 2301003, в звании подполковника, 20 тарифного разряда; призван отделом Военного комиссариата Республики Башкортостан; с 07 сентября 2015 года включен в список части (лист дел 16, том 1).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 67719 № 68 от 16 сентября 2015 года «Об исключении из личного состава» с 16 сентября 2015 года исключить из списков части майора Щемелинина Е.В., ВУС – 2301003, «подполковник», 20 тарифный разряд, как прошедшего военные сборы (лист дела 17, том 1).
Выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации № 744 от 17 октября 2018 года подтверждается присвоение Щемелинину Е.В. очередного воинского звания – подполковник (лист дела 18, том 1).
Согласно ответу ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» от 04 июня 2021 года пенсия Щемелинину Е.В. исчислена и выплачивается правильно, в соответствии с действующим федеральным законодательством. Законных оснований для перерасчета пенсии за выслугу лет, исходя из оклада по штатной должности, соответствующей 20 тарифному разряду, и оклада по воинскому званию «подполковник» не имеется (листы дела 11-13, том 1).
Из вышеуказанного ответа ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» также усматривается, что Щемелинин Е.В. уволен с военной службы приказом командующего войсками Центрального военного округа от 28 мая 2011 года № 79 в воинском звании «майор», с воинской должности «Начальник гауптвахты военной комендатуры Уфимского гарнизона». Пенсия за выслугу лет назначена Щемелинину Е.В. с 20 июня 2011 года из оклада по указанной воинской должности, которая соответствует 10 тарифному разряду, оклада по воинскому званию «майор», присвоенному ему ко дню увольнения с военной службы, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих окладов.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Щемелинина Е.В., суд первой инстанции исходил из того, что истцу включено в общую продолжительность военной службы время прохождения военных сборов с 7 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года на штатной должности начальника Уфимского временного перегрузочного района, «подполковник», 20 тарифный разряд в войсковой части 67719, при этом, пенсия за выслугу лет исчисляется в соответствии с продолжительностью военной службы гражданина, последней штатной должностью, воинским званием; прямого указания на невключение при расчете пенсии военнослужащим периодов прохождения военных сборов, штатной должности при прохождении военных сборов, воинского звания, присвоенного военнослужащему, действующее законодательство не содержит.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм действующего законодательства в силу следующего.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу подпункта «к» части 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», прохождение военных сборов отнесено к исполнению обязанностей военной службы.
Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.
Порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 56 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 29 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.
В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановлением № 941) в выслугу лет для назначения пенсий уже после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время пребывания на военных сборах не ранее чем с 01 марта 1993 года.
Между тем, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (далее - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 43 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона (в их числе военнослужащие), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 3 апреля 2007 года № 338-О-О, федеральный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, представил гражданам, призванным на военные сборы иной, чем у военнослужащих статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу (к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально - экономических правах, деятельность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан), а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные отличия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условия их выполнения.
Вышеприведенные положения закона, разъяснения, содержащиеся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года № 338-О-О, судом первой инстанции не учтены, не установлены юридически значимые обстоятельства необходимые для правильного разрешения дела.
Так, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Щемеленина Е.В., руководствовался определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04 июня 2020 года, которым решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года оставлено в силе.
Из текста судебного акта усматривается, что Щемелинину Е.В. засчитано в общую продолжительность его военной службы время прохождения военных сборов с 07 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года в должности начальника Уфимского временного перегрузочного района, по воинскому званию «подполковник», 20 тарифный разряд.
Вместе с тем, включение данного периода военной службы в общую продолжительность военной службы не может являться основанием для перерасчета пенсии истца, поскольку военные сборы имели место после увольнения истца с военной службы, без последующего поступления на службу по контракту.
Согласно части 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, или на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Согласно пунктам 8 и 9 Постановлением № 941 пенсия, уволенным со службы военнослужащим исчисляется из суммы денежного довольствия, указанного в пункте 9 настоящего Постановления с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включаются уволенным с военной службы военнослужащим – оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
В силу части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 военным пенсионерам выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Как следует из материалов дела, истец проходил военные сборы после увольнения с военной службы, при этом на военную службу вновь не поступал, соответственно, не увольнялся, выплата пенсии за выслугу лет в данный период истцу не приостанавливалась.
В целях проверки юридически значимых обстоятельств по делу судебной коллегией в качестве нового доказательства приобщена выписка из лицевого счета Щемелинина Е.В. за 2015 год на основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из лицевого счета Щемелинина Е.В. за 2015 год им получена пенсия 02 сентября 2015 года в размере 17 259,78 рублей (лист дела 124, том 1). При этом, размер данной пенсии остался прежним, что свидетельствует о неприостановлении назначенной пенсии во время пребывания истца на военных сборах.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что очередное воинское звание «подполковник» истцу было присвоено 17 октября 2018 года, то есть спустя три года после прохождения им военных сборов, в связи с чем требование истца о перерасчете его пенсии с 16 сентября 2015 года, исходя из воинского звания «подполковник», присвоенного в октябре 2018 года, нельзя признан обоснованным.
Вопреки утверждениям Щемелинина Е.В. рапорт о повторном поступлении на военную службу на имя Военного Комиссара Республики Башкортостан 07 сентября 2015 года, заявление о прекращении на выплату пенсии, приказ об увольнении со службы офицера, изданный 16 сентября 2015 года, стороной истца не представлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований Щемелинина Е.В. у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что из пунктов 16 и 19 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности», следует, что при проведении военных сборов осуществляется совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей, а также осуществляется подготовка, переподготовка граждан по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям.
Таким образом, граждане, призванные на военные сборы, не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы, и статус военнослужащих не распространяется на них в полном объеме.
Принимая во внимание изложенное, решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года законным быть признано не может и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, отменяя указанное выше судебное решение, принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Щемелинина Е.В. о признании решения незаконным и перерасчете пенсии.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Щемелинина Е.В. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Башкортостан» о признании решения незаконным и перерасчете пенсии отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10 августа 2022 года.
Председательствующий О. В. Алексеенко
Судьи Э. Я. Абдрахманова
И. Р. Ибрагимова
Справка: федеральный судья Идиятова Н.Р.