Судья – Катюха А.А. Дело №33-1283/2015
Докладчик – Капкаун Т.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2015 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего – Капкаун Т.И.,
судей – Доманова В.Ю. и Марьенковой А.В.
при секретаре – Бочаровой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахалинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к открытому акционерному обществу (далее по тексту – ОАО) «Банк Москвы» в лице Регионального операционного офиса Хабаровского филиала ОАО «Банк Москвы» в городе Южно-Сахалинске о признании незаконным отказа в предоставлении запрашиваемой информации, возложении обязанность предоставить информацию
по апелляционной жалобе и дополнению к ней представителя ответчика К.А.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым признаны незаконными действия ОАО «Банк Москвы» в лице Регионального операционного офиса Хабаровского филиала ОАО «Банк Москвы» в городе Южно-Сахалинске в части отказа в предоставлений сведений о счетах и вкладах денежных средств и драгоценных металлов в отношении государственных служащих Сахалинской таможни, Сахалинского ЛО МВД России на транспорте, их супругов и несовершеннолетних детей. На ответчика возложена обязанность представить указанные сведения в Сахалинскую транспортную прокуратуру в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ДД.ММ.ГГГГ Сахалинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к ОАО «Банк Москвы» в лице Регионального операционного офиса Хабаровского филиала ОАО «Банк Москвы» в городе Южно-Сахалинске о признании незаконным отказа в предоставлении информации о счетах и вкладах денежных средств и драгоценных металлов, в отношении государственных служащих Сахалинской таможни, Сахалинского ЛО МВД России на транспорте, их супругов и несовершеннолетних детей, возложении обязанности предоставить указанную информацию в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований указано, что в рамках проводимой по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры плановой проверки соблюдения федерального законодательства о государственной службе в части соблюдения ограничений государственными служащими и противодействия коррупции прокурором был направлен запрос ответчику о предоставлении указанных выше сведений, однако в предоставлении запрошенной информации было отказано.
Полагает данный отказ незаконным, поскольку запрос прокурора связан с возложенными на него функциями по надзору за исполнением законодательства в части соблюдения ограничений и запретов при приеме на службу и ее прохождении, непредставление запрошенной информации препятствует осуществлению возложенных на прокуратуру полномочий, нарушает интересы Российской Федерации.
Обращает внимание, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В судебном заседании старший помощник Сахалинского транспортного прокурора Л.М.В. иск поддержала, представитель ответчика К.А.В. возражал против его удовлетворения.
Судом принято приведенное выше решение, которое представитель ответчика К.А.В. в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит отменить, ссылаясь на то, что действующее законодательство не наделяет прокурора специальными полномочиями по истребованию в кредитных организациях сведений, составляющих банковскую тайну.
Возражая против удовлетворения жалобы, Сахалинский транспортный прокурор решение суда просит оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, обсудив эти доводы, заслушав объяснения представителя ответчика К.А.В., поддержавшего жалобу и дополнение к ней, и возражения против ее удовлетворения участвующего в деле прокурора З.М.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В преамбуле Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а в статье 8 указано на обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 6 статьи 5 названного Федерального закона определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализует иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Анализ правовых норм названного Федерального закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы.
Согласно пунктам 10, 11 Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года №226, Генеральному прокурору Российской Федерации при ежегодном представлении Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению необходимо уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней; Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам необходимо обеспечить проведение в 2014 году проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях.
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2007 года №195 (в редакции от 04 октября 2013 года №428) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 статьи 4 названного Закона органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
В пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» указано, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В целях обеспечения действенного прокурорского надзора, учитывающего требования законодательства и международных обязательств в сфере противодействия коррупции, а также эффективной координации деятельности правоохранительных органов в этой области, с учетом приоритетного направления прокурорской деятельности Генеральной прокуратурой Российской Федерации издан приказ №454 от 29 августа 2014 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции». В пункте 7 статьи 5 данного приказа прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов предписано обеспечить ежегодное проведение проверок соблюдения требований Федеральных законов от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц, их доходам» и от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» в период с установленной даты представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за истекший календарный период до августа текущего года.
Частью 6 статьи 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации закреплено в части 3 статьи 67 вышеуказанного Закона.
На основании совокупного анализа вышеприведенного законодательства, удовлетворяя требования прокурора о признании незаконными действий ОАО «Банк Москвы» по отказу в предоставлении в Сахалинску транспортную прокуратуру запрашиваемых сведений и возлагая на него обязанность предоставить сведения для проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной службе и противодействия коррупции, поэтому в рамках представленных ему полномочий вправе истребовать необходимую информацию, в том числе информацию о банковских счетах, с целью проведения соответствующих проверок.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 и статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней представителя ответчика К.А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Капкаун Т.И.
Судьи Доманов В.Ю.
Марьенкова А.В.